СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы работы педагога в период подготовки к государственной итоговой аттестации по истории в форме ОГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы работы педагога в период подготовки к государственной итоговой аттестации по истории в форме ОГЭ»

Методы и приёмы работы педагога в период подготовки к государственной итоговой аттестации по истории в форме ОГЭ



Колесников А.А.





Экзамен – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Безусловно, это самый важный этап, к которому он готовится в течение долгого времени и успешность сдачи экзамена во многом определяется тем, насколько грамотно и методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.

Подготовка к государственной итоговой аттестации – это всегда очень ответственный процесс. Каждый преподаватель вместе со своими учениками готовится к этому серьезному испытанию и ищет эффективные пути к его успешному преодолению. Стоит отметить, что ежегодно мы наблюдаем тенденцию, когда все больше детей выбирают историю в качестве предмета для сдачи ОГЭ. Безусловно, педагогический опыт показывает, что для того, чтобы выпускники 9- го класса соответствовали предъявляемым требованиям, необходимо работать в этом направлении с пятого класса.

Отметим еще одну важную деталь. Так как мой опыт работы связан не со школой, а с системой СПО, то стоит сказать, что важность подготовки детей к ОГЭ важна, так как многие после ОГЭ поступают в техникумы и в колледжи. И уровень знаний всегда стоит в приоритете. Поэтому эта тема имеет свою актуальность. Безусловно, в копилке каждого учителя существует множество приемов, способствующих формированию необходимых знаний и навыков для сдачи ГИА.

  Остановлюсь более подробно на таких аспектах, как формирование теоретических, хронологических, понятийных знаний.

 Специфика нашего предмета такова, что приходится изучать вопросы экономической, политической, социальной, культурной сфер. А это огромнейший поток информации, дат, имен, терминов, точек зрения и т.д. и как следствие этого снижение интереса к предмету у одних, страх, паника перед сдачей экзамена у других. Тем более, что при переходе к концентрической системе увеличилась интенсивность изучения предмета.

Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Главным направлением в педагогической деятельности является -  повышение качества обучения на основе активизации деятельности учащихся на уроках, благодаря   осуществлению личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов; проведению разнообразных типов уроков с включением межпредметных связей; организации самостоятельной и коллективной работы учащихся с различными источниками информации.

Формирование хронологических знаний занимает также важный аспект рассмотрения нашей темы, так как   в экзаменационных материалах встречается достаточно заданий, при выполнении которых требуются знания дат. Запомнить такое множество дат учащимся очень сложно, поэтому на каждом уроке уделяется внимание работе с хронологией.

Важно для каждого ученика сформировать понятийный аппарат, который будет способствовать изучению и пониманию теоретического материала в целом и даст представление о той или иной эпохе. Знание понятий также необходимо при выполнении ОГЭ.

Всё это является важным шагом для обучения и подготовке учащихся к сдаче ГИА в форме ОГЭ. Разнообразие используемых форм, приемов работы с учащимися на уроке неслучайно. Это позволяет привлечь учеников к поиску и обработке информации, а не сообщать ее в готовом виде. Все это способствует   формированию   ключевых компетенций у учащихся в процессе обучения.

Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Такой подход должен как правило заполнить пробелы по основному учебному материалу. Это очень важно, так как без такого подхода в целом по предмету «История» подготовится почти нереально.

Перечислим с вами основные методы в системе работы по подготовке к ОГЭ:

- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ

-систематизация теории, практические навыки базового курса обществознания;

-дополнение школьного предметного курса;

-компьютерные тесты;

-онлайн тесты

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

-занятия-тренировки в группах

-контроль знаний теоретической базы;

Данные методы позволят более разносторонне и грамотно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ. Мы видим, что данные методы в целом затронули практически все аспекты в плане подготовки к экзамену: использование тестовых технологий на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний; использование схем, таблиц, опорных конспектов, памятки, так как информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел и пр. Все это позволяет учителю более полно подготовить детей к важному этапу в его жизни. Также применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Еще стоит обратить внимание на еще один, казалось бы, с виду малозначимый аспект, но по мнению многих педагогов и как показывает практика самый даже необходимый – информационная и просветительская работа по подготовке к ОГЭ. В чем важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ. Именно поэтому стоит обязательно учитывать и такую сторону подготовки.

В заключении стоит отметить, что постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Для современного учителя эти слова должны стать очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.



Литература:

  1. Артасов И. А., Мельникова О. Н. Перспективная модель Ким ОГЭ по истории // Педагогические измерения. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnaya-model-kim-oge-po-istorii (дата обращения: 30.01.2024).

  2. ГИА-2020. Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Национальное образование, 2021.

  3. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2021

  4. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.,2017.

  5. Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе. - 2019. -№1.