1.Анализ картины Поленова «Христос и грешница» в модуле «Основы православной культуры», урок № 13 по теме «Золотое правило этики»
-Прочитайте автора и название картины.
-Как вы понимаете слово «грешница»?
-Кого вы видите на картине?
-Где происходят события?
-Когда происходят события?
-Чем занят Христос?
-Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии Христа?
-А какими мы видим людей, приведших женщину-грешницу?
-Как вы думаете, что они требуют от Иисуса?
-Если Христос спокоен, что он отвечает им?
-Почему? Какой вывод вы можете сделать?
(Христос у Поленова — не Бог, а странник, мудрец, гуманист)
-Как бы вы назвали эту картину?
- Вересаев так оценил эту картину: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой». А притча такова. (Евангелие от Иоанна, глава VIII.) Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
-Какой вывод можно сделать? (Люби грешника и ненавидь грех).
2. Анализ фрески В.Васнецова в модуле «Основы православной культуры», урок № 18 по теме «Крещение Руси», с. 60
-Кого вы видите на фреске?
-Кто находится в центре фрески?
- В отличие от многих религиозных картин того времени, образ правителя Древней Руси наделен индивидуализированными чертами.
-Каким мы его видим?
-Почему он так сосредоточен и торжественен?
-Что вы можете сказать о его одеждах?
-О чем это свидетельствует?
-Кто окружает князя?
-Позади князя мы видим хор. Что исполняют певцы?
-Что мы видим на лицах простого народа, стоящего в очереди для принятия крещения?
- А что еще бросается в глаза? (яркий свет, льющийся сверху)
-Что это, как вы думаете? (это божественный свет, сверху радуются происходящему)
-Какова идея фрески?
-Эта фреска полна торжественности и величия и одновременно с этим ее переполняет радость.
3. Анализ картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне» в модуле «Основы православной культуры», урок № 19 по теме «Подвиг»
-Кого вы видите на картине?
-Где происходят события?
-Когда происходят события?
-О чем говорит линия низкого горизонта, аскетичный фон, простые одежды?
-О чем говорит поза человека?
-Какую метафору вы можете подобрать к фигуре человека? (окаменел)
-Что вы можете сказать об этом человеке? О чем он думает?
-Сам автор картины говорил, что писал ее «слезами и кровью». Как вы думаете, почему?
-Какова идея картины, что хотел сказать художник?
-Какой вывод можно сделать?
(Проблема, встающая перед каждым человеком в форме нравственной альтернативы: уступить злу или победить его, жертвуя собой, ибо третьего не дано. Образ Христа - это образ чисто человеческого сомнения и страдания)