УДК 37
Алексеева Анастасия Владимировна
студент ФГБОУ ВПО «ПГСГА»
Самара, РФ
E-mail: [email protected]
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Креативность является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности - одна из приоритетных задач современного образования, с решением которой связана активизация психологических исследований в данной области.
Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж.Гилфорда, А.Маслоу, К.Тейлора, Э.П.Торренса, Э.Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась А.В.Хуторским, А.М.Матюшкиным, Л.С.Выготским, С.С.Жумашевой, Д.В.Чернилевским, А.В.Морозовым, Т.Т.Тажибаевым, В.Н.Дружининым, Д.Б.Богоявленской и др.
Младший подростковый возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности и личностного смысла, позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Изучая креативность как общую универсальную способность к творчеству, следует иметь в виду специфику ее проявления на различных возрастных этапах и динамику ее возрастного развития у личности, т.е. необходимо обратить внимание на онтогенетический аспект этой проблемы [4, с. 117].
Традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию креативности. Педагогический процесс в младшем подростковом возрасте является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. [3, с. 96].
Как неоднократно подчеркивал С.Л.Рубинштейн, педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Уникальные психофизиологические возможности у детей десятилетнего возраста позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства [5, с. 294].
Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Т.Н.Тихомирова предложила для развития креативности «обогащение образовательного пространства», или, - использование инновационных технологий по экологии и музейной педагогике, а еще проще - культурно-досуговую деятельность школьников, которая воздействует на эмоциональную сферу и опыт социального взаимодействия. [7, с. 107]. Развитию творчества у детей посвящено большое количество публикаций. Используются различные способы: игры, чтение сказок, рассматривание картин [8, с. 105], прослушивание и интерпретация музыкальных произведений [2, с. 207].
Т.А.Парфенова отмечает роль свободного общения детей в процессе внеурочной деятельности [6, с. 704]. Однако, читая об этих способах улучшения креативности, возникает естественный вопрос: это результат развития дивергентного мышления и других креативных способностей или «раскрепощение» креативного потенциала за счет увеличения социальной смелости в общении, устранение боязни высказать ту или иную мысль? В пользу последнего предположения могут свидетельствовать данные А.Е.Банюховой, которая нашла, что креативность зависит от социального статуса человека в группе: у лидеров креативность была выше, чем у имеющих низкий статус [1, с. 205]. По данным Майера, применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении [9, с. 197].
Говоря о методах формирования творческого мышления следует упомянуть и психолого-диагностические тренинги. Преимущество этой формы диагностики заключается в то, что применяемые методические приемы направлены не только на диагностику одаренности, но и на ее развитие.
Таким образом, мы может предполагать что, если использовать в педагогическом процессе разнообразные методы развития креативности, то ее формирование у детей 10-летнего возраста будет более эффективным.
Список использованной литературы:
1. Банюхова А.Е. Шемелина О.С. Личностные аспекты креативности // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 4. С. 205-211.
2. Логинова М.В. Онтология выразительных форм в культуре // Вестник Мордовского университета. 2014. Т. 24. № 4. С. 207-215
3. Парфенова Т.А. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников // В сборнике: Филологический аспект Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2015. С. 96-100.
4. Парфенова Т.А. Влияние уровня проявления тревожности младших подростков на успешность в учебной деятельности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 117-120.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 2000 –712 с.
6. Севенюк С.А., Парфенова Т.А. Фототерапия как средство развития творческой активности студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5-3. С. 704-707.
7. Тихомирова Т.Н. Социальные изменения семейного воспитания и творческие проявления людей // Информация, время, творчество: Тезисы докладов Международной конференции "Новые методы в исследованиях художественного творчества" / Под ред. В.П. Петрова и А.В. Харуто, 2007. C. 107-110.
8. Хорошун М.Э. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в играх. Психология XXI века: Тезисы Международной мевузовской научно-практической конференции студентв и аспирантов. Спб., 2001. С. 105-106.
9. Mayer J. D. Salovey P., Caruso D. R. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. Issue 3. Р. 197–215.
© А.В. Алексеева, 2015