СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка.Экологическая тропа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тропа - это маршрут, проходящий через различные природные объекты, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах.Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка.Экологическая тропа»

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Любицкая средняя общеобразовательная школа»









«Экологическая тропа»







Выполнила: Молодцова Валентина Владимировна



учитель географии- биологии

















2015г.






«Экологическая тропа»


1. Цель работы на экологической тропе:

Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

1.Образовательная – расширение знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

2.Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе.

3.Развивающая – организация активного отдыха обучащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.



2. Местонахождение экологической тропы.


Экологическая тропа находится в пределах села Любицкое. На удалении : от г.Курска 66км, от центра- р.п. Медвенка -30км.


3. Рельеф местности:


Территория школы находится на межбалочном пространстве. Микрорельеф – равнинный. Прилегающая территория расчленена балками и оврагами. Базис эрозии доходит до 55 м, а коэффициент расчленённости территории 1,1 км-км2


4. Протяжённость объекта.


Общая протяжённость тропы 0,5 км. Проходит она по территории межбалочного пространства, склону речной долины, в пойме реки.

Начало экологической тропы школьный двор - дендрарий (фото 1), далее за пределами школьного двора по грунтовой дороге к пойме реки - ольшаник (фото 2) ,затем по грунтовой дороге к байрачному лесу -дуб ранний (фото 3)

5.Информативность объекта.


Маршрут разработан с учётом местности и позволяет решать учебно- воспитательные задачи по охране природной среды в соответствии с современными требованиями.

При изучении антропогенного воздействия на окружающую природную среду одним из важных этапов работы на учебной экологической тропе является мониторинг.

Мониторинг представляет долгосрочную систему наблюдений за состоянием компонентов природы.

В соответствии с задачами локального мониторинга данной территории изучение компонентов природы осуществляется с применением научных методов наблюдения и эксперимента по следующей схеме:


а) изучение флористического состава фитоценоза;

б) выявление и изучение видов, растущих на данной территории;

в) изучение влияния антропогенных факторов среды на биосостояние растений.



На экологической тропе 3 стоянки, на которых проводятся наблюдения по сезонам года, т.е. не менее 3 раза в год.


6.Карта-сема.

Оборудование экологической тропы было начато с составления картосхемы, на которой обозначились объекты, на местности. Далее обследовался маршрут тропы, и были выявлены места для установки информационных досок, экологических знаков и указателей.




7.Обзорные точки экологической тропы.


Стоянка №1. Находится на территории школьного двора (дендрарий) .

Цель работы на стоянке:

- Изучение флористического состава.


Установлено: на территории школьного двора произрастают, тополь, рябина, берёза, сосна, яблони, груши. Кустарники: роза, спирея, смородина.


Фото 1 Школьный двор




Стоянка №2 Находится в южном направлении от здания школы. Это небольшой по площади лес.

Цель работы на стоянке:


- Изучение флористического состава.

- Знакомство с компонентами природы данной местности, выявление связи между ними.

Изучаем:

  1. Какое влияние на качественное состояние комплекса оказывает рельеф.

  2. В каком отношении находятся такие компоненты комплекса как:

а) почва и растительность;

б) растительность и животный мир.

3. Какие меры по охране природного комплекса можете предложить.

Установлено, что ольшаник расположен в пониженной притеррасной части реки Плоная.

Основной флористический состав: Деревья – ольха клейкая

Травы – осоки, различные виды

Лиана – хмель







Фото 2. Пойменный лес. Ольшаник.


Фото 3 Ольшаник.

Стоянка №3. Находится на меж балочном пространстве. Дубрава в балке «Берёзовая»


Цель работы на стоянке:

- изучение видового состава растительности;

Установлено, что основной породой деревьев является дуб обыкновенный. В этой дубраве произрастает два вида дуба: ранний и поздний. Ранний дуб распускается на 20 дней раньше позднего и осенью сбрасывает листву. Поздний дуб листья не сбрасывает в течении всей зимы, до весны. Он не плохо переносит засуху, является одним из самых красивых и долговечных деревьев. Достигает высоты 30 м (максимально до 45-55 м). Форма ствола и кроны которого зависит от экологических условий. В сомкнутых древостоях ствол прямой, а крона высоко поднята. На открытых местах ствол неровный, а крона широкая полушаровидная. Дубы производят впечатление силы и мощи, имеют мощный ствол. Побеги дуба меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые формы. У дубов наблюдается естественное срастание ветвей разных экземпляров, находящихся в непосредственной близости друг от друга. В месте соприкосновения отсутствует кора и образуется утолщение с площадкой на каждой ветви. Ветви дуба изломанные, угловатые, резкие. У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев недели на две. Осенью листья на дубах опадают плохо, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму. Листья длиной 7-15 см, кожистые, слегка блестящие. Листья дуба разлагаются 2-3 года. Цветки и листья на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев недели на две; так как боятся холодов. Плоды дубов - желуди, созревают в сентябре-октябре. Корневая система у дуба мощная - чтобы удержать массивное дерево. Глубина прорастания 7- 12 м (максимум 20 м). Желуди - любимая еда многих лесных жителей: кабанов, оленей, медведей, голубей, фазанов, соек, мышей. Кора дуба издревле использовалась для дубления кожи, холста, рыболовных сетей. Охотники каменного века делали из дуба топорища, палицы, древки копий. Жители русской равнины из дуба делали челны-долбленки. Ценили дуб не только корабелы, но и строители. Из него строили мосты, церкви, а иногда и целые города. Крестьяне делали из дуба колеса, спицы, сельскохозяйственные орудия.

Фото 4. Дубрава в Балке «Берёзовая»


Фото 5. Дуб поздний

Здесь произрастает осина, она занимает участки на месте вырубки дуба, по окраине леса – тёрн, шиповник.


Также произрастают редкие травянистые растения – это рябчик русский, ландыш майский, купальница европейская.


Фото 6. Купальница европейская



Учащиеся собрали сведения о редких растениях нашего леса, это явилось материалом для создания «Красной книги» нашего села.




8.Эстетическая, природоохранная и историческая ценность.


Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе.




Фото 7. Свалка мусора в лесу.


Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.