Использование современных педагогических технологий на занятиях по английскому языку в учреждениях дополнительного образования
Шишкина Марина Анатольевна
Методист, педагог дополнительного образования
МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов», г. Хабаровск
В настоящее время из-за укрепления международных связей нашей страны с другими государствами повысился интерес к обучению детей иностранным языкам. В связи с возрастающей учебной нагрузкой в начальной школе, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку и открытии соответствующих групп в дополнительном образовании.
В центре внимания современного образовательного процесса находится личность обучающегося, его неповторимый внутренний мир. В связи, с этим основной целью деятельности педагога является грамотный выбор методов и форм организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют поставленной цели развития личности.
Цели обучения иностранным языкам - формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, развитие речевых умений и языковых навыков, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить себя, свои знания, умения и навыки, активизировав познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, использование информационно-коммуникативных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.
Рассмотрим перечисленные технологии более подробно.
1. Технология сотрудничества.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, не просто выполняя ряд действий одновременно. Практика показывает, что совместное обучение проходит не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Немаловажно, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, она касается развития их нравственности, толерантности, эмпатии. Дети учатся в ситуации взаимопомощи, совместном решении возникших в обучении трудностей и проблем, разделяют вместе победы и поражения.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Формирование групп обучающихся. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики.
2. Распределение ролей в группе при выполнении общего задания.
3. Оценивание результата не одного ребенка, а всей группы.
4. Выбор педагогом среди участников группы ответственного, который будет отчитываться о результатах проделанной работы. Если слабый ученик может подробно рассказать о результатах совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Используя технологию сотрудничества, можно выполнять следующие задания:
- на грамматику;
- работу над лексикой;
- на отработку фонетических навыков;
- работу над текстами для чтения;
- на проверку домашнего задания.
В своей практике я стараюсь использовать данную технологию во всех перечисленных направлениях изучения иностранного языка, чередуя и совмещая с другими технологиями. Например, технологию сотрудничества отлично дополняют информационно-коммуникативные технологии, позволяющие разнообразить процесс работы по группам аудио-, видео-, наглядным материалом. Помимо этого технология сотрудничества может чередоваться с технологией коллективного взаимообучения, игровыми технологиями, а также быть сопряжена со здоровьесберегающими технологиями.
Изучение иностранного языка требует определенных усилий обучающихся, постоянного интереса, стойкой мотивации, которые могут пропадать при выполнении, на первый взгляд, сложных заданий. Например, при работе с большим текстом в обычном режиме, во второй половине текста дети теряют концентрацию внимания. Технология сотрудничества помогает в поддержании интереса. Я предлагаю обучающимся поработать в группах либо над одним и тем же текстом, либо над разными его частями, которые дети соединят воедино позже. У каждого обучающегося в группе свое задание, после выполнения, которого он делится информацией с другими обучающимися его группы. Далее группа, выполнив задание, делится информацией с другими группами. После чего я предлагаю обучающимся контрольное задание по всему тексту, которое они выполняют либо совместно, либо индивидуально.
Следует отметить, что для эффективного использования технологии сотрудничества недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть технологии состоит в том, чтобы обучающийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности обучающихся очень важна. Совместная работа дает прекрасный стимул, как для познавательной деятельности, так и для коммуникативной, так как всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Основной принцип данной технологии: каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.
2. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.
Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
В своей практике я использую данные педагогические технологии, проводя физкультминутки, включая в занятие подвижные игры, гимнастику для глаз и рук. Помимо этого использую оздоровительные силы природы, проводя тематические занятия на свежем воздухе. Также я слежу за соблюдением санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, систематически проветриваю учебное помещение, прививаю детям элементарные навыки при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле, обучаю детей простейшим приемам здорового образа жизни.
Для достижения определенного результата познавательной деятельности, на своих занятиях по английскому языку я соблюдаю принципы организации учебного процесса в рамках здоровьесберегающей педагогики, а именно чередую виды учебной деятельности, виды преподавания, поддерживаю интерес и мотивацию к обучению, слежу за психологическим климатом в коллективе, рассказываю о важности ведения здорового образа жизни.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
Применение новых информационных технологий - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать занятие интересным.
Применение ИКТ:
1. расширяет рамки образовательного процесса, способствует его практической направленности;
3. повышает мотивацию учащихся в обучении;
4. создаёт условия для успешной самореализации личности;
5. развивает и углубляет межпредметные связи;
6. развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность;
7. повышает качество знаний по предмету.
В своей практической деятельности активно применяю информационно-коммуникационные технологии на различных этапах занятия в зависимости от поставленных целей и задач, в частности, на этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического или грамматического материала, работы над аудированием, чтением, письмом и говорением, а также на этапе контроля знаний учащихся по теме.
При подготовке к занятиям я использую материалы сети Интернет, которая создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческой, аутентичной, фольклорной, наглядного материала, аудио- и видеоматериалов и т. д.
Очень часто на занятиях я использую презентации. Презентация включают наглядный материал, тексты, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
Мультимедийные презентации помогают:
1. в активизации внимания всей группы;
2. в наглядном представлении нового лексического, грамматического материала;
3. при обучении всем видам речевой деятельности.
С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, становится увлекательным и насыщенным, тем самым, вызывая положительные эмоции у обучающихся, создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных педагогических технологий способствует совершенствованию и повышению качества учебного процесса, обогащению арсенала методических средств и приемов педагога, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятие по английскому языку интересным и запоминающимся для обучающихся.
Список используемой литературы:
1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005;
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.