СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Использование современных педагогических технологий на занятиях по страноведению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка выделяет педагогические технологии, применяемые на занятиях и помогающие поддерживать интерес к изучению английского, стойкую мотивацию, делает занятия более насыщенными, информативными.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Использование современных педагогических технологий на занятиях по страноведению"»

Использование современных педагогических технологий на занятиях по английскому языку в учреждениях дополнительного образования


Шишкина Марина Анатольевна

Методист, педагог дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов», г. Хабаровск


В настоящее время из-за укрепления международных связей нашей страны с другими государствами повысился интерес к обучению детей иностранным языкам. В связи с возрастающей учебной нагрузкой в начальной школе, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку и открытии соответствующих групп в дополнительном образовании.

В центре внимания современного образовательного процесса находится личность обучающегося, его неповторимый внутренний мир. В связи, с этим основной целью деятельности педагога является грамотный выбор методов и форм организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют поставленной цели развития личности.

Цели обучения иностранным языкам - формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, развитие речевых умений и языковых навыков, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить себя, свои знания, умения и навыки, активизировав познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, использование информационно-коммуникативных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.

Рассмотрим перечисленные технологии более подробно.

1. Технология сотрудничества.

Главная идея  обучения  в  сотрудничестве  -  учиться вместе, не просто выполняя ряд действий одновременно. Практика показывает, что совместное обучение проходит не только легче и интереснее,  но и значительно эффективнее.  Немаловажно, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, она касается развития их нравственности, толерантности, эмпатии. Дети учатся в ситуации взаимопомощи, совместном решении возникших в обучении трудностей и проблем, разделяют вместе победы и поражения.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1. Формирование групп обучающихся. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики.

2. Распределение ролей в группе при выполнении общего задания.

3. Оценивание результата не одного ребенка, а всей группы.

4. Выбор педагогом среди участников группы ответственного, который будет отчитываться о результатах проделанной работы. Если слабый ученик может подробно рассказать о результатах совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Используя технологию сотрудничества, можно выполнять следующие задания:

- на грамматику;

- работу над лексикой;

- на отработку фонетических навыков;

- работу над текстами для чтения;

- на проверку домашнего задания.

В своей практике я стараюсь использовать данную технологию во всех перечисленных направлениях изучения иностранного языка, чередуя и совмещая с другими технологиями. Например, технологию сотрудничества отлично дополняют информационно-коммуникативные технологии, позволяющие разнообразить процесс работы по группам аудио-, видео-, наглядным материалом. Помимо этого технология сотрудничества может чередоваться с технологией коллективного взаимообучения, игровыми технологиями, а также быть сопряжена со здоровьесберегающими технологиями.

Изучение иностранного языка требует определенных усилий обучающихся, постоянного интереса, стойкой мотивации, которые могут пропадать при выполнении, на первый взгляд, сложных заданий. Например, при работе с большим текстом в обычном режиме, во второй половине текста дети теряют концентрацию внимания. Технология сотрудничества помогает в поддержании интереса. Я предлагаю обучающимся поработать в группах либо над одним и тем же текстом, либо над разными его частями, которые дети соединят воедино позже. У каждого обучающегося в группе свое задание, после выполнения, которого он делится информацией с другими обучающимися его группы. Далее группа, выполнив задание, делится информацией с другими группами. После чего я предлагаю обучающимся контрольное задание по всему тексту, которое они выполняют либо совместно, либо индивидуально.

Следует отметить, что для эффективного использования технологии сотрудничества недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть технологии состоит в том, чтобы обучающийся захотел приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности обучающихся очень важна. Совместная работа дает прекрасный стимул, как для познавательной деятельности, так и для коммуникативной, так как всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Основной принцип данной технологии: каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

2. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

В своей практике я использую данные педагогические технологии, проводя физкультминутки, включая в занятие подвижные игры, гимнастику для глаз и рук. Помимо этого использую оздоровительные силы природы, проводя тематические занятия на свежем воздухе. Также я слежу за соблюдением санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, систематически проветриваю учебное помещение, прививаю детям элементарные навыки при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле, обучаю детей простейшим приемам здорового образа жизни.

Для достижения определенного результата познавательной деятельности, на своих занятиях по английскому языку я соблюдаю принципы организации учебного процесса в рамках здоровьесберегающей педагогики, а именно чередую виды учебной деятельности, виды преподавания, поддерживаю интерес и мотивацию к обучению, слежу за психологическим климатом в коллективе, рассказываю о важности ведения здорового образа жизни.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Применение новых информационных технологий - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать занятие интересным.

Применение ИКТ:

1. расширяет рамки образовательного процесса, способствует его практической направленности;

3. повышает мотивацию учащихся в обучении;

4. создаёт условия для успешной самореализации личности;

5. развивает и углубляет межпредметные связи;

6. развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность;

7. повышает качество знаний по предмету.

В своей практической деятельности активно применяю информационно-коммуникационные технологии на различных этапах занятия в зависимости от поставленных целей и задач, в частности, на этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического или грамматического материала, работы над аудированием, чтением, письмом и говорением, а также на этапе контроля знаний учащихся по теме.

При подготовке к занятиям я использую материалы сети Интернет, которая создаёт условия для получения любой необходимой информации: страноведческой, аутентичной, фольклорной, наглядного материала, аудио- и видеоматериалов и т. д.

Очень часто на занятиях я использую презентации. Презентация включают наглядный материал, тексты, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Мультимедийные презентации помогают:

1. в активизации внимания всей группы;

2. в наглядном представлении нового лексического, грамматического материала;

3. при обучении всем видам речевой деятельности.

С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, становится увлекательным и насыщенным, тем самым, вызывая положительные эмоции у обучающихся, создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных педагогических технологий способствует совершенствованию и повышению качества учебного процесса, обогащению арсенала методических средств и приемов педагога, позволяющих разнообразить формы работы и сделать занятие по английскому языку интересным и запоминающимся для обучающихся.



Список используемой литературы:

1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005;

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.