Қазақстан Республикасының білім басқармасының жанындағы
«Бурабай ауданы Қатаркол ауылы Ауылшаруашылық колледжі»
Мемлекеттік коммуналдык қазыналық кәсіпорны
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГККП «Сельскохозяйственный колледж с. Катарколь»
при управлении образования Акмолинской области
Әдістемелік әзірлеме
Методическая разработка
По предмету «Зоология»
Тема: «Млекопитающие»
Гр. Вет-114Б
Дайындаған оқытушысы:
Составил: преподаватель
Ветеринарных дисциплин
Сарсенбаев Т.Т..
Рассмотрены на заседании предметной (цикловой) комиссии
ветеринарных дисциплин
Протокол №__ от « __ » __________ 2015 г.
Председатель ПЦК ________ Бекова Л.М.
с. Катарколь
2014-15 г.
План урока.
ТЕМА: «Млекопитающие»
ТИП: Сообщение новых знании.
ЦЕЛЬ: Обучающая. Ознакомить учащихся с систематикой животного мира. изучить
Характеристику вида «млекопитающих»
Воспитательная. Формирование у интереса к предмету и изучению новых знаний.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Рассказ-беседа.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Видео материал на тему «Удивительный мир животных» BBC.
- ЛИТЕРАТУРА: «Зоология: Учебник для студентов зооинженерных и зооветеринарных вузов и факультетов». Лукин Е.И.1981г.
Содержание, ход урока и распределение времени.
1.Организационный момент –2 мин.
А) приветствие
Б) проверка наличия учащихся, по журналу
В) заполнение журнала
С) Опрос по предыдущей теме занятия – 6 мин.
2. Ознакомление с планом занятия –3 мин.
А) актуализация темы в форме беседы
3. Изложение нового материала – 47 мин.
Рассматриваемые вопросы: 1.Общая характеристика млекопитающих
2.Строение и жизненные отправления 3.Систематика млекопитающих
4. Просмотр видеоматериала – 10 мин.
5. тест – опрос – 10 мин.
Задание на дом. – 2 мин.
Учебник: Зоология для студентов зооинженерных и зооветеринарных вузов и факультетов стр. 62-64
Сабақ жоспары №
План урока № __14__
Топ Группа | Күні Дата |
Вет-114Б | |
| |
| |
| |
Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: _ _________________Млекопитающие______________________
Сабақтың әдісі:
Тип урока: ___Изложение новой темы______ ___________
Сабақтың мақсаты:
урока: __обучающая - _ Изучение новой темы
развивающая – Развить интерес к предмету и профессии
воспитательная - Воспитать ответственное отношение к предмету
Сабақтың түрі:
Вид занятий: ____теоретический
1. Сабақтың ұйымы:
Организация урока: _Проверка готовности аудитории к уроку (доска, мел, тряпка) _____
_______ _____ _Выяснение причин отсутствия уч-ся на уроке____________«__5__» мин.
2. Тақырып бойынша оқушылардың білімін тексеру:
Проверка знаний учащихся по теме: Класс птицы .
Методы проверки:
Тексеру әдістері:_______Индивидуальный опрос_
Сұрақтар:
Вопрос: ___ Классификация птиц и типы деления их на классы?
Строение крыла птиц и его функциональные особенности?
Роль птиц в природе?
____________________________________________________________«_6_» мин.
3. Жаңа тақырыпты баяндау:
Изложение нового материала:
Баяндау әдістері:
Методы изложения: ___Лекция-демонстрация_ __
Жоспар:
План: __ _1.Характеристика млекопитающих 2. Внешнее строение и особенности млекопитающих 3. Внутреннее строение млекопитающих _________________«___47___» мин.
4. Үйге тапсырма:
Задание на дом:_
Зоология для студентов зооинженерных и зооветеринарных вузов и факультетов
стр. 62-64.________________________________«__2_» мин.
5. Тақырыпты бекітуі:
Закрепление материала:
Түрлер және бекіту әдістері:
Формы и методы закрепления: ____тест-задание___________________________ « 10 »мин
Сабаққа көрнекі құралдары:
Наглядные пособия к уроку:
видео, тесты._____________________________
Оқытушы қолы:
Подпись преподавателя: __________________
Лекция №14. Тема: Класс Млекопитающие
Млекопитающие – наиболее высокоорганизованные позвоночные животные – в процессе эволюции освоили все среды обитания: наземную, водную и воздушную. В связи с этим они имеют различные особенности внешнего и внутреннего строения тела. Сильно варьируют и размеры млекопитающих: от 4,5 см и веса в 2 г (землеройка-малютка) до 33 м и веса в 150 т (синий кит).
Для быстрого прогрессивного развития млекопитающих характерны дифференцировка зубов на резцы, клыки и коренные, и непосредственное причленение нижней челюсти к черепной коробке, в результате чего переработка пищи у млекопитающих начинается уже в ротовой полости, отгороженной от носоглоточной полости вторичным небом.
Огромную роль сыграло приобретение теплокровности, т.е. постоянно высокой температуры тела, возникающей благодаря появлению у млекопитающих несмешанного кровообращения, усиленного газообмена и терморегулирующих приспособлений. Несмешанное кровообращение достигается четырехкамерным сердцем и сохранением у зверей лишь одной дуги аорты. Усиленный газообмен достигнут приобретением альвеолярной структуры легких и появлением диафрагмы – мышечной перегородки, полностью разделяющей полость тела на грудную и брюшную полости и участвующей в акте вдоха и выдоха. Терморегуляция достигается возникновением столь характерного и свойственного только млекопитающим волосяного покрова, а также развитием кожных желез.
Благодаря совершенству пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем весь обмен веществ и вся жизнедеятельность млекопитающих протекает очень интенсивно, что наряду с постоянной температурой тела ставит их, как и птиц, в гораздо меньшую зависимость от климатических условий среды, чем земноводных и пресмыкающихся.
Быстрое прогрессивное развитие млекопитающих обусловлено тем, что у них развилось живорождение (отсутствует лишь у немногих низших форм и питание зародыша в утробе матери осуществляется через особый орган – плаценту, а после рождения детенышей – молоком, которое выделяется специальными млечными железами. Все это сильно повышает процент выживания потомства.
Скелет млекопитающих характеризуется простым строением нижней челюсти, состоящей лишь из зубной кости, двумя затылочными мыщелками, присутствием скуловой дуги типа синапсид, постоянным числом шейных позвонков (семь), небольшим колебанием числа позвонков в других отделах позвоночника, наличием голеностопного и предплечно-запястного сочленений стопы и кисти.
В противоположность птицам, отделившимся от типичных высокоорганизованных пресмыкающихся, звери произошли от примитивных пресмыкающихся, сохранявших еще ряд общих черт с земноводными. Некоторые из этих черт перешли к млекопитающим: расположение голеностопного и предплечно-запястного сочленений, парный затылочный мыщелок (отчасти), богатство кожи железами. Наконец, расщепление общего артериального ствола земноводных пошло у предков млекопитающих по другому пути, чем у пресмыкающихся.
Сходство птиц и млекопитающих, выражающееся в несмешанном кровообращении и постоянной температуре тела, выработалось у обоих этих классов самостоятельно. Об этом свидетельствует хотя бы то, что у млеков, в противоположность птицам, сохраняется левая дуга аорты. Общий обзор организации млекопитающих.
Внешнее строение. Форма тела млеков крайне разнообразна. Наиболее типичной является удлиненное туловище, высоко приподнятое на четырех пятипалых конечностях, с хорошо выраженной шеей, на которой сидит умеренных размеров голова, и с явственно обособленным от туловища тонким хвостом. От этого основного типа, приспособленного к беганию, сильно уклоняются, с одной стороны, летучие мыши, приспособившиеся к полету и имеющие передние конечности, измененные в крылья, с другой – китообразные, которые живут в воде и имеют рыбоподобную форму тела, измененные в плавательные ласты передние конечности, атрофированные задние конечности и хвост, напоминающий рыбий. Всех наземных млекопитающих, в зависимости от того, опираются они при передвижении на всю стопу или только на пальцы, можно разделить на 3 группы: стопоходящие, пальцеходящие и фалангоходящие. К первой относятся обезьяны, медведи и некоторые другие, ко второй – большинство млеков, к третьей – все копытные. Переходную группу составляют пальцестопоходящие, например, кролик и куница.
Кожные покровы. Кожа млекопитающих состоит из эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки. Эпидермис – тонкий верхний слой кожи, состоящий из нескольких слоев эпителиальных клеток.
Видоизменениями волос являются вибриссы, щетина и иглы. Вибриссы располагаются на голове вокруг рта, подбородка, на щеках, над глазами. Они выполняют осязательную функцию, реагируя на прикосновения к окружающим предметам, колебания воздуха. Иглы имеют защитное значение и образуют колючий панцирь (ежи, дикобразы, ехидны). Щетина занимает промежуточное положение между волосами и иглами (свиньи, тенреки). Чешуи хорошо развиты у ящеров и броненосцев, нередко под ними располагаются костные пластины. У бобров, выхухолей, некоторых грызунов и сумчатых чешуи развиты на частях тела, подверженных постоянным механическим воздействиям. Когти и их видоизменения: ногти, копыта защищают конечные фаланги пальцев от повреждений, служат орудиями нападения и защиты, рытья, лазания по деревьям. Рога характерны для многих копытных.
Кожные железы млекопитающих бывают потовыми, сальными, млечными и пахучими. Потовые железы располагаются в нижней части дермы в виде клубочков, а их выводные протоки открываются на поверхности эпидермиса или в волосяные сумки. Секрет потовых желез — пот состоит из воды, мочевины и хлорида натрия. У лошадей пот содержит много белка, образуя у переутомленного животного густую белую пену. У африканских антилоп пот голубого цвета, а у бегемотов окрашен в красный цвет. Потовые железы выполняют выделительную и терморегулирующую функции. Собаки и кошки имеют слабо развитые потовые железы, у грызунов и куньих они находятся на подошвах ног, у кротов, ящеров, сирен и китообразных начисто отсутствуют. Сальные железы залегают в верхней части дермы, а их протоки открываются в волосяные сумки. Секрет сальных желез состоит из липидов и предохраняет кожу с волосами от смачивания водой и пересыхания.
Скелет взрослых млекопитающих образован костными элементами. Хорда хорошо развита только на ранних стадиях эмбрионального развития. Наружным костным скелетом обладают только броненосцы. Скелет делится на осевой (череп, позвоночник) и периферический (кости конечностей).
Мышечная система у млекопитающих достигает наиболее совершенного развития. Скелетная мускулатура состоит из поперечнополосатой мышечной ткани. Наилучшего развития достигают мышцы конечностей, шеи, дыхательная и сердечная мускулатура. В области головы развиты жевательные и подкожные лицевые мышцы. Между органами грудной и брюшной полостей в виде купола залегает непарная мышца — диафрагма. При сокращении она отодвигается в сторону брюшной полости и способствует вдоху, при расслаблении — выпячивается в грудную полость и способствует выдоху. Центральная часть диафрагмы состоит из сухожилия, переходящего в мышечные пучки по краям.
Пищеварительная система млекопитающих отличается наибольшей сложностью и дифференцировкой. Пищеварительный тракт начинается предротовой полостью — пространством между губами и аркадами зубов, сидящие в альвеолах. Характерна дифференцировка зубов на резцы, клыки, переднекоренные и собственно коренные.
Дыхательная система млекопитающих включает носовую полость, носоглоточные ходы, гортань, трахею, бронхи и легкие.
Кровеносная система млекопитающих замкнутая, с двумя кругами кровообращения, желудочек разделён полной перегородкой на правую и левую половины. Млекопитающие являются гомойотермными животными, т.е. имеют постоянную температуру тела независимо от условий окружающей среды. Сердце четырехкамерное
Центральная нервная система млекопитающих состоит из головного и спинного мозга. В головном мозге хорошо развиты большие полушария, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами (за исключением однопроходных).
Спинной мозг является продолжением продолговатого, располагается в по топочном канале.
Органами чувств млекопитающих являются различные анализаторы. Обонятельный анализатор млекопитающих состоит из воспринимающею аппарата, проводящих путей и коркового центра.
Зрительный анализатор состоит из воспринимающего аппарата — глаз, проводящих путей — зрительных нервов, и зрительного центра в коре больших полушарий.
Двигательный анализатор (мышечно-суставное чувство) дает представление о положении тела и его отдельных частей в пространстве. В мышцах, сухожилиях, связках, на поверхности суставов находятся проприорецепторы. От них нервные импульсы поступают в теменную область коры больших полушарий.
Выделительная система млекопитающих представлена парными тазовыми почками, мочеточниками, мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.
Женская половая система состоит из яичников, яйцеводов, матки, влагалища и наружных половых органов.
Оплодотворение яйцеклетки происходит в верхней трети яйцевода. У млекопитающих отличие самцов от самок обусловлено не только первичными половыми признаками, но и целым рядом вторичных половых признаков. Самцы обычно несколько крупнее самок, обладают более крепким телосложением, волосяной покров у них грубее. Большинство вторичных половых признаков развивается под влиянием половых гормонов, что доказывается сглаживанием различий между особями разных полов, наступающими вслед за кастрацией или нарушением деятельности половых желез. Все млекопитающие, за исключением однопроходных (утконосы, ехидны, проехидны) являются живородящими животными.
Систематика
Класс Млекопитающие (Mammalia)
Подкласс Первозвери (Prototheria)
Отряд Однопроходные (Monotremata)
Подкласс Настоящие звери (Theria)
Инфракласс Низшие звери (Metatheria)
Отряд Сумчатые (Marsupialia)
Инфракласс Плацентарные, или Высшие звери (Eutheria)
Отряд Насекомоядные (Insectivora)
Отряд Рукокрылые (Chiroptera)
Отряд Приматы (Primates)
Отряд Зайцеобразные (Lagomorpha)
Отряд Грызуны (Rodentia)
Отряд Хищные (Carnivora)
Отряд Ластоногие (Pinnipedia)
Отряд Китообразный (Cetacea)
Отряд Непарнокопытные (Perissodactyla)
Отряд Мозоленогие (Tylopoda)
Отряд Парнокопытные (Artiodactyla)
Подотряд Нежвачные (Nonruminantia)
Подотряд Жвачные (Ruminantia)
Тест-опрос.
Выберите один ответ на вопрос.
Среда обитания млекопитающих
а) водная, наземно-воздушная, почвенная;
б) водная, наземно-воздушная, другой живой организм;
в) водная, наземно- воздушная;
г) наземно-воздушная, почвенная, другой живой организм
Подберите соответствия.
1. Производные кожи рептилий, птиц и млекопитающих
Рептилии _________________________________
Птицы____________________________________
Млекопитающие ____________________________
а) перья г) потовые железы
б) копчиковая железа д) волосяной покров
в) панцирь е) роговые щитки
Животное и семейство, к которому оно относится.
ЖИВОТНЫЕ | СЕМЕЙСВА |
А. енот-полоскун Б. горностай В. бамбуковый медведь Г. гризли Д. соболь Е. гималайский медведь | 1. Куньи 2. Медвежьи 3. Енотовые |
Животное и отряд, к которому оно относится
ЖИВОТНЫЕ | ОТРЯД |
А. долгопят Б. крылан В. дикобраз Г. ревун Д. капибара Е. кожан | 1. Рукокрылые 2. Приматы 3. Грызуны |
Животное и отряд, к которому оно относится
ЖИВОТНЫЕ | ОТРЯД |
А. носорог Б. тапир В. бегемот Г. олень Д. осел Е. пекари | 1. Парнокопытные 2. Непарнокопытные |
Используя слова для справок, вставьте пропущенные термины.
1. У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, состоящий из твердых и жестких волос – ___________________, мягких и коротких волос – __________________ и особых чувствительных волос – ___________________.
Кроме шерсти, кожа млекопитающих богата железами, например ______________, выделения которых охлаждают организм, и их видоизменения – ________________ железы, давшие название всему классу.
Слова для справок
пух перья ость подшерсток | вибриссы усы сальные млечные | потовые пахучие слезные пищеварительные |
2. Родоначальниками домашних птиц и млекопитающих были дикие виды. Так, домашняя корова произошла от дикого быка – _____________, а родоначальником домашней свиньи стал _______________. Предком домашней овцы считают ______________, распространенного в Средиземноморье. У домашней утки предком была дикая утка _______________, до сих пор весьма многочисленная . Предком домашней лошади считают дикую степную лошадь _________________.
Слова для справок
пони Пржевальского тарпан архар | тур сухонос индейка кряква | кабан овцебык муфлон меринос |
Установите последовательность.
Установите последовательность, отражающую этапы прохождения пищевого комка по пищеварительной системе жвачного животного.
А. Проглатывание смоченного слюной пищевого комка
Б. Частичное превращение пищи под действием слюны и микроорганизмов
В. Формирование пищевого комка в ротовой полости
Г. Отрыгивание пищи в ротовую полость
Д. Заполнение рубца
Е. Продвижение пищевого комка в сетку
Ж. Обильное смачивание пищевого комка слюной и тщательное перетирание ее
коренными зубами
З. Проглатывание пищи и поступление ее в книжку, где происходит переваривание
клетчатки
И. Сычуг, где перевариваются белки
К. Кишечник