 | Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия» |
конспект практического занятия
учебной дисциплины ОП.05 Техническое черчение
ВИДы СОПРЯЖЕНИй
профессия: 190631.01 Автомеханик
Форма обучения: очная
Курс 1
Преподаватель спецдисциплин:
Данилов Д.В.
г. Домодедово
2014
Цели занятия:
Обучающая:
актуализировать знания обучающихся о сопряжении;
дать понятие о видах сопряжений;
уметь строить сопряжения и объяснять правила построения;
усвоить основные алгоритмы построения различных видов сопряжений.
Развивающая:
развивать познавательный интерес;
повышать мотивацию к изучению предмета черчения через решение познавательных задач;
развитие технической грамотности;
умений и навыков работы с чертежными инструментами.
Воспитывающая:
воспитание дисциплинированности, ответственности при выполнении практических упражнений;
осознания важности приобретения теоретических знаний и практических умений, привитие интереса к предмету.
Вид урока: Изучение нового материала.
Тип урока: Практическое занятие.
Оборудование: чертежные принадлежности, раздаточные дидактические материалы (алгоритмы построения сопряжений, задания).
ПЛАН УРОКА
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного. Физкультминутка
6. Домашнее задание.
7. Итог занятия.
Практическое занятие № 1.
Тема: Виды сопряжений.
Вопросы практического занятия:
Сопряжения, использование в чертежах.
Сопряжение двух параллельных прямых.
Сопряжение прямого угла.
Сопряжение острого угла
Проведение касательной к окружности.
Проведение прямой, касательной к двум окружностям.
1. Организационная часть 1-3 минуты
(проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, наличие инструментов для черчения, тетрадей для черчения )
2. Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты
(объявление темы урока, постановка целей занятия перед студентами)
3. Опрос 3 мин
Вопросы для повторения:
1. Сформулируйте определение сопряжения.
2.Для чертежей каких деталей пользуются правилами построения сопряжений.
4. Основная часть практического занятия 65-70 мин
Изучение нового материала, виды сопряжения, демонстрация последовательности построения данного вида на доске, запись алгоритма в тетради с использованием раздаточного материала.
Вспоминаем приемы деления прямой при помощи циркуля.
рис.1
Сопряжение двух параллельных прямых.
Заданы две параллельные прямые и на одной из них точка сопряжения М (рис. 1, а). Требуется построить сопряжение.
Построение выполняют следующим образом:
1) находят центр сопряжения и радиус дуги (рис. 1, б). Для этого из точки М восставляют перпендикуляр до пересечения с прямой в точке N. Отрезок MN делят пополам;
2) из точки О – центра сопряжения радиусом ОМ = ON описывают дугу от точек сопряжения М и N (рис. 1, в).
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.
Сопряжение прямого угла.

Пусть необходимо выполнить сопряжение прямого угла радиусом сопряжения, равным отрезку АВ (R=AB). Найдем точки сопряжения. Для этого поставим ножку циркуля в вершину угла и раствором циркуля, равным отрезку АВ, сделаем засечки на сторонах угла. Полученные точки а и b являются точками сопряжения. Найдем центр сопряжения — точку, равноудаленную от сторон угла. Раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, из точек а и b проведем внутри угла две дуги до пересечения друг с другом. Полученная точка О — центр сопряжения. Из центра сопряжения описываем дугу заданного радиуса от точки а до точки b. Обводим вначале дугу, а затем прямые линии (рис. 2).
рис. 2
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.
Сопряжение острого угла.
рис. 3
Чтобы построить сопряжение острого угла, возьмем раствор циркуля, равный заданному радиусу R=AB. Поочередно поставим ножку циркуля в две произвольные точки на каждой из сторон острого угла. Проведем четыре дуги внутри угла, как показано на рис. 3 а. К ним проведем две касательные до пересечения в точке О — центре сопряжения (рис.3 б) - Из центра сопряжения опустим перпендикуляры на стороны угла. Полученные точки а и b будут точками сопряжения (рис. 3 б). Поставив ножку циркуля в центр сопряжения (О), раствором циркуля, равным заданному радиусу сопряжения (R=AB), проведем дугу сопряжения.
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.
Физкультминутка (см. Приложение)
Проведение касательной к окружности.
рис. 4
Даны окружность с центром О и точка А. Требуется провести из точки А касательную к окружности.
1. Точку А соединяют прямой с заданным центром О окружности.
Строят вспомогательную окружность диаметром, равным ОА (рис. 4 а). Чтобы найти центр О1, делят отрезок ОА пополам
2. Точки M и N пересечения вспомогательной окружности с заданной – искомые точки касания. Точку А соединяют прямыми с точками М или N (рис. 4. б). Прямая AM будет перпендикулярна прямой ОМ, так как угол АМО опирается на диаметр.
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.
Проведение прямой, касательной к двум окружностям.
рис. 5
( те студенты кто успешно выполнил 4 упражнения по построению видов сопряжений, записал алгоритм в тетрадь, опережая основную группу учащихся, самостоятельно, используя карточку раздаточного материала выполняют построение прямой, касательной к двум окружностям)
Даны две окружности радиусов R и R1. Требуется построить прямую, касательную к ним.
Различают два случая касания: внешнее (рис. 5 б) и внутреннее (рис.5 в).
При внешнем касании построение выполняют следующим образом:
1) из центра О проводят вспомогательную окружность радиусом, равным разности радиусов заданных окружностей, т.е. R – R1 (рис. 5 а). К этой окружности из центра О1 проводят касательную прямую Ο1Ν. Построение касательной показано на рис. 2.20;
2) радиус, проведенный из точки О в точку Ν, продолжают до пересечения в точке М с заданной окружностью радиуса R. Параллельно радиусу ОМ проводят радиус Ο1Ρ меньшей окружности. Прямая, соединяющая точки сопряжений М и Р, – касательная к заданным окружностям (рис. 5 б).
При внутреннем касании построение проводят аналогично, но вспомогательную окружность проводят радиусом, равным сумме радиусов R + R1 (рис. 5 в). Затем из центра О1 проводят касательную к вспомогательной окружности. Точку N соединяют радиусом с центром О. Параллельно радиусу ON проводят радиус O1Р меньшей окружности. Искомая касательная проходит через точки сопряжений М и Р.
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.
5. Итоговая часть занятия 3-5 минут
(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)
6. Сообщение домашнего задания 1-2 минуты
Выполнить самостоятельно, на листе А4, с выполненной (предыдущее задание для самостоятельной работы) рамкой и основной надписью чертежи построения трех видов сопряжений по выбору.
Литература:
Основная:
Боголюбов С.К. Черчение. – Учебник Издательство: М., 2010г., «МАШИНОСТРОЕНИЕ, 279с.
Государственные стандарты единой системы конструкторской документации.
Дополнительная:
Лагерь А.И., Колесникова Э.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2009 г., 335 с.
Чекмарев А.А. Инженерная графика. – Справочник по черчению.- М.:Академия, 2005, 329 с
Боголюбов С.К. Инженерная графика. – М.: Академия, 2000 г., 336 с.
Интернет ресурсы:
Машиностроительное черчение Инженерная графика [Электронный ресурс]; Оформление чертежей — Режим доступа: http://rusgraf.ru/graf10/, свободный.
Приложение
Физкультминутка
Упражнения при утомлении.
Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).
Упражнения для глаз.
Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
Моргать в течении 1-2 мин.
с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
Упражнения для головы и шеи.
Эффект: расслабление мышц шеи и лица.
Упражнения для рук.
Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.
В положении сидя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.
Эффект: избавление от усталости рук.
Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
Упражнения для туловища.
Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 5 раз.