СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия учебной дисциплины ОП.05. Техническое черчение по теме: "Виды сопряжений". ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Методическая разработка практического занятия учебной дисциплины ОП.05. Техническое черчение  по теме: "Виды сопряжений". ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК

Цели занятия:

Обучающая: 

  • актуализировать знания обучающихся о  сопряжении;

  •  дать понятие о видах сопряжений;

  • уметь строить сопряжения и объяснять правила построения;

  • усвоить основные алгоритмы построения различных видов сопряжений.

    Развивающая:

  • развивать познавательный интерес;

  • повышать мотивацию к изучению предмета черчения через решение познавательных задач;

  • умений и навыков работы с чертежными инструментами.

    Воспитывающая: 

  • воспитание дисциплинированности, ответственности при выполнении практических упражнений;

  • осознания важности приобретения теоретических знаний и практических умений,

  • привитие интереса к предмету.

Вид урока: Изучение нового материала.

Вопросы практического занятия:

  1. Сопряжение двух параллельных прямых.
  2. Сопряжение прямого угла.

  3. Сопряжение острого угла

  4. Проведение касательной к окружности.

  5. Проведение прямой, касательной к двум окружностям.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия учебной дисциплины ОП.05. Техническое черчение по теме: "Виды сопряжений". ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования московской области

«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»











конспект практического занятия


учебной дисциплины ОП.05 Техническое черчение


ВИДы СОПРЯЖЕНИй


профессия: 190631.01 Автомеханик

Форма обучения: очная


Курс 1

Преподаватель спецдисциплин:

Данилов Д.В.










г. Домодедово


2014

Цели занятия:

Обучающая: 

  • актуализировать знания обучающихся о сопряжении;

  • дать понятие о видах сопряжений;

  • уметь строить сопряжения и объяснять правила построения;

  • усвоить основные алгоритмы построения различных видов сопряжений.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес;

  • повышать мотивацию к изучению предмета черчения через решение познавательных задач;

  • развитие технической грамотности;

  • умений и навыков работы с чертежными инструментами.

Воспитывающая: 

  • воспитание дисциплинированности, ответственности при выполнении практических упражнений;

  • осознания важности приобретения теоретических знаний и практических умений, привитие интереса к предмету.

Вид урока: Изучение нового материала.

Тип урока: Практическое занятие.

Оборудование: чертежные принадлежности, раздаточные дидактические материалы (алгоритмы построения сопряжений, задания).



ПЛАН УРОКА

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного. Физкультминутка

6. Домашнее задание.

7. Итог занятия.








Практическое занятие № 1.


Тема: Виды сопряжений.



Вопросы практического занятия:


    1. Сопряжения, использование в чертежах.

    2. Сопряжение двух параллельных прямых.

    3. Сопряжение прямого угла.

    4. Сопряжение острого угла

    5. Проведение касательной к окружности.

    6. Проведение прямой, касательной к двум окружностям.




1. Организационная часть 1-3 минуты

(проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, наличие инструментов для черчения, тетрадей для черчения )

2. Сообщение темы и целей занятий 1-2 минуты

(объявление темы урока, постановка целей занятия перед студентами)


3. Опрос 3 мин

Вопросы для повторения:

1. Сформулируйте определение сопряжения.

2.Для чертежей каких деталей пользуются правилами построения сопряжений.



4. Основная часть практического занятия 65-70 мин

Изучение нового материала, виды сопряжения, демонстрация последовательности построения данного вида на доске, запись алгоритма в тетради с использованием раздаточного материала.



Вспоминаем приемы деления прямой при помощи циркуля.




рис.1




Сопряжение двух параллельных прямых.


Заданы две параллельные прямые и на одной из них точка сопряжения М (рис. 1, а). Требуется построить сопряжение.

Построение выполняют следующим образом:

1) находят центр сопряжения и радиус дуги (рис. 1, б). Для этого из точки М восставляют перпендикуляр до пересечения с прямой в точке N. Отрезок MN делят пополам;

2) из точки О – центра сопряжения радиусом ОМ = ON описывают дугу от точек сопряжения М и N (рис. 1, в).


Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.


Сопряжение прямого угла.


Пусть необходимо выполнить сопряжение прямого угла радиусом сопряжения, равным отрезку АВ (R=AB). Найдем точки сопряжения. Для этого поставим ножку циркуля в вершину угла и раствором циркуля, равным отрезку АВ, сделаем засечки на сторонах угла. Полученные точки а и b являются точками сопряжения. Найдем центр сопряжения — точку, равноудаленную от сторон угла. Раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, из точек а и b проведем внутри угла две дуги до пересечения друг с другом. Полученная точка О — центр сопряжения. Из центра сопряжения описываем дугу заданного радиуса от точки а до точки b. Обводим вначале дугу, а затем прямые линии (рис. 2).

рис. 2


Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.



Сопряжение острого угла.


рис. 3



Чтобы построить сопряжение острого угла, возьмем раствор циркуля, равный заданному радиусу R=AB. Поочередно поставим ножку циркуля в две произвольные точки на каждой из сторон острого угла. Проведем четыре дуги внутри угла, как показано на рис. 3 а. К ним проведем две касательные до пересечения в точке О — центре сопряжения (рис.3 б) - Из центра сопряжения опустим перпендикуляры на стороны угла. Полученные точки а и b будут точками сопряжения (рис. 3 б). Поставив ножку циркуля в центр сопряжения (О), раствором циркуля, равным заданному радиусу сопряжения (R=AB), проведем дугу сопряжения.


Самостоятельная работа обучающихся.


Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.

Физкультминутка (см. Приложение)


Проведение касательной к окружности.

рис. 4


Даны окружность с центром О и точка А. Требуется провести из точки А касательную к окружности.

1. Точку А соединяют прямой с заданным центром О окружности.

Строят вспомогательную окружность диаметром, равным ОА (рис. 4 а). Чтобы найти центр О1, делят отрезок ОА пополам

2. Точки M и N пересечения вспомогательной окружности с заданной – искомые точки касания. Точку А соединяют прямыми с точками М или N (рис. 4. б). Прямая AM будет перпендикулярна прямой ОМ, так как угол АМО опирается на диаметр.


Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.


Проведение прямой, касательной к двум окружностям.


рис. 5

( те студенты кто успешно выполнил 4 упражнения по построению видов сопряжений, записал алгоритм в тетрадь, опережая основную группу учащихся, самостоятельно, используя карточку раздаточного материала выполняют построение прямой, касательной к двум окружностям)


Даны две окружности радиусов R и R1. Требуется построить прямую, касательную к ним.

Различают два случая касания: внешнее (рис. 5 б) и внутреннее (рис.5 в).

При внешнем касании построение выполняют следующим образом:

1) из центра О проводят вспомогательную окружность радиусом, равным разности радиусов заданных окружностей, т.е. R – R1 (рис. 5 а). К этой окружности из центра О1 проводят касательную прямую Ο1Ν. Построение касательной показано на рис. 2.20;

2) радиус, проведенный из точки О в точку Ν, продолжают до пересечения в точке М с заданной окружностью радиуса R. Параллельно радиусу ОМ проводят радиус Ο1Ρ меньшей окружности. Прямая, соединяющая точки сопряжений М и Р, – касательная к заданным окружностям (рис. 5 б).

При внутреннем касании построение проводят аналогично, но вспомогательную окружность проводят радиусом, равным сумме радиусов R + R1 (рис. 5 в). Затем из центра О1 проводят касательную к вспомогательной окружности. Точку N соединяют радиусом с центром О. Параллельно радиусу ON проводят радиус O1Р меньшей окружности. Искомая касательная проходит через точки сопряжений М и Р.


Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение чертежа самостоятельно в тетрадях с поочередным комментированием.


5. Итоговая часть занятия 3-5 минут

(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

6. Сообщение домашнего задания 1-2 минуты

Выполнить самостоятельно, на листе А4, с выполненной (предыдущее задание для самостоятельной работы) рамкой и основной надписью чертежи построения трех видов сопряжений по выбору.


Литература:

Основная:

  1. Боголюбов С.К. Черчение. – Учебник Издательство: М., 2010г., «МАШИНОСТРОЕНИЕ, 279с.

  2. Государственные стандарты единой системы конструкторской документации.


Дополнительная:

  1. Лагерь А.И., Колесникова Э.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2009 г., 335 с.

  2. Чекмарев А.А. Инженерная графика. – Справочник по черчению.- М.:Академия, 2005, 329 с

  3. Боголюбов С.К. Инженерная графика. – М.: Академия, 2000 г., 336 с.

Интернет ресурсы:

  1. Машиностроительное черчение Инженерная графика [Электронный ресурс]; Оформление чертежей — Режим доступа: http://rusgraf.ru/graf10/, свободный.

Приложение

Физкультминутка

Упражнения при утомлении.

Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.

  • Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.

  • Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.

  • Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).

Упражнения для глаз.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  • Моргать в течении 1-2 мин.

  • с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.

  • В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .

Упражнения для головы и шеи.

Эффект: расслабление мышц шеи и лица.

  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.



Упражнения для рук.

Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

  • В положении сидя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

  • В положении сидя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

  • Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.

  • Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Упражнения для туловища.

Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

  • Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.

  • Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 5 раз.