СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка " Практико-ориентированный подход в обучении физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Практико-ориентированный подход в обучении физике"»

Практико-ориентированный подход в обучении физике   Яшина В.А. преподаватель физики

Практико-ориентированный подход в обучении физике

Яшина В.А. преподаватель физики

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. Аристотель

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

Введение   Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах. Общеобразовательная подготовка в СПО - база для изучения дисциплин профессионального и обще профессионального цикла.

Введение

  • Реальная жизнь ставит перед выпускниками учебных заведений непростую задачу - быть востребованными на рынке труда. Любому производству требуются профессионалы, умеющие комплексно решать производственные задачи. Современная система образования предполагает развитие у студентов самостоятельности, мобильности, творческого мышления, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сферах. Общеобразовательная подготовка в СПО - база для изучения дисциплин профессионального и обще профессионального цикла.
В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.
  • В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.
Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.

Новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность становится успешной, а знания востребованными.

Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:  1) мотивационное обеспечение учебного процесса; 2) связь обучения с практикой; 3) сознательность и активность студентов в обучении, 4) деятельностный подход. Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира; формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний
  • Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению
  • Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
  • 1) мотивационное обеспечение учебного процесса; 2) связь обучения с практикой; 3) сознательность и активность студентов в обучении, 4) деятельностный подход. Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является
  • формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
  • формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
  • В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний
Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики    обновленный дидактический материал , работая с которым студенты приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания. .

Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики

  • обновленный дидактический материал , работая с которым студенты приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания. .
Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с производственным содержанием Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ; Рассмотрение физических принципов работы оборудования Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности D:\Яшина В.А. ГБПОУ СИХТ  Аттестация 2017\межпредметные связи\Межпредметные  связи.pptx
  • Использование на занятиях по физике качественных и расчетных задач с производственным содержанием
  • Сообщение фактов, приведение примеров из технологии для иллюстрации изучаемых физических явлений ;
  • Рассмотрение физических принципов работы оборудования
  • Описание известных явлений в окружающем мире и профессиональной деятельности
  • D:\Яшина В.А. ГБПОУ СИХТ Аттестация 2017\межпредметные связи\Межпредметные связи.pptx
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни способствуют развитию литературно и технически грамотной речи  формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли  активизируют внимание учащихся 1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения? 2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева? 3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?

Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений

  • помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе
  • помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
  • способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
  • формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
  • активизируют внимание учащихся
  • 1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения? 2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева? 3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления?

Практические задачи-задачи, решить которые обучающимся помогают их личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения

1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?

2. На каком физическом законе основана контактная сварка?

3. Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?

4. Сварочный аппарат присоединен к источнику тока медными проводами длиной 20м и сечением 25 мм2 , по которым идет ток силой 12А. Определить напряжение в сети.

5. Определить мощность сварочного трансформатора, если напряжение в сети 380В, а сила тока 50А.Какой ток удобнее применить для сварки: переменный пли постоянный? Почему? Что такое сварка с обратной полярностью? Когда ее применяют?

6. Почему сердечники трансформаторов набирают из отдельных листов или лент, изолированных лаком, окалиной или химическим способом. Почему толщину листов или лент подбирают в зависимости от частоты потребляемого тока?

Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам   ПО задачи делятся на четыре основных вида:  физическая задача с политехническим содержанием Задача с производственно-техническим содержанием физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт. Задача – качественный вопрос

Практико-ориентированные задачи и вопросы к урокам

ПО задачи делятся на четыре основных вида:

  • физическая задача с политехническим содержанием
  • Задача с производственно-техническим содержанием
  • физическая задача с практическим содержанием или задача-опыт.
  • Задача – качественный вопрос
Практико-ориентированные задачи можно использовать   В процессе изложения нового материала При закреплении и повторении материала  В качестве домашнего задания  При устной проверке знаний  При проведении письменных контрольных работ

Практико-ориентированные задачи можно использовать

  • В процессе изложения нового материала
  • При закреплении и повторении материала
  • В качестве домашнего задания
  • При устной проверке знаний
  • При проведении письменных контрольных работ
Практические задачи – -задачи, решить которые учащимся помогают их   личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения

Практические задачи – -задачи, решить которые учащимся помогают их

  • личные наблюдения, задачи, которые представляют для ребят интерес с практической точки зрения
Практико-ориентированные задачи   Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике. Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи Формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли Активизируют внимание учащихся.

Практико-ориентированные задачи

  • Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике.
  • Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни
  • Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи
  • Формируют у учащихся умение ясно, логически и точно излагать мысли
  • Активизируют внимание учащихся.
Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности: Составление кроссвордов Сочинений к изученной теме,  Создание проектов, исследовательских работ Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,  Написание рефератов, докладов , сообщений, Составление опорных конспектов  Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.

Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:

  • Составление кроссвордов
  • Сочинений к изученной теме,
  • Создание проектов, исследовательских работ
  • Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме,
  • Написание рефератов, докладов , сообщений,
  • Составление опорных конспектов

Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта.

 Создание электронных презентаций Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»  Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания
  • Создание электронных презентаций

Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»

  • Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания
Физические законы надо объяснять на примерах из окружающей жизни

Физические законы надо объяснять на примерах из окружающей жизни

     Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике   Данный вид работы с обучающимися формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Включение студентов в проектную деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно-смысловых и других компетентностей обучающихся. Не случайно, организация преподавателем проектной деятельности учащихся является одним из критериев его собственного профессионализма.

Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике

  • Данный вид работы с обучающимися формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Включение студентов в проектную деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно-смысловых и других компетентностей обучающихся. Не случайно, организация преподавателем проектной деятельности учащихся является одним из критериев его собственного профессионализма.
Исследовательская деятельность обучающихся    Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество. Тема должна быть:  интересна обучающемуся,  увлекать его;  выполнима, решение её должно быть получено участникам исследования;  оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;  доступной,  соответствовать возрастным особенностям

Исследовательская деятельность обучающихся

  • Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.

Тема должна быть:

  • интересна обучающемуся,
  • увлекать его;
  • выполнима, решение её должно быть получено участникам исследования;
  • оригинальной,
  • в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • доступной,
  • соответствовать возрастным особенностям
      Структура исследовательской работы   Формируется цель исследования,  затем выдвигается гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть.  Затем определяются задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Характеристика того, что известно по данному исследованию, даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ. Описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы, представляет собой методику исследования, которая описывается в тексте. Далее представляются собственные данные, полученные при исследовании, которые обрабатываются. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и защитой.

Структура исследовательской работы

  • Формируется цель исследования,
  • затем выдвигается гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть.
  • Затем определяются задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.
  • Характеристика того, что известно по данному исследованию, даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ.
  • Описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы, представляет собой методику исследования, которая описывается в тексте.
  • Далее представляются собственные данные, полученные при исследовании, которые обрабатываются.
  • Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и защитой.
Усвоение учебного материала * урок-лекция – 5%;  * при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;  * наглядных и аудиоматериалов – 20%;  * аудиовизуальных материалов – 30-40%;  * работа в дискуссионных группах – 50%;  * практика через действие – 75%;  * использования мультимедийных технологий – 80-85% При обучении человек усваивает: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 90% того, что он сделал сам

Усвоение учебного материала

* урок-лекция – 5%;

* при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;

* наглядных и аудиоматериалов – 20%;

* аудиовизуальных материалов – 30-40%;

* работа в дискуссионных группах – 50%;

* практика через действие – 75%;

* использования мультимедийных технологий – 80-85%

  • При обучении человек усваивает:
  • 10% прочитанного,
  • 20% услышанного,
  • 30% увиденного,
  • 90% того, что он сделал сам
Заключение   Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.

Заключение

  • Реализация практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.