Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., одобрен Советом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.).
Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189.
Актуальность программы
Занятия подвижными играми способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей Интерес детей в начальной школе к подвижным играм объясняются общедоступностью и большим разнообразием сюжетов, выполнением различных видов упражнений, простотой правил, получением большого заряда положительных эмоций, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Направленность программы
Основными формами организаций занятий являются: беседа, физические упражнения и двигательные задания, тестирование, игра.
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится для оценивания объективных знаний, умений и навыков учащихся перед началом изучения программы;
текущий, который проводится в процессе занятий и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным разделам;
итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
овладение основных двигательных способностей;
знание и выполнение правил
способность применять основные приёмы самоконтроля;
знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
знание основ истории развития лёгкой атлетики
Цель и задачи программы
Рабочая программа имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
- формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой;
- формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
- развитие физических способностей;
- раскрытия потенциала каждого ребенка;
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических, личностных качеств обучающихся:
-формирование взаимопонимания и бесконфликтности в общении.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Данная программа предназначена для занятий во внеурочной деятельности подвижными играми для 1 классов. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Занятия проходят один раз в 2недели по 2 часа.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее.
Сроки реализации программы (общая продолжительность, этапы)
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год). Теоретические знания учащиеся получают в процессе занятия.
Формы и режим занятий
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Общая характеристика курса
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основная идея программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на формирование устойчивых мотивов к занятиям физкультурной деятельности, формированию основ здорового образа жизни, на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится на основе доступных видов спортивных занятий с мячом.
Продолжительность обучения – 1 год.
Продолжительность занятия – 1 ч 30 минут.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Содержание процесса внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
школьник знает и понимает общественную жизнь | школьник ценит общественную жизнь | школьник самостоятельно действует в общественной жизни |
Для достижения данного уровня необходимо. |
взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). | взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). |
Форма внеурочная деятельность |
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах | | |
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции | |
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме |
Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел: Подвижные игры на ловкость и быстроту
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях с подвижными играми
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть: Подвижные игры «Вороны воробьи», «День–ночь», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки»
2 раздел: мини-футбол
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях правила мини-футбола
Практическая часть: Мини-футбол по облегченным правилам
3 раздел: Эстафеты
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях с эстафетным бегом.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: Эстафеты – встречная, круговая, с различными предметами, с преодолением препятствий, в парах,
4 раздел: подвижные игры с метание малого мяча
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Подвижные игры «Взятие крепости», «Охотники и утки»,
«Охота на зайцев» Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Игры с бегом: «Знамя», « Жмурки», «Ловишки», « Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками:, «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Охотники», «Гонка мячей по кругу», «Попади в цель».
6 раздел: Пионербол
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
7 раздел: Баскетбол по облегченным правилам, Подвижная игра «Мяч капитану»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть: Учебная игра в Баскетбол по облегченным правилам, «Подвижные игры «Мяч капитану»
Формы оценивания внеурочной деятельности
Критериями оценки выполнения программы служат:
Учащийся должен знать:
правила безопасного поведения во время занятий легкой атлетикой;
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений;
о способах простейшего контроля над деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программмы Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть | Практическая часть |
1 четверть 8 |
Подвижные игры на ловкость и быстроту Мини-футбол | | | |
1 | | «Вороны воробьи», «День–ночь», | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Мини-футбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
2 | | «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Мини-футбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
3 | | «Кузнечики», « Прыжки по полоскам» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Мини-футбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
4 | | «Гуси-лебеди», «Волк во рву | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Мини-футбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
2 четверть 8 |
Эстафеты . Пионербол |
5 | | Эстафеты – встречная, круговая, | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Пионербол | 1 | 0.2 | 0.8 |
6 | | Эстафеты с различными предметами, с преодолением препятствий | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Пионербол | 1 | 0.2 | 0.8 |
7 | | Эстафеты с различными предметами, с преодолением препятствий | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Пионербол | 1 | 0.2 | 0.8 |
8 | | Эстафеты с различными предметами, с преодолением препятствий | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Пионербол | 1 | 0.2 | 0.8 |
| 3 четверть 10 |
Подвижные игры с метание малого мяча. Подвижная игра «Мяч капитану» |
10 | | «Взятие крепости» | 1 | 0,2 | 0,8 |
| Подвижная игра «Мяч капитану» | 1 | 0.2 | 0.8 |
11 | | «Охотники и утки», | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Подвижная игра «Мяч капитану» | 1 | 0.2 | 0.8 |
12 | | «Охота на зайцев» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Подвижная игра «Мяч капитану» | 1 | 0.2 | 0.8 |
13 | | «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Баскетбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
14 | | «Перемена мест», «Удочка» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Баскетбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
15 | | « Выручай!», «Выше ноги от земли» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Баскетбол по облегченным правилам | 1 | 0.2 | 0.8 |
16 | | «Взятие крепости» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Баскетбол по облегченным правилам | 1 | | 1 |
17 | | «Охотники и утки», | 1 | | 1 |
| Баскетбол по облегченным правилам | 1 | | 1 |
18 | | «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему» | 2 | | 1 |
19 | | Баскетбол по облегченным правилам | 2 | | 1 |
|
4 четверть 8 |
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой, Футбол | | |
| | |
19 | | «Знамя», « Жмурки», «Ловишки» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| «Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты. | 1 | 0.2 | 0.8 |
20 | | «Перемена мест», «Удочка», «Бой петухов» | 1 | 0.2 | 0.8 |
| «Кто дальше бросит», «Охотники», «Гонка мячей по кругу», «Попади в цель». | 1 | 0.2 | 0.8 |
21 | | Игры «Вороны воробьи», «День–ночь», «Гуси-лебеди», «Волк во рву | 1 | 0.2 | 0.8 |
| », «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» | 1 | 0.2 | 0.8 |
22 | | Футбол | 1 | 0.2 | 0.8 |
| Футбол | 1 | 0.2 | 0.8 |
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2. | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы | |
1.3. | Рабочие программы по физической культуре | |
1.4. | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы / Под общ. ред. В.И. Ляха. Пособие для учителя/ на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд. Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5. | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | В составе библиотечного фонда |
1.6. | Методические издания по физической культуре для учителей | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7. | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | В составе библиотечного фонда |
2 | Демонстрационные учебные пособия |
2.1. | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | |
Легкая атлетика |
3.1 | Планка для прыжков в высоту | 1 |
3.1.1 | Стойка для прыжков в высоту | 2 |
3.1.2 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | 1 |
3.1.3 | Рулетка измерительная (10 м, 50 м) | 2 |
3.1.4 | Мячи для метания | 4 |
Подвижные и спортивные игры |
3.2.1 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | 2 |
3.2.2 | Щиты баскетбольные тренировочные кольцами и сеткой | 2 |
3.2.3 | Мячи баскетбольные | 10 |
3.2.4 | Мяч футбольный | 3 |
3.2.5 | Насос для накачивания мячей | 2 |
Измерительные приборы |
3.3. | Секундомер | 2 |
Средства первой помощи |
3.3 | Аптечка медицинская | 1 |
4. | Спортивные сооружения |
4.1. | Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек, душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
4.2. | Кабинет учителя | Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки). |
5. | Пришкольный стадион (площадка) |
5.1. | Легкоатлетическая дорожка | 2 |
5.2. | Сектор для прыжков в длину | 1 |
5.3. | Игровое поле для футбола | 1 |