Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Чадана
Республики Тыва
Методическая разработка проекта
«Моя таблица Менделеева»
Направление - формирование ИКТ-компетентности обучающихся в общеобразовательных организациях.
Автор: учитель химии
Ондар Чечена Чунаевна
2015 г.
Пояснительная записка.
Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.
Разработка может быть использована при изучении таких тем как «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева» (8класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы» (9класс), «Вещества и их свойства» (10 класс). Также можно использовать данный проект и при внеклассной кружковой или факультативной работе.
Необходимое оборудование: шаблон таблицы Д,И,Менделеева с пустыми ячейками элементов приблизительно 1х1,5 м (см. Приложение 1). Пример карточки (буклета) (см. Приложение 2).
Цель проекта – создать «свою» таблицу Менделеева, в которой есть интересные и познавательные факты о химических элементах.
Задачи:
Собрать и переработать дополнительную информацию из различных областей знаний о данных химических элементах.
Выбрать наиболее значимые факты.
Оформить полученные знания согласно шаблону и представить классу.
Создание «банка» знаний – «Моя таблица Менделеева».
Ход работы.
В курсе неорганической химии 9 класса начинается изучение групп сходных элементов. После изучения первого раздела – «Неметаллы», учитель знакомит ребят с темой проекта. После знакомства с разделом «Подгруппа кислорода. Халькогены» учитель ставит перед учениками вопрос: «А все ли элементы подгруппы мы изучим и все ли они нам знакомы?». Учащиеся отвечают, что не все элементы им знакомы, и с некоторыми, на уроке, они не смогли познакомиться. Селен, теллур, и так же «выпадающий» из группы – полоний в программе подробно не рассматривается (этап проблематизации).
По итогам обсуждения учащиеся формулируют цель (этап целеполагания) – Что нам известно об этих элементах?
Для решения этой проблемы разрабатываем план (этап планирования):
Найти информацию по общей характеристике этих элементов.
Для всех элементов подгруппы дать краткую историческую справку (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).
Найти интересные факты из «жизни» этих элементов – «А знаете ли Вы что…»
Оформить найденные сведения по шаблону. Представить своим работу одноклассникам.
Вклеить в соответствующую ячейку общего шаблона таблицы.
На индивидуальную работу по плану дается неделя (этап реализации
плана). В течение этой недели ученики могут подходить к учителю за консультацией по правильности выполнения задания. Особенно это необходимо в начале работы, когда у учеников вырабатываются навыки и умения работы. Через неделю ребята представляют свои работы одноклассникам (этап первичной рефлексии – презентация своей работы и самопрезентация своей компетентности). За подготовку информации ученики получают оценку, что позволяет увеличить накопляемость оценок и создаст мотивацию как для успешных учеников, так и для слабоуспевающих. В случае успешного выполнения первого этапа, время на подготовку можно сократить до 3-4 дней. Такого рода работа проводится по каждой из изучаемых групп сходных элементов, а также разделов «Металлы».
Так же следует отметить, что оформление индивидуального задания по шаблону предполагает не только использование компьютера и принтера, но и творческое воплощение – карточку можно распечатать или
2
нарисовать, текст написать самостоятельно (см. Приложение 3). Это
оговаривается при разработке плана, чтобы свести к минимуму проблему
у учащихся из малообеспеченных (неблагополучных) семей, где нет возможности использовать компьютерное обеспечение.
После изучение все разделов, посвященных группам химических элементов, проводится обобщающий урок с использованием общего продукта деятельности – «Моя таблица Менделеева» для рефлексии полученного результата.
На основании выполненной работы учащиеся констатируют факт решения поставленной в начале работы проблемы (этап групповой рефлексии):
- Что нам известно об этих элементах?
- Об элементах можно узнать много интересного, нужно только поискать в различных источниках!
Свою работу учащиеся могут представить на школьный, или районный, конкурс творческих работ, проектов и т.д. (этап самопрезентации преобретенного участниками проекта нового опыта и знаний).
Ожидаемые результаты:
ресурсы). Умение вычленять и обобщать наиболее важные факты, отсеивая малозначимые факты. Умение работы с программным обеспечением Microsoft Office Word (Exelle, Publisher и т.д.).
Умение сопоставлять информацию из разных областей знаний для применения в определенной ситуации (метапредметные и межпредметные компетенции).
Развитие коммуникативных способностей на основании работы в группе;
Повышение интереса к предмету через познавательную, творческую деятельность;
Снижение уровня тревожности, связанного со сложностью содержания предмета.
3
Список литературы.
Воробьёва О.Я.. Коммуникативные технологии в школе.- Волгоград: Учитель , 2007.
Иванова Е.О., Осмоловская И.М.. Теория обучения в информационном обществе. – Москва: Просвещение, 2011.
Советова Е.В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс , 2007.
Ступницкая М.А.. Учимся работать над проектами.– Ярославль: Академия развития , 2008.
Тяглова Е.В.. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва: Глобус, 2008.
Шаталов М.А.. Уроки химии 9 класс. – Москва: Вентана-Граф, 2006.
Ширшина Н.В.. Проектная деятельность учащихся. Химия.- Волгоград: Учитель, 2006.
Приложение 1.
Шаблон «Моя таблица Менделеева»
Период | ряд | Группы химических элементов |
I | II | II | IV | V | VI | VII | VIII |
1 | 1 | | | | | | | | |
2 | 2 | | | | | | | | |
3 | 3 | | | | | | | | |
4 | 4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
5 | 6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
6 | 8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
7 | 10 | | | | | | | | |
*лантаноиды |
| | | | | | | | | | | | | |
** актиноиды |
| | | | | | | | | | | | | |
Приложение 2.
Шаблон карточки (буклета). Размер шаблона должен соответствовать размерам ячеек для элементов в шаблоне периодический системы.
Лицевая сторона.
Информацию подготовил (ла): Ф.И.О., класс. | Сторона для приклеивания. | № эл-та Хим.знак Название Атомная масса |
Внутренняя сторона.
Общая характеристика элемента (простого вещества): Цвет, агрег.состояние, тип кристаллической решетки, t плавления и кипения, тепло-, электро-проводность, растворимость, и т.д. | Историческая справка (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван). | «А знаете ли Вы что…» Интересные факты об этом элементе или простом веществе. |
Приложение 3.
Примеры выполнения индивидуальных заданий (печатный образец)
Лицевая сторона

Внутренняя сторона
