СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проекта «Моя таблица Менделеева»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проекта

«Моя таблица Менделеева»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проекта «Моя таблица Менделеева»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Чадана

Республики Тыва













Методическая разработка проекта

«Моя таблица Менделеева»

Направление - формирование ИКТ-компетентности обучающихся в общеобразовательных организациях.





Автор: учитель химии

Ондар Чечена Чунаевна











2015 г.

Пояснительная записка.


Данная проектная работа направлена на поиск, овладение и осмысление информации о химических элементах, их сути, значимости, особенностей.

Разработка может быть использована при изучении таких тем как «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева» (8класс), «Неметаллы и их важнейшие соединения» и «Металлы» (9класс), «Вещества и их свойства» (10 класс). Также можно использовать данный проект и при внеклассной кружковой или факультативной работе.


Необходимое оборудование: шаблон таблицы Д,И,Менделеева с пустыми ячейками элементов приблизительно 1х1,5 м (см. Приложение 1). Пример карточки (буклета) (см. Приложение 2).


Цель проекта – создать «свою» таблицу Менделеева, в которой есть интересные и познавательные факты о химических элементах.


Задачи:

  1. Собрать и переработать дополнительную информацию из различных областей знаний о данных химических элементах.

  2. Выбрать наиболее значимые факты.

  3. Оформить полученные знания согласно шаблону и представить классу.

  4. Создание «банка» знаний – «Моя таблица Менделеева».













Ход работы.

В курсе неорганической химии 9 класса начинается изучение групп сходных элементов. После изучения первого раздела – «Неметаллы», учитель знакомит ребят с темой проекта. После знакомства с разделом «Подгруппа кислорода. Халькогены» учитель ставит перед учениками вопрос: «А все ли элементы подгруппы мы изучим и все ли они нам знакомы?». Учащиеся отвечают, что не все элементы им знакомы, и с некоторыми, на уроке, они не смогли познакомиться. Селен, теллур, и так же «выпадающий» из группы – полоний в программе подробно не рассматривается (этап проблематизации).

По итогам обсуждения учащиеся формулируют цель (этап целеполагания) – Что нам известно об этих элементах?


Для решения этой проблемы разрабатываем план (этап планирования):

  1. Найти информацию по общей характеристике этих элементов.

  2. Для всех элементов подгруппы дать краткую историческую справку (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).

  3. Найти интересные факты из «жизни» этих элементов – «А знаете ли Вы что…»

  4. Оформить найденные сведения по шаблону. Представить своим работу одноклассникам.

  5. Вклеить в соответствующую ячейку общего шаблона таблицы.


На индивидуальную работу по плану дается неделя (этап реализации

плана). В течение этой недели ученики могут подходить к учителю за консультацией по правильности выполнения задания. Особенно это необходимо в начале работы, когда у учеников вырабатываются навыки и умения работы. Через неделю ребята представляют свои работы одноклассникам (этап первичной рефлексии – презентация своей работы и самопрезентация своей компетентности). За подготовку информации ученики получают оценку, что позволяет увеличить накопляемость оценок и создаст мотивацию как для успешных учеников, так и для слабоуспевающих. В случае успешного выполнения первого этапа, время на подготовку можно сократить до 3-4 дней. Такого рода работа проводится по каждой из изучаемых групп сходных элементов, а также разделов «Металлы».

Так же следует отметить, что оформление индивидуального задания по шаблону предполагает не только использование компьютера и принтера, но и творческое воплощение – карточку можно распечатать или

2

нарисовать, текст написать самостоятельно (см. Приложение 3). Это

оговаривается при разработке плана, чтобы свести к минимуму проблему

у учащихся из малообеспеченных (неблагополучных) семей, где нет возможности использовать компьютерное обеспечение.

После изучение все разделов, посвященных группам химических элементов, проводится обобщающий урок с использованием общего продукта деятельности – «Моя таблица Менделеева» для рефлексии полученного результата.

На основании выполненной работы учащиеся констатируют факт решения поставленной в начале работы проблемы (этап групповой рефлексии):

- Что нам известно об этих элементах?

- Об элементах можно узнать много интересного, нужно только поискать в различных источниках!

Свою работу учащиеся могут представить на школьный, или районный, конкурс творческих работ, проектов и т.д. (этап самопрезентации преобретенного участниками проекта нового опыта и знаний).


Ожидаемые результаты:

  • Развитие УУД у учащихся: Умение работы с различными источниками информации (учебная, периодическая и энциклопедическая литература, электронные образовательные

ресурсы). Умение вычленять и обобщать наиболее важные факты, отсеивая малозначимые факты. Умение работы с программным обеспечением Microsoft Office Word (Exelle, Publisher и т.д.).

Умение сопоставлять информацию из разных областей знаний для применения в определенной ситуации (метапредметные и межпредметные компетенции).

  • Развитие коммуникативных способностей на основании работы в группе;

  • Повышение интереса к предмету через познавательную, творческую деятельность;

  • Снижение уровня тревожности, связанного со сложностью содержания предмета.





3


Список литературы.


  1. Воробьёва О.Я.. Коммуникативные технологии в школе.- Волгоград: Учитель , 2007.

  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М.. Теория обучения в информационном обществе. – Москва: Просвещение, 2011.

  3. Советова Е.В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс , 2007.

  4. Ступницкая М.А.. Учимся работать над проектами.– Ярославль: Академия развития , 2008.

  5. Тяглова Е.В.. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – Москва: Глобус, 2008.

  6. Шаталов М.А.. Уроки химии 9 класс. – Москва: Вентана-Граф, 2006.

  7. Ширшина Н.В.. Проектная деятельность учащихся. Химия.- Волгоград: Учитель, 2006.






















Приложение 1.

Шаблон «Моя таблица Менделеева»

Период

ряд

Группы химических элементов


I

II

II

IV

V

VI

VII

VIII

1

1










2

2










3

3










4

4










5










5

6










7










6

8










9










7

10









*лантаноиды















** актиноиды

























Приложение 2.

Шаблон карточки (буклета). Размер шаблона должен соответствовать размерам ячеек для элементов в шаблоне периодический системы.


Лицевая сторона.

Информацию подготовил (ла):

Ф.И.О., класс.

Сторона для приклеивания.

№ эл-та

Хим.знак

Название


Атомная

масса



Внутренняя сторона.

Общая характеристика элемента (простого вещества):

Цвет, агрег.состояние, тип кристаллической решетки,

t плавления и кипения, тепло-, электро-проводность, растворимость, и т.д.


Историческая справка (кем, когда и где открыт; в честь кого или чего назван).

«А знаете ли Вы что…»

Интересные факты об этом элементе или простом веществе.











Приложение 3.

Примеры выполнения индивидуальных заданий (печатный образец)

Лицевая сторона


Внутренняя сторона