СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме: "Связь организма человека с внешней средой.Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме: "Связь организма человека с внешней средой.Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №43 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «Связь организма с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов.»









Подготовила

Учитель биологии

Астаркина Людмила Алексеевна













2016- 2017 учебный год

Урок №54

Тема. Связь организма с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов.

Цель: сформировать представление о значении сенсорных систем и строении анализаторов.

Задачи:

Образовательные – сформировать понятия «сенсорная система – анализатор», «структура анализатора», сформировать представление о свойствах и значении анализаторов;

Развивающие – способствовать развитию логического мышления, умения выделять главное, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать;

Воспитательные – способствовать формированию коммуникативных навыков, инициативности и положительного отношения к предмету.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», таблица «слуховой анализатор», проектор, раздаточный материал «Памятки», задание на соответствие, задачи.

Методы: прием «Удивляй», Фронтальная беседа, объяснение, работа с книгой по выделению главного, самостоятельная работа, работа в парах, четверках, прием «микрофон», прием «вопрос»

Ход урока.

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1.Огрмомент

Приветствие

Организация класса

Приветствие учителя

1

2.Актуализация знаний

Фронтальный биологический диктант:

Пояснение –ставим номер ответа (5) и ответ словом

Проверка- инд.ответ, самооценка


Вопросы:

1.Система органов, которую мы изучили (нервная)

2.Как работает нервная система (рефлекторно)

3.Сколько отделов в головном мозге? (5)

4.Как называется клетка нервной ткани (нейрон)

5. Как называется по другому ВНС (автономная)

Итог- покажите рисунки

Ответ в виде слов




Верный ответ рисуем частями смайлика - самооценивание

5

3.Мотивация учебной деятельности

1.Прием «Удивляй»

-Закройте глаза и скажите, что я делаю? (открываю журнал)

-Закройте глаза, руками уши и скажите, что я делаю? (записываю урок)

- Откройте глаза и уши и скажите, что мы будет изучать?

2. Сегодня мы будем изучать не органы чувств, а системы, в которые они входят – сенсорные или анализаторы. Почему они так называются?


Напишите на доске анг. cлово sense? Что оно означает?



Назовите виды чувств




Послушайте слова таджикского мудреца Лукмана и попытайтесь сформулировать тему урока: «Я учился мудрости у слепых потому, что они не поставят ногу на землю пока не дотронутся к ней палкой»

3.Сообщение темы урока

4.Попытайтесь сформулировать цели урока

5.Уточнение цели и формулировка задач.


Предполагаемый ответ: листаете журнал


Предполагаемый ответ: не знаем


Предполагаемый ответ: органы чувств

Фронтальная беседа



Предполагаемый ответ: анализаторы –сбор информации об окружающей среды


«чувство; ощущение», значит сенсорные системы человека «чувствуют окр.мир»

Предполагаемый ответ:

Зрение, слух, равновесие, вкус, обоняние, осязание (записать на доске)

Предполагаемый ответ:

Значение сенсорных систем





Записывают

Предполагаемый ответ:

Сформулировать значение сенсорных систем и строение анализаторов

3











2






4









1







3

1

3

4.Изучение нового материала

1.Самостоятельная работа с учебником. Определение анализатора – сенсорной системы

-пояснение к заданию( прочитать 1-й абзац, найти определение и выделить ключевые слова)

- психолог. настрой





2.Метод пресс(приложение 1) Значение сенсорных систем.

-пояснение (пользуясь памяткой ответьте, каково значение сенсорных систем?)

- психолог. настрой

3.Самостоятельная работа с книгой. Структура анализатора.

-пояснение (прочитайте 2-й абзац п.45 и найдите 3 структурные части анализатора, зарисуйте в тетради в виде схемы)

- психолог. настрой

- проверка выполнения


4.Прием «Практическая теория».

Вопрос. Будет ли видеть человек с абсолютно здоровыми глазами, если при падении ударится затылком и повредит зрительную зону коры БП?


5.Работа в парах и четверках. Свойства анализаторов.

-пояснение: пользуясь раздаточным материалом (приложение 2) установите соответствие между определениями и названиями свойств анализаторов, обсудите в парах и по команде учителя в четверках

- психолог. настрой

- проверка выполнения

6.Объяснение учителя. Иллюзии зрения.



Открывают учебник п.45 стр.45



Читают, находят, сообщают, формулируем и записываем: анализатор – это система, обеспечивающая восприятие информации, ее доставку в ЦНС, анализ и создание ощущения

Параллельно записывают на доске ключевые слова

Заслушиваем 1-3 ответа после обдумывания





Читают, обдумывают рисуют







Образец на доске напротив ключевых слов определения

Индивидуальный ответ по желанию

Предполагаемый ответ:

Нет, т.к анализатор формирует ощущение, когда работают все его части

Обсуждают в парах 3мин

Обсуждают в четверках 1 мин

Формируем ответ класса 3 мин













Смотрят презентацию, слушают, выполняют задания по ней

1

5.Физкультминутка

Приложение 3

Выполняют упражнения

2














3





2

2

3

6. Повторение и закрепление знаний

1.Выполнение действий по образцу. Напишите структуру слухового анализатора, пользуясь структурой зрительного и сделайте вывод.

Зрительные рецепторы в глазу→зрительный нерв →зрительная зона коры БП






2.Прием «Вопрос» (приложение 3)

-пояснение: придумайте 2 простых и один творческий вопрос


3.Обсуждение в парах +четверках. Решение практических задач (приложение 4)





Предполагаемый ответ:

Пишут сам-но в тетради (можно карандашом)

Слуховые рецепторы в ухе→ слуховой нерв→слуховая зона коры БП.

Вывод – все анализаторы имеют одинаковые структурные элементы



Пользуясь памяткой «ромашка Блума» составляют вопросы

Задают свои вопросы и отвечают

Обсуждают по одной задаче

При итоговом осуждении название свойств анализаторов записываем на доске

2

7. Подведение итогов урока

Прием «Микрофон»

Или сенкан на слова «сенсорные системы» приложение 5

Заканчивают предложения:

На уроке я узнал…

На уроке меня удивило…

1

8.Оценивание

Учитель проводит оценивание


2

9. Домашнее задание

Всем - Изучить п.45 стр.45, выучить определение, свойства, структуру

Задание на опережение:

Всем-нарисовать глаз и обозначить

Инд.- вопрос на стр.48

записывают



Приложение 1

Метод «Пресс»

Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса; разбираться в своих идеях, а также-формулировать их в виде четкой и логической структуры.
Этапы метода:

  • Высказываем свое мнение: «Я считаю...»

  • Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»

  • Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «Например...»

  • Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»



Приложение 2

Установите соответствие между свойствами анализаторов и их определениями


свойства


определения

А

Специфичность

1

очень низкий порог раздражения для адекватного раздражителя, определяемый минимальной энергией, необходимой для формирования ощущения

Б

Чувствительность

2

Сохранение ощущения в анализаторе после прекращения действия раздражителя

В

Адаптация

3

способность анализатора воспринимать определенный вид раздражителя и формировать характерное только ему ощущение

Г

Последействие

4

приспособление к определённому порогу раздражения

Д

Субъективность

5

Ложное или искаженное восприятие окружающей среды

Е

Иллюзии

6

Избирательность ощущений в зависимости от личности, ее опыта, знаний, интересов, эмоций, потребностей



Приложение 3

Ромашка Блума



Классификация вопросов:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как…? Что…? Куда …? Что такое…? Как называется…? Сколько…?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы …?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил …? Где может пригодиться знание …?

Приложение 4

Практические задачи

1.Опыт: закройте глаза и слегка надавите на одно глазное яблоко пальцами со стороны носа, затем слабыми движениями потрите веки закрытых глаз.

Что заметили? Почувствовали прикосновение? Почему при механическом раздражении возникло зрительное ощущение? Что это за свойство анализаторов?

2.Опыт: Положите на 1 минуту руку на батарею, а другую на стекло, затем двумя руками прикоснитесь к парте.

Опишите свои ощущения. Что это за свойство анализаторов? Приведите другие примеры.

3.Опыт: Сравните результаты ответов в группе на вопрос: какой чай для вас является достаточно сладким, содержащий 1 ложку сахара на стакан, 2 ложки, 3 ложки или 4?

Что это за свойство анализаторов?

Приложение 5

Создание сенканов ( в рус. варианте - сенквейнов) - в переводе с франц. «поэтический пятистрочник»

Во время создания сенкана должны быть выполнены определенные условия, то есть он должен иметь определенную форму:

1-я строка - одно существительное: главное, о чем идет речь в данной теме;
2-я строка - два прилагательных: описывают изученное явление (представлено в первой строке);

3-я строка - три слова: глаголы или описание действия;
4-я строка - четыре слова: фраза, которая предусматривает личностное отношение к теме;
5-я строка - одно - два слова: синоним к существительному в 1-й строке.