СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения лирического произведения. Углублённая работа с текстом, К.Г.Паустовский " Корзина с еловыми шишками"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100».»

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100».

Урок проведен в рамках семинара « Формы организации учебного процесса на основе использования программно-педагогических средств в начальной школе: современные образовательные технологии.»


Тип урока: урок изучения лирического произведения , углубленная работа с текстом.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Автор разработки урока: Шелюхова Виктория Владимировна, учитель начальных классов.


Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 42 г .Комсомольск -на-Амуре


Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.



Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.


Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка).


Образовательные технологии, использование программно -педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.


Планируемые результаты:


Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.


Мета-предметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать главу текста , структурировать знания по теме урока .


Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Оборудование :

1) Бунеев «Литературное чтение».

2) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».

3)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты писателя и композитора.)

4) Карточки для заполнения .Шаблоны.

5) Корзина. Шишки.


Тема: Волшебная сила бессмертной музыки.

Рассказ «Корзина с еловыми шишками»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приложение

  1. Организационный момент.


Вступительное слово учителя:

- Я хочу видеть на уроке внимательных, серьёзных, вдумчивых читателей, способных размышлять, анализировать, чувствовать сердцем и душой.


Звучит музыка Э. Грига « Норвежский танец. »

– Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?


Слушание. Создание эмоционального настроения.

Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту, силу любви.


Слайд 1

  1. Актуализация знаний

1 слайд – цитата :

« Каждый понимает счастье по -своему. У каждого оно свое…» К.Г. Паустовский.

- Можем ли мы сразу обозначить тему урока и какую роль в этом играет музыка?

Высказывания детей.

Высказывания детей.


Слайд 2

3. Постановка учебной задачи.







. 1 слайд – « К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

-Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

- Как вы думаете. Что объединят этих двух выдающихся людей?


Учащиеся сами определяют цели урока



Слайд 3

4. Проверка домашнего задания.

О писателе К.Г. Паустовском и композиторе Э. Григе.


- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)


- Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

(рассказ детей о Григе)


О1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.


2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.


композиторе Эдварде Григе. Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

(рассказ детей о Григе)

3 группа: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.


4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства

Слайд 4 – портреты, даты.

5. «Открытие» детьми нового знания. Самостоятельная работа в группах.

(4 группы)


- Своим творчеством великие люди побуждают нас…

- Закончите высказывание.
















- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

(4)

- О чем говорится в каждой части?




- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки. Заполнение бланков.










Инсценирование :. Встреча.





Учитель: Ну, конечно, вы узнали этих героев? А что у девочки в корзине? Она так тяжела!



Проблемный вопрос.

Учитель: А зачем девочке понадобились шишки? (Варианты ответов детей. )



Учитель: : А знаете ли вы, как появляются еловые леса? 


. Работа в группах в технике «Мозговой штурм».

Правила работы в технике мозгового штурма:

Любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

2. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

3. Приветствуются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5. Главная цель – получить как можно больше идей.

Высказывание идей по группам.

Общий вывод. Высказывания детей.



(1 - встреча композитора и девочки;

2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни;

3.- Дагни у тетушки;

4 - на концерте)


Бланк №1.

(работают в группах. В это время звучит музыка Э.Грига "Хольберг. Сюита").

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча в лесу.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. Долгожданный подарок.


Диалог из теста

Инсценирование :. Встреча. Мальчик в роли писателя и девочка в роли Дагни, с корзиной в руках.


Д: В корзине у Дагни еловые шишки!







 Шишками можно топить печь, делать различные игрушки, утеплять дом.









Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. (Слайд 22 для люб. )

Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.














Слайд 4 – звучит музыка Э. Грига.






Слайд 5


Слайд 6












6. Словарно-лексическая работа











Работа в группе по главам произведения


7.Физкультминутка.





8. Включение в систему знаний и повторение.





































9. Итог урока.



















10. Рефлексия.























На доске: ( слова-карточки)

Эпитеты, олицетворение, описание, сравнение.























Работа в группе по главам произведения.

1-я группа “Встреча в лесу”. 

У: Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить.

Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку.

Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить подарок позже. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. )

2 группа “В доме композитора”. 

У: “…У тебя на сердце зацвел белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны”.

Как ярко и точно пользуется художественным словом К. Паустовский. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. )

3 группа “В гостях”. 

У: Дагни чуткая, милая, впечатлительная, как в детстве. (Выслушивая ответы, подвожу к выводу. )

4 группа “Долгожданный подарок”.

(Стихотворение собственного сочинения. Синквейн. )

У: Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги.

Он может расцвести в душе каждого из вас.



- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

- Так чему же учит это произведение?

Цитаты:

Все хорошее в природе - от солнца;

А все лучшее в жизни - от человека.

М. Пришвин.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.

В.А. Сухомлинский.






Рефлексия.

- Какие чувства, впечатления и настроения вызвало у вас это произведение?

- Что вы представили, слушая музыку?

- А что произвело на вас большее впечатление, сама музыка или описание музыки Паустовским?

- Что вы лучше поняли, художественное произведение или музыкальное?

- Как вы думаете, почему так происходит? Что нужно для того, чтобы понять музыку?

(её надо услышать)

У: - Как связаны литература и музыка?

- Верно, Паустовский тоже это понимает. Найдите и прочитайте фразу, в которой он объясняет, что трудно описывать музыку словами?

- Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?- спросили как – то Э. Грига.


- В произведении, Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки ( по два шаблона для каждой команды).

-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали

вам надо закрасить одну из шишек красным цветом.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым.

-Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки.












Каждая группа получает карточки с толкованием слов и словосочетаний из текста. На слайде ( слайд 5-во время работы в группах звучит музыка Грига "Танец Анитры" ) группы слов и словосочетаний, соответствующие толкованиям. Задача каждой группы - найти слова, соответствующие толкованиям данным на карточках, найти их в тексте, зачитать.


Работа с текстом, словарем. Четыре группы слов и словосочетаний соответствуют четырем частям текста. По мере анализа толкования слов ведется краткий пересказ текста и зачитывание отдельных эпизодов.







Каждая группа даёт высказывания согласно плану текста.




















































Высказывания детей.

(надо жить, принося радость другим людям)



























- Это произведения искусства, которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.















Из текста: (невозможно описать музыку словами, как бы ни был богат наш язык)

- В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди.







Ученики-эксперты оценивают работу на уроке своих одноклассников. Выделяют и аргументируют свой выбор.






































Слайд 8







Слайд 7




 

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в 
работу
_______________________________________________________________________________________________.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей_____________________________________________.