СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики. Тема урока: «Кто или что движется быстрее?». 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Проверка готовности к уроку.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. К нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поздороваемся. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, поприветствуйте друг друга, пожелайте удачи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики. Тема урока: «Кто или что движется быстрее?». 4 класс»

Тема урока: «Кто или что движется быстрее?»

Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на самостоятельную работу учащихся по заданиям учебника.

Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1, таблицы « Самые быстрые животные мира» и « Самые медленные животные мира».

Задачи урока:

Личностные: формировать индивидуальные учебно-познавательные мотивы, самостоятельность в разных видах деятельности;

развивать навыки сотрудничества, способность к самооценке, этические чувства, доброжелательность.

Метапредметные:

РегулятивныеУУД: находить рациональный способ решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем, классом;

планировать решение задачи, выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи, действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи, контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, совершенствовать уровень математической речи, структурировать знания, произвольно и осознанно владеть общим умением решать конкретные учебные задачи.

Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и уважительно вести диалог с одноклассниками, аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнеров в совместной деятельности, презентовать различные способы рассуждения

Предметные: иметь представление о скорости передвижения различных тел.

-уметь определять, кто или что движется быстрее; располагать средства передвижения по порядку от самого быстрого к самому медленному;



-уметь сравнивать «бытовое» толкование терминов «медленнее» или «быстрее» с помощью таких величин, как расстояние и время;

-решать арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь)

-выполнять краткую запись

-совершенствовать вычислительные навыки;



Ход урок :

I. Проверка готовности к уроку.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. К нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поздороваемся. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, поприветствуйте друг друга, пожелайте удачи.

- С какими источниками мы работаем на уроке математики?

- Как узнать какая тема нашего урока? (Обратиться к содержанию)

-Откройте сейчас наш самый главный источник знаний, учебник математики. Обратитесь к содержанию, как найдёте тему урока, над которой будем работать? (На прошлом уроке работали на стр. 78) -Прочитайте тему урока в содержании.

- Сегодня урок изучения новых знаний? Почему так решили?

-Какую предыдущую тему мы изучали? (Час, минута и секунда)

-Как вы думаете знания, полученные при изучении этой темы нам приго-дятся для открытия новых знаний? (Мы сегодня будем говорить о движении, а час, минута и секунда единицы измерения времени движения)

-На какой странице вы открыли учебник? (79)

II. Актуализация знаний. Постановка цели.

-Прочитайте ещё раз тему урока («Кто или что движется быстрее?»).

-Что вам уже знакомо? -Поставим цели урока. Что нужно для этого сделать? (Рассмотреть страницы учебника)



-Рассмотрите страницы учебника, обратите внимание на условные обозначе-ния? -Какие значки встретились? (Выскажи предположение) -Что это значит? ( Высказать догадку) -Какие виды работы предстоят?

-Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Почему кто-то или что-то движется быстрее)

-Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок. (Научусь.., смогу.., узнаю.., в ходе размышлений...)

-Приведите примеры, в которых можно сравнить движение объектов с помощью такого выражения, как: «Он движется быстрее (медленнее)…» (Ожидаемый ответ: гепард бежит быстрее, чем лев; пешеход идет медленнее, чем едет велосипедист; самолет летит быстрее, чем вертолет, и др.)

-Почему?

-Это на уроке мы с вами и должны выяснить. У каждого из вас на парте лежит лист индивидуальных достижений, по которому вы будете себя оценивать (+, -.)

III. Работа по теме урока.

-С чего начнём? ( С 1 задания № 263)

1.Задание № 263

- Прочитайте задание и ответьте на его первый вопрос.

(Ожидаемый ответ: спортсмен, пробежавший дистанцию быстрее остальных, становится победителем соревнований, значит, быстрее всех дистанцию пробежал спортсмен под номером 15)

-Почему так решили?

-Каким образом судьи соревнований решают вопрос о том, кто какое место должен занять? ( Ожидаемый ответ, к которому мы приходим в результате коллективной работы: для того чтобы определить, какое место должен занять каждый из спортсменов, пробежавших одинаковую дистанцию, судья должен зафиксировать время, затраченное спортсменом на бег.)



-На парте лежит лист–помощник, который будет помогать вам грамотно формулировать выводы по теме урока. Выберите вывод, подходящий к нашей задаче.

Вывод: Чем меньше затраченное время, тем быстрее бежал спортсмен, значит тем лучше результат, при условии, что дистанция одинаковая.

-Оцените себя.

2.Задание № 264 (У-1, с. 79)

- Прочитайте условие задачи. -Прочитайте требование к задаче. -Что можете сказать про время? (Время одинаковое- 1 ч) -Что можете сказать про расстояние? ( 4 км и 5км) -Составь краткую запись задачи в виде диаграммы.

-Проверим. Сверьте диаграммы, которые вы составили, с диаграммой на слайде.

-Когда туристы шли быстрее?

(Ожидаемый ответ: за первый час туристы прошли большее расстояние

(5 км 4 км), значит, они двигались быстрее, чем во второй час.)


-Какой вывод можно сделать?


Вывод: Быстрее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает большее расстояние.


-Оцените себя.


-Ребята, как вы думаете , что движется быстрее поезд или автомобиль?

-Давайте выясним это, решив задачу.



3.Задание № 265 (У-1, с. 79)





- Прочитайте задачу.

-Что можете сказать про время движения? (Время одинаковое 1 мин) -Что можете сказать про расстояние? (2км и 1500м выражено в разных единицах длины)

-Составь краткую запись задачи в виде диаграммы.



-Проверим. Сверьте диаграммы, которые вы составили, с диаграммой на слайде.

- Что движется медленнее — поезд или автомобиль?

(Ожидаемый ответ: за одну минуту поезд проехал расстояние меньшее, чем автомобиль )

-Почему?

(1500 м

Вывод: Медленнее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает меньшее расстояние .


-Оцените себя.



- Как вы думаете, какое расстояние за один час может пройти человек?

(Взрослый человек- 5 км, ребёнок 9-10 лет-3км)

4.Задание № 266 (У-1, с. 79)

-Прочитайте задачу.

-Какое расстояние за один час преодолел Миша?

-Прочитайте требование к задаче.

-Сможем сразу ответить на требование задачи? (Нет)

-Почему?(Время выражено в разных единицах)

-Как узнать какое расстояние Миша пройдет за 1 ч 30 мин.







• Рассуждаем и записываем на доске решение задачи: надо найти расстояние, которое Миша пройдет за 1 ч 30 мин.

• За 1 час Миша может преодолеть расстояние 3 км, значит, за полчаса он может преодолеть половину этого пути.

1) 3 км : 2 = 3000 м : 2 = 1500 м = 1 км 500 м — пройдет Миша за полчаса

2) 3 км + 1 км 500 м = 4 км 500 м — пройдет Миша за 1 ч 30 мин

-Можем ответить на требование задачи? (Нет)

-Что надо сделать? (сравнить 5км 4км 500м)

Ответ: за 1 ч 30 мин Миша не сможет пройти 5 км

-Оцените себя.



IV.Физминутка (ракета)

самое быстрое средство передвижения — гиперзвуковая крылатая ракета. Ее скорость в 5 раз превышает скорость звука, а скорость звука — 343 м/с.

5.Задание № 267 (У-1, с. 79)

- Самостоятельно прочитать задание. Обратите внимание на значок.

-Устно расположить данные средства передвижения от самого быстрого до самого медленного: ракета, самолет, вертолет, автомобиль, велосипед, лодка без мотора (по течению реки). Проговорите свои предположения соседу.

-Почему так решили? Какой вывод подойдет?


Вывод: Быстрее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает большее расстояние.


-Оцените себя.


6.Задание № 268 (У-1, с. 80)

-Обратите внимание на значок.



-Самостоятельно прочитайте задание и приведите примеры самых быстрых животных, каких вы знаете.

Сообщаем, что самым быстрым животным считается гепард, и демонстрируем таблицу «Самые быстрые животные мира»

Беседа по таблице:

-Какое животное самое быстрое?

-Какое животное самое медленное?

-У каких животных одинаковая скорость?

-Сформулируй задачу на разностное сравнение, используй данные из таблицы.

-На сколько больше ?

-На сколько меньше ?

-Какой вывод можно сделать?


Вывод: Быстрее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает большее расстояние.


-Оцените себя.


7.Задание № 269 (У-1, с. 80)

-Обратите внимание на условные обозначения.

-Прочитайте задание и назовите самых медленных животных.

-Рассмотреть таблицу «Самые медленные животные мира».

-Сформулируй задачу на кратное сравнение, используй данные из таблицы.

-Во сколько больше ?

-Во сколько меньше ?

-Какой вывод можем сделать? Почему?





Вывод: Медленнее движется тот объект, который за одно и тоже время преодолевает меньшее расстояние .


-Оцените себя.

8.Задание № 270 (У-1, с. 80)

-Обратите внимание на последнее задание на стр. 80. Что заметили? (№ 270 выделен голубым цветом)

-Что это значит? (Трудное задание)

-Читаем задачу, записываем на доске краткую запись

за 60 мин — 80 км

за 120 мин — ? км

за 30 мин — ? км

за 15 мин — ? км

- Решим ее коллективно:

-Что можем сказать про время?

-Что можем сказать про расстояние?

Рассуждаем так: 120 мин в 2 раза больше, чем 60 мин, то есть в 2 раза больше, чем 1 ч. Значит, пройденное расстояние за это время будет в 2 раза больше, чем за 1 ч:

  1. 80 км · 2 = 160 км — расстояние, которое преодолеет автомобиль за 120 мин

• 30 мин в 2 раза меньше, чем 1 ч, значит, пройденное расстояние за 30 мин будет в 2 раза меньше, чем расстояние, пройденное за 1 ч:

  1. 80 км : 2 = 40 км — расстояние, которое преодолеет автомобиль за 30 мин

• 15 мин в 4 раза меньше, чем 1 ч, значит, пройденное расстояние за 15 мин будет в 4 раза меньше, чем расстояние, пройденное за 1 ч:

  1. 80 км : 4 = 20 км — расстояние, которое преодолеет автомобиль за 15 мин

Ответ: 160 км, 40 км, 20 км.

- Обратите внимание на время, что с ним происходит? ( Уменьшается) -Что происходит с расстоянием? ( Уменьшается)

-Во сколько раз?

Вывод:

-Оцените себя.

-На каком транспортном средстве можно за 1 час преодолеть расстояние в 1000 км? (На самолете.)

• Сообщаем, что средняя скорость пассажирского самолета — 980 км/ч

9.Задание № 118а (Т-1, с. 61)

-Самостоятельно прочитать задачу.

-Повторить ее условие своими словами.

-Запишем краткую запись:

200 км — 1 ч

30 км — 15 мин

На каком участке машина ехала быстрее?

• Выясняем, что 1 ч (60 мин) в 4 раза больше, чем 15 мин. Значит, расстояние, пройденное машиной на втором участке за 1 ч, будет в 4 раза больше, чем расстояние, пройденное этой машиной за 15 мин.

1) 30 км · 4 = 120 км — расстояние, пройденное машиной за 1 ч;

2) 200 км 120 км — значит, на первом участке машина ехала быстрее, чем на втором.

Ответ: на первом участке машина ехала быстрее, чем на втором.

V. Итог урока.

-Вернитесь к названию темы. Почему она так называется?

- Какие выводы мы сделали сегодня?





-Когда можно утверждать, что объект быстрее движется?

-Когда можно утверждать, что объект медленнее движется?



VI. Рефлексия.

-Оцените свою работу. Проанализируйте свои листы индивидуальных достижений. Что получилось, что нет.

-Продолжите предложение.

Могу похвалить себя за то, что…

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

С каким настроением заканчиваете урок?

VII.Задание на дом:

Задание № 118 б (Т-1, с. 61)