Методическая разработка урока
Тема урока:
«Окончательная отделка фартука.
Подготовка к защите проекта».
5 класс
Разработала учитель технологии Шанина Елена Михайловна
5 класс.
Тема: «Окончательная отделка фартука. Подготовка к защите проекта».
Цель урока: Создать условия для приобретения проектных и технологических умений на основе практической деятельности с использованием знаний и опыта учащихся.
Методы: наглядный, проблемный, практический.
Задачи:
- систематизировать и обобщить теоретические знания о видах фартуков, по конструированию и моделированию фартука, о способах отделки фартука, закрепить практические умения по разделу «Создание изделий из текстильных и отделочных материалов. Технология швейных работ».
- уметь контролировать качество изготовления изделия.
- научить учащихся применять полученные ранее знания при решении конструкторских и технологических задач.
- развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
- слушать и выступать, проявлять инициативу;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
уметь анализировать, делать выводы при работе над проектом.
- воспитание эстетического вкуса, уверенности в себе, внимательности.
- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: Технология: моделирование фартука; математика: расчеты; геометрия: построение геометрических фигур; история: история одежды; краеведение – русский народный костюм, тверская матрешка, физика - свойства ткани; черчение - работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; ИЗО: сочетание цветов; информатика: применение информационных технологий на уроках труда; экономика - расчет себестоимости изделий.
Оборудование урока и материалы:
Компьютер. М-м. проектор. Экран. Готовые образцы фартуков, различные виды ткани, отделок фартука, раздаточный материал. Карандаши, маркеры.
Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих и дежурных.
Обратить внимание на организацию рабочего места учащихся.
Обобщение материала, пройденного на прошлом уроке.
Учитель: Сегодня у нас обобщающее занятие.
Вы проделали большой творческий путь, прежде чем получили конечный результат – готовое изделие. Мы в течение этой четверти выполняли творческий проект – фартук.
Соответственно можно выделить 4 шага к успеху:
Мы исследуем (1 неделя ноября)
Мы создаем (2 неделя ноября)
Мы мастерим (1, 2,3 неделя декабря)
Мы модницы (4 неделя декабря)
Вопросы для повторения:
Перечислите детали, из которых состоит фартук
(Нагрудник, нижняя часть, карман, пояс, бретель).
Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертеж фартука?
Задание на поиск нужной информации
Цель заданий – способствовать развитию интереса по самостоятельному поиску информации.
На предыдущем уроке учащимся было дано задание, найти информацию о профессиях, связанных с изготовлением одежды на швейной фабрике. Выступления учащихся:
Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:
Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.
Конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.
Технолог – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.
Швея – изготавливает изделие за швейной машиной.
Контролер ОТКа – проверяет качество изделий.
4.Проблемная ситуация:
Учитель вызывает к доске 3 учениц. «Вы пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить некоторые фартуки. Что мы видим?» На одной девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.
Что же здесь не так?
- Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не выглядеть смешно. – Да, размер.
5. Какие ткани лучше подойдут для фартука?
Ткани лучше использовать натуральные (хлопок, лен), полотенечная ткань, гладкоокрашенные или с рисунком. Они воздухопроницаемы, гигроскопичны (быстро впитывает влагу и быстро сохнет), отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данному виду одежды, обладают хорошей прочностью, легко стираются и утюжатся, не дорого стоят.
6. Какой фартук больше вам нравится? (Учащиеся выбирают фартук с отделкой: из кружева, ленты, вставок, тесьмы, вышивки).
Учащиеся сами формулируют тему урока.
Учитель: Вы можете сформулировать тему урока? «Отделка фартука».
Объяснение нового материала.
Учитель: Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону.
Если фартук шьётся из пёстрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причём она должна совпадать с одной из красок ткани.
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, серым.
Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.
Задание на развитие внимания учащихся.
Цель задания – привлечь внимание учащихся к просмотру слайдов.
Показ мультимедийной презентации «Виды отделки фартуков».
Учитель: Запишите в тетради заголовок «Виды отделки». Во время показа слайдов вы записываете виды отделки. Будьте внимательны.
Виды отделок для фартука:
Бейки Выполняются из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают по краям деталей или располагают в любом направлении.
Гладкокрашеные бейки на гладкоокрашенных тканях можно сочетать с отделочными стежками.
Тесьма бывает разной ширины, одноцветная и с рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия, тогда она одновременно служит и для отделки. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.
Аппликация
В основном используется для отделки детских изделии, в том числе фартуков. Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Расположить её можно на любых деталях – карманах, нагруднике, нижней части.
Декоративная строчка
Выполняется нитками в тон ткани или контрастного цвета. Лучше она смотрится на гладкокрашеной ткани. Прокладывают её обычно по контуру мелких деталей – карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс, бретели.
Вышивка
Украшающие стежки, располагают по прямой линии или по какому – либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать с отделочной тесьмой или бейкой.
Оборки и воланы
Делают из основной или отделочной ткани. Их можно настрачивать вдоль бретелей. Оборки можно располагать в любом месте фартука в один или несколько рядов.
Закрепление теоретического материала.
А теперь проверим ваши записи. Проверим, какие виды отделки вы записали: «Тесьма. Бейки. Аппликация. Декоративные строчки. Вышивка, кружева.
Оборки и воланы».
Молодцы!
Примеры на сочетание отделки к фартуку.
Выполнение практической работы: работа в группах.
Вводный инструктаж:
Группам выдаются:
Образцы тканей и отделки, задание для работы в группе, листы с основой фартука.
Задание №1 для работы в группе: Выбрать форму и отделку для изделий.
1 группа – фартук - подарок младшей сестре.
2 группа – фартук для дежурного в школьной столовой;
3 группа – домашний фартук для мамы;
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Учащиеся в группе выдвигают идеи, в соответствии с заданием, рисуют фартук желаемого фасона, подбирают к нему отделку.
Текущий инструктаж:
1 обход – проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
2 обход – с целью оказания помощи.
3 обход – с целью приема работы.
Учитель контролирует, помогает при необходимости.
- Посмотрим, что получилось у наших модельеров.
Защита готовых мини-проектов. Группы комментируют свою модель.
Молодцы! Справились с заданием. Почувствовали, как легче работать в группе?
А сейчас небольшая пауза: Физкультминутка.
Задание №2 для работы в группе: Экспертная оценка фартука Сейчас вы выступите в роли контролеров ОТКа. Не забудьте подписать экспертное заключение. Перед вами фартук. Дана характеристика фартука. Используя её, вы должны заполнить таблицы:
Оценка качества машинных работ
Оценка выполненной отделки фартука
Определение себестоимости изделия
Представитель от каждой группы выступит с оценкой фартука.
Подведение итогов урока.
Учитель: Достигли ли мы поставленной цели?
Выставление оценок с комментированием.
Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке?
Домашнее задание: Подготовиться к защите проекта.
Уборка рабочих мест.