СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по музыке "Виват, Россия!"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка (для 3 класса) будет полезна преподавателям музыки и учителям начальных классов. Архив содержит все необходимое сопровождение урока.

Просмотр содержимого документа
«Виват, Россия!»

Дата проведения: 29.09.2016г.

Класс: 3 «Д»

Тема урока: «Виват Россия!»


Цели урока:

  1. Познакомить со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;

  2. Показать использование музыки разных жанров.

Задачи урока:

Образовательная

  • Закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.

Развивающая:

  • Закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;

  • Продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);

  • Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.

Воспитательная

  • Воспитание гражданско-патриотических чувств (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)


Музыкальный материал:

    1. Кант "Радуйся, Росско земле"

    2. Кант "Виват, Россия!"

    3. Кантата «Александр Невский»

Оборудование: портрет Петра I, учебник и рабочая тетрадь для 3 класса Критской, Сергеевой, Шмагиной.


План урока:

  1. Организационное начало (2 мин.)

  2. Вступительная беседа (5 мин.)

  3. Первичное восприятие (10 мин.)

  4. Художественный анализ произведения (15-20 мин.)

  5. Обобщение(5мин.)

  6. Итог урока(2мин.)

Ход урока


    1. Организационное начало (1 мин.)

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    1. Вступительная беседа (5 мин.)

Цель: познакомить учащихся с новым видом музыкальных произведений

Россия — великая держава.

-Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.

- Давайте прочитаем название нашей темы.

- Как вы понимаете слово «Виват»?

- Виват - это выражение, заимствованное в XVIII веке из латинского языка, и популярное по сей день. "Виват" буквально переводится как "Ура", "Да здравствует", - то есть, обозначает восторженный возглас. В России первоначально этим восклицанием войска приветствовали военачальника и членов царской семьи.

-Подумайте, а можно ли заменить их на русские слова «да здравствует», «славься», «песня»? Изменится ли от этого музыкальное произведение?

- Прочитаем текст.

- Что такое кант?

-Кант - это многоголосая песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

-Когда появились канты?

-300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре I.

-Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.

-Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.

-В каком характере нужно исполнять канты?

-Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.

- Общее в кантах, с которыми мы познакомимся, определяется их трехчастной формой: крайние части – слава царю Петру, средняя часть – сострадание к погибшим.


III. Первичное восприятие ( 10мин.)

Цель: познакомить учащихся с кантами «Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»

- Послушайте внимательно первый куплет канта и попробуйте определить жанр, характер музыки.

- А как вы думайте русская она или зарубежная?

- В какое время она сочинена?

- Кто и в какой момент может ее исполнить?

-Когда родились эти песни? (При Петре I)

Петр I

Родился 30 мая 1672 в Москве. Воспитывался Петр бессистемно; в юности его интересовало плотницкое дело и судостроение. Другим его увлечением было обучение солдат и разыгрывание потешных сражений. Первым опытом вождения войск стала для него война с Турцией, которая владычествовала в Крыму. Петр рассчитывал отвоевать выход к Черному морю. Он понял, что Россия еще недостаточно сильна, чтобы прочно обосноваться на юге. Петр отправился в путешествие по Англии, Голландии и Германии; он был первым русским монархом, появившимся за границей.

Царь возвратился на родину, чтобы расправиться с бунтовщиками. Покончив со стрельцами, Петр вознамерился ослабить власть бояр. Далее он повелел всем подданным, кроме крестьян и священства, обрить бороды и распорядился, чтобы все придворные одевались на немецкий или французский манер и курили трубки. Царь поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей к западному стилю жизни и труда. Война со шведами В 1700 был заключен мир с Турцией. В союзе с Данией и Саксонией он начал войну со Швецией (Северная война 17001721). Шведский король Карл XII воевал в глубине Европы с Саксонией и Польшей и пренебрегал угрозой со стороны России. Петр не терял времени: в устье Невы возводились крепости, на верфях, оборудование для которых было привезено из Архангельска, строились корабли, и вскоре на Балтийском море возник мощный российский флот. Карл XII, заключив в 1706 мир с Польшей, предпринял запоздалую попытку сокрушить российского соперника. Поначалу его наступление шло успешно, однако отступавшая русская армия обманула его хитрым маневром и нанесла серьезное поражение. Карл повернул к югу, и его армия была полностью разгромлена в битве под Полтавой.

Отношения с церковью Петр оставляли желать лучшего. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество, позволял себе кощунственно глумиться над церковными обрядами и обычаями. Его церковная политика вызывала массовые протесты. Строились флоты, военный и торговый. Для финансирования своих проектов царь ввел множество новых налогов, в том числе подушную подать. Были введены арабские цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии, появилась первая российская газета. Науки всемерно поощрялись: открывались школы, переводились книги по науке и технике, была основана Академия наук.

В возрасте шестнадцати лет Петра женили на Евдокии Лопухиной, но он прожил с ней едва ли неделю. Она родила ему сына Алексея, наследника престола. В 1718 Алексея заставили отречься от права на престол. В том же году его судили, обвинив в заговоре против государя, признали виновным и умертвили. В 1712 царь объявил о своем разводе и венчался с Екатериной. В этом браке родилось 8 детей. В 1724 Екатерина была коронована как императрица. Умер в Санкт-Петербурге 28 января 1725.

- А мне вот интересно, что означает итальянское слово « кантаре»? ( Пою).

-Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.

-Каким событиям посвящено это произведение?

-Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.

-Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.

-В кантате «Александр Невский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».

-В какой форме написан этот хор? В трехчастной.

-I и III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постараться передать героический характер музыки.
-II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней и придает ей эпический характер.

4. Художественный анализ произведения (20 минут)

Цель: определить характер и смысл музыкальных произведений.

Канты «Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»

-Что же передает хор?

-Торжество, ликование.

-Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.

-Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.

V. Обобщение (7 минут)

-Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

-Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.

-Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.

VI. Итог урока (3 минуты)

Цель: узнать, как усвоен материал учащимися.

-С какими кантами сегодня познакомились?

-Как звучат канты? Как догадаться, что мы слышим именно кант?

-В честь чего их исполняли?



Просмотр содержимого презентации
«64161__-_»

Виват, Россия!  Наша слава –  русская держава!

Виват, Россия! Наша слава – русская держава!

ВИВАТ восклицание: да здравствует!

ВИВАТ

восклицание: да здравствует!

-Кант - это многоголосая песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

-Кант - это многоголосая песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.

- Кантата  — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

- Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.