Данный урок является одним из уроков курса «Текст как источник постижения личности и формирования метапредметных результатов», реализуемая в шестых классах (школьный компонент учебного плана).
Цель программы: создание условий для успешного самопознания и овладения метапредметными результатами.
Курс направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, которые предполагается достичь путем обучения учащихся работе с текстами разных жанров. Представляемый урок проводится в форме урока-исследования, где учащиеся овладевают исследовательскими навыками. В целях мотивации применяются элементы деловой игры.
Технологическая карта урока
Предмет : литература
Класс: 6
Тип урока: урок-исследование с элементами деловой игры.
Тема: Ценности в произведениях русской литературы (на примере произведений русских писателей XX века)
Планируемые результаты
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации в группе.
Регулятивные: ищет и выделяет необходимую информацию; планирует последовательность действий и при необходимости изменяет ее; в процессе выполнения работы осуществляет самоконтроль и самооценку; проектирует дальнейшую деятельность по конечной реализации цели.
Познавательные: формулирует проблему, определяет объект-предмет исследования, выдвигает гипотезу, отбирает метод исследования, извлекает необходимую информацию из текста, строить логическую цепь рассуждения.
Личностные: Понимает роль языка в развитии интеллекта, творческих способностей, моральных качеств личности; стремиться к речевому самосовершенствованию, обогащению словарного запаса; осуществляет личный выбор ценностных ориентиров и понимание их роли в жизни каждого.
Межпредметные связи: русский язык.
Ресурсы урока : программа курса «Текст как источник постижения личности и формирования метапредметных результатов», раздаточные материалы на печатной основе (фрагменты текстов литературных произведений).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 | Актуализация знаний. Мотивирование к учебной деятельности | Проверка готовности учащихся к уроку, включение в деловой ритм, создание эмоциональной обстановки. - С самых ранних лет в детском саду, дома вы слышали слова: «Буду делать хорошо и не буду плохо». А ЧЕМ в вашем понимании заключается ХОРОШО и ПЛОХО? -Теперь вы подросли и на предыдущем занятии с педагогом-психологом вы узнали новое для вас слово. Что это за слово? Подбор ассоциаций к слову ЦЕННОСТИ. Прошу выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. | Слушают отвечают на вопросы учителя, интересуются, называют ассоциации, связанные со словом ЦЕННОСТИ, выдвигают предположения о теме урока: «Ценности» | Выдвигать предположение и обосновывать его | Взаимодействуют с учителем во время беседы, делятся мнениями, свободно вступают в диалог | Слушать собеседника, строить связные , доступные пониманию окружающих монологические высказывания | Осознают актуальность и тематику урока, контролируют правильность ответов личных и других учащихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного вопроса, задания |
2 | Операционно-исполнительский этап. 2.1 Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования; 2.2. Определите темы исследования, объекта и предмета. 2.3. Формулирование цели исследования. 2.4. Выдвижение гипотезы. 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. 2.6. Составление плана исследования.
2.7.Проведение исследования: работа с текстами (в группах-«лабораториях») 2.8 Проверка гипотезы | - О ценностях говорит психология, каждый из вас предпочел следование в поведении, поступках какому-то правилу. Где мы можем еще извлечь для себя урок жизни? Подвожу к определению темы и постановке учебной цели, фиксирую на доске. Далее учащиеся определяют объект и предмет исследования. В нашей речи появились научные термины, свойственные ученым. Где проводят исследования? Да, В НИИ ученые не только обозначают проблемы, но и строя всякие предположения, утверждения (гипотезы), проводят работу, которая эту проблему разрешит. Выдвижение гипотезы. Выбор путей исследования, методов, составление плана действий(фиксирую на доску). Уточняю понимание учащимися поставленных задач урока. Предлагаю выбрать варианты фиксации наработок | Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свою точку зрения, формулируют тему: ценности в произведениях русской литературы. Определяют цели учебной деятельности Определяют объект и предмет исследования. Форму избирают сами: от утверждения или от предположения: Если литература дает нам жизненные ориентиры (уроки), значит она учит жить и действовать. Обозначают метод проведения исследования Планируют действия: Прочитать текст. Выписать ключевые слова, в которых видятся ценности (ориентиры) Посмотреть, через какое действие происходит реализация ценности. Привести свой способ реализации Ценности. Повторно проговаривают порядок работы. Выбирают вариант фиксирования результатов. Работают в группе, фиксируют в табличке: ценности, в чем проявляется, свой способ Сопоставляют в группах : «гипотеза-результат» | Осуществлять постановку учебной цели, определять предмет, объект исследования выделять существенную информацию | Осознанно строят речевые высказывания Взаимодействуют в группе | Регуляция речевого поведения, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, планируют собственную деятельность, обсуждают способы решения задач | Принимать и сохранять учебную цель и задачи решения проблемы |
3 | III. Оценочно-рефлексивный этап 3.1. Интерпретация полученных данных. 3.2. Вывод по результатам исследовательской работы. 3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности, закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности. IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. | Организую учебное взаимодействие: договорится о выступающем от группы. Организую обсуждение содержания выступления учащегося. Предлагаю притчу «Морская звезда» Обобщение понимания притчи учащимися: не надо искать момент делать добрые дела - их просто нужно делать. Это одна из главных ценностей жизни. На добре мир стоит. -Обращение к 3 колонке, где зафиксирован личный способ действия. -Можно ли объединить в одно общее мероприятие? (проект). Подумать дома и письменно оформить. | Учащийся демонстрирует, заполняя в таблицу на ИД наработанный материал; остальные слушают, дополняют свои записи. Делают вывод. Обсуждают, выделяют Ценности, способ действия. Анализируют учебную деятельность Предлагают способы, в которых происходит реализация Ценности Обобщают. | Устанавливать причинно-следственные связи Соотносить цель и результаты, степень их соответствия Слушать Фиксировать в тетрадях | Выслушивают ответы одноклассников Подводят итоги, делятся впечатлениями | Делать выводы Рефлексия своих действий | Принимают учебную задачу Контролируют и оценивают результаты работы личные и групповые | Планировать необходимые действия Осуществлять пошаговый контроль по результату |
Приложение
А.Гайдар. Тимур и его команда (фрагмент)
Пожилой джентльмен, доктор Ф.Г. Колокольчиков, сидел в своем саду и чинил стенные часы.
Перед ним с унылым выражением лица стоял его внук Коля. Считалось, что он помогает дедушке в работе. На самом деле вот уже целый час, как он держал в руке отвертку, дожидаясь, пока дедушке инструмент понадобится.
Но стальная спиральная пружина, которую нужно было вогнать на свое место, была упряма, а дедушка терпелив. И казалось, что конца-края этому ожиданию не будет.
Наконец пружина легла на свое место.
- Человек должен трудиться,- поднимая влажный лоб и обращаясь к Коле. Наставительно произнес седой джентльмен Ф.Г. Колокольчиков.- У тебя же такое лицо, как будто я угощаю тебя касторкой. Подай отвертку и возьми клещи. Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает.
А.Гайдар. Тимур и его команда (фрагмент)
Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми ведрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу.
- Качай!
- Давай!
- Бери!
-Хватай!
Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор , опрокидывали ведра в дубовую кадку и ,не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.……..
Тут Тимур увидел. Что старуха молочница с коромыслом и ведрами выходит из калитки за водой. Он юркнул за акацию и стал наблюдать.
Вернувшись от колодца, старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и с шумом и брызгами выплеснулась из наполненной до краев бочки прямо ей под ноги. Не зная, что и думать, она постучала в окно соседке.
А.Гайдар. Тимур и его команда (фрагмент)
Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, привезли два воза дров.
Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород.
Сима Симаков, дождавшись сигнала младшего братишки Нюрки, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался во двор.
Он сунул малышу в рот горсть земляники, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу.
Сам Сима понесся вдоль забора, чтобы удержать бабку в огороде. Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор. Сима тихонько постучал по доскам забора и начал палкой шевелить ветви яблони. Бабке показалось, что кто-то тихонько лезет через забор за яблоками. Выдернув большой пук крапивы с торжествующим криком бабка стегнула по рукам Симы . Размахивая обожженными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою работу четверка.
Ю. Казаков. Арктур –гончий пес (фрагмент)
Однажды в доме появился еще один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком веревки на шее он сидел, забившись между бревен, и дрожал. Доктор и раньше несколько раз видел его. Теперь он остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого к себе домой.
Дома доктор вымыл его теплой водой с мылом и накормил. По привычке пес вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил и давился. Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.
– Ну, теперь ступай! – сказал доктор, когда пес наелся, и подтолкнул его с террасы.
Пес уперся и задрожал.
– Гм… – произнес доктор и сел в качалку. Наступал вечер, небо потемнело, но не гасло совсем.
Загорелись самые крупные звезды. Гончий пес улегся на террасе и задремал. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.
А доктор растерянно рассматривал его, ерзал в качалке и придумывал ему имя. Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась синим блеском большая звезда.
– Арктур… – пробормотал доктор. Пес шевельнул ушами и открыл глаза.
– Арктур! – снова сказал доктор с забившимся сердцем.
Пес поднял голову и неуверенно замотал хвостом.
– Арктур! Иди сюда, Арктур! – уже уверенно, властно и радостно позвал доктор.
Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. Так для слепого пса исчезло навсегда никем не произнесенное имя, которым назвала его мать, и появилось новое имя, данное ему человеком.
В.П. Астафьев. Гуси в полынье (фрагмент)
Однажды после ледостава кто-то сообщил в деревню, что возле быка, в полынье, плавают гуси и не улетают. Гуси крупные, людей не боятся – должно быть, домашние.
(…)
Гуси боялись наступающей ночи. Ведь полынья с каждым часом становилась всё меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к закрайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.
На следующий день мы целой оравой перешли реку по свежей, ещё чуть наметившейся тропинке и увидели гусей.
Полынья сделалась совсем маленькой. (….)Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала. Иногда она подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лёд и вывести весь табун.
(….) И тут кто-то из ребят сказал:
– Пропадут гуси. Все пропадут. Спасти бы их!
– А как?
Мы задумались. Ребятишки-ребятишки, а понимали, что с Енисеем шутить нельзя и что к полынье подобраться невозможно. Обломится припай у полыньи, и мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом и закрутит, как того гуся, – ищи-свищи потом.
И как это бывает у ребятишек, мы заспорили. Одни предлагали подбираться к полынье ползком, держа друг друга за ноги; другие говорили, что надо позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились; третьи утверждали, что надо ещё день подождать, и гуси сами тогда выйдут на лёд, выжмет их из полыньи морозом.
Так, споря, мы спустились с быка и очутились на берегу возле домов известкарей.
Много лет мои односельчане занимались нехитрым и тяжёлым делом – выжигали извёстку из камня. Камень добывали из скал, возили на берег. Здесь же на берегу разделывали приплавленные плотами брёвна на длинные поленья – бадоги.
Возле одной поленницы, гулко охая, бил по клину деревянной колотушкой Мишка Коршуков. Однажды этот Мишка на спор перешёл во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой.
– Что за шум, а драки нет? – спросил нас Мишка, опуская деревянную колотушку. (…) Мы рассказали Мишке про гусей. Он радушным жестом указал нам на поленья. Когда мы расселись и сосредоточенно замолкли, Мишка закурил, выпустил клуб дыма и сказал:
– Погибнут гуси, если не помочь им выбраться.
Нам сразу стало как-то легче: Мишка выручит, он такой.
Лев Кассиль. Отметки Риммы Лебедевой (фрагмент)
Недалеко от школы был госпиталь. Ребята часто ходили туда. Они читали раненым вслух книги, один из третьеклассников хорошо играл на балалайке, и школьники тихим хором пели раненым "Светит месяц" и "Во поле березонька стояла". Девочки вышивали кисеты для раненых. Вообще школа и госпиталь очень сдружились.
Ребята сперва не брали с собой Римму. Они боялись, что вид раненых напомнит ей что-нибудь тяжелое. Но Римма упросила. Она даже сама сшила табачный кисет. Римма дала кисет лейтенанту, раненый почему-то примерил его на здоровую левую руку и пропел:
- Ай да Римма - молодец! Вот так мастерица! Шила раненым кисет – вышла рукавица.
Римма покраснела и расстроилась, а лейтенант поймал ее за рукав своей левой, здоровой рукой и сказал:
- Ничего, ничего, вы не смущайтесь, это я так, в шутку. Прекрасный кисет! Спасибо. А вот вы мне сослужите в дружбу,- попросил он.- У меня тоже дочка есть, во втором классе учится. Олей зовут.. Она мне письма пишет, а я вот ответа написать не могу... Рука...
Римма согласилась. Она гордо взяла карандаш, и лейтенант медленно продиктовал ей письмо для своей дочки Оли.
Притча «Морская звезда»
Человек шел по берегу и увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в море? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо!- закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.