СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия Музыка композиторов классиков П.И.Чайковский «Детский альбом» 1-4 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством композиторов-классиков яв¬ляется одним из важнейших условий эстетического воспи¬тания и образования детей. Классическое искусство отли¬чается высокой народностью, реализмом, ор-ганическим слиянием формы и содержания. Благородст¬во идей, выраженных в музыке, ее высокий професси¬онализм и выразительность оказывают огромное воздей¬ствие на учащихся, воспитывают их вкус и способству¬ют правильному пониманию детьми музыкального искус¬ства.  

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия Музыка композиторов классиков П.И.Чайковский «Детский альбом» 1-4 классы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД

«Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова»

(г.Избербаш)




Директор ГБПОУ РД

"ППК им.М.М.Меджидова"

___________Вечедов Д.М.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Внеклассного мероприятия

Музыка композиторов классиков

П.И.Чайковский «Детский альбом»

1-4 классы


(внеклассные музыкальные занятия для начальной школы)
















Подготовил:

Преподаватель, методист практики

Ханча Д.Д.




2017г.



КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА


Знакомство с творчеством композиторов-классиков яв­ляется одним из важнейших условий эстетического воспи­тания и образования детей. Классическое искусство отли­чается высокой народностью, реализмом, ор­ганическим слиянием формы и содержания. Благородст­во идей, выраженных в музыке, ее высокий професси­онализм и выразительность оказывают огромное воздей­ствие на учащихся, воспитывают их вкус и способству­ют правильному пониманию детьми музыкального искус­ства.

Моцарт, Бетховен, Глинка, композиторы «Могучей кучки», Григ, Чайковский и многие другие композиторы - классики черпали содержание своих великих идей в глубинах самой жизни, в творчестве самого народа. Именно поэтому произведения великих композиторов близки и понятны нашим совре­менникам. И сейчас слушатели находят в классической музыке созвучные им мысли и чувства.

Яркость, жизнерадостность, простота и искренность Моцарта, народность и поэтичность Грига и Римского-Корсакова, мужественная героика и эпическая широта Бетховена и Бородина, лирическая взволнованность Чай­ковского — все эти отличительные черты, свойственные творениям великих композиторов, вводят детей в мир вы­соких человеческих чувств.

В музыке композиторов-классиков в основном вопло­щаются идеи, имеющие огромное воспитательное значе­ние: идеи патриотизма, борьбы за свободу личности, за благо народа; благородство человеческих чувств и поступ­ков, стремление к радости и счастью.

Не только герои Бетховена, Глинки, Бородина вызыва­ют чувство любви к Родине и восхищение подвигами лучших представителей народа. Замечательные картины природы и сказочные образы Грига и Римского-Корсако­ва, глубокое раскрытие человеческих переживаний в про­изведениях Чайковского пробуждают в душе слушателей высокие чувства. Произведения композиторов-классиков, с которыми учащиеся знакомятся на уроках музыки и вне­классных занятиях, доступны для их восприятия благода­ря яркому и выразительному музыкальному языку, эмо­циональности.

Мир духовной жизни ребенка интересовал многих ком­позиторов-классиков. Мусоргский, Шуман, Чайковский, Лядов рассказывали в своих произведениях о многообра­зии и глубине переживаний детей, об их увлечениях, иг­рах, интересах. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются учащимися младших клас­сов с особым удовольствием. Их привлекают доступность, простота, яркая характеристика музыкальных образов, интересный сюжет.

Пробудить у детей живой интерес к классическому му­зыкальному искусству — задача огромного значения, ибо классическая музыка со своей яркостью, простотой, демо­кратичностью и эмоциональным содержанием представля­ет высокохудожественные образцы творчества и является благодарнейшим материалом для воспитания человека.


































П. И. Чайковский (1840—1893)

«Детский альбом»

Созданный в 1878 году Петром Ильичем Чайковским «Детский альбом» представляет собой образец фортепианной музыки для детей и до сего времени занимает большое место в школьных программах. Это объясняется простотой и непосредственностью музыкального языка, по­казом детских игр и настроений, близких п понятных каж­дому ребенку.

Все 24 пьесы из «Детского альбома» написаны Чайков­ским о детях и доступны для исполнения детьми. Каждая из пьес, хотя и в несколько ином масштабе, представляет ту же художественную ценность, что и крупные произве­дения композитора.

В «Детском альбоме» привлекает поэтический показ различных эпизодов из жизни детей — здесь и занима­тельные игры и детские мечтания, и фантастика, и народ­ные сцепы, и рассказы о далеких, неведомых странах. В основном это убедительные характеристики и жанровые картины. Так, например, в «Русской песне» яркими живо­писными красками передана протяжная напевная народ­ная песня; в пьесе «Мужик на гармонике играет» создает­ся впечатление, что музыкант растягивает меха гармо­ники. А в пьесе «Камаринская» мы слышим ритмически четкую русскую пляску.

При демонстрации пьес из «Дет­ского альбома» Чайковского беседы о каждой пьесе сле­дует строить с учетом той общей музыкальной подготовки, которую имеют дети. Так, например, если дети имеют не­который опыт восприятия музыки, можно сначала назвать пьесу, а затем в процессе беседы, после ее прослушивания выяснять с ними, каков характер музыки, какие средства выразительности использованы автором и как.

Так, к примеру, в «Марше деревянных солдатиков» — четкий ритм, «отстукивающая» дробь барабана; в пьесах «Вальс», «Полька», «Мазурка» —танцевальный характер, и в каждой из них — ритмическая и интонационная осо­бенности.

До того как дети начнут первый раз слушать произве­дения Чайковского, следует им показать портрет компози­тора, познакомить с некоторыми страницами его биогра­фии, которые оказывали наиболее сильное воздействие па формирование творчества Чайковского. Тем самым мы усиливаем у детей активность восприятия произведений композитора.

Характеризуя творческий облик композитора, круг его интересов и мировоззрение, мы создаем особенно благо­приятные условия для направления внимания учащихся на то, как внутренний мир композитора находил выраже­ние в его произведениях.

Но для того чтобы это восприятие не оказалось пас­сивным, дети должны получить подкрепление информации анализом музыкального произведения, историей его со­здания. Следует обязательно сказать детям, что П. И. Чай­ковский является замечательным русским композитором, имя которого известно во всем мире. Для того чтобы эту мысль еще раз подчеркнуть, следует рассказать ребятам, что в Москве проходят международные конкурсы имени Чайковского, на которых в основном исполняются его произведения. Связывая имя П. И. Чайковского с совре­менностью, можно в предварительной беседе выяснить у детей, кто из них знает об этих международных конкур­сах и даже об их победителях.

Примерные образцы бесед, кото­рые учитель будет проводить перед слушанием пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Посмотрите — это портрет великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Сегодня мы будем слушать его про­изведения.

Петр Ильич Чайковский жил около ста лет назад. Он родил­ся в 1840 году, а умер в 1893 году.

Хорошо записать годы жизни композитора на доске. Потом можно записать и названия произведений и незна­комые слова.

Чайковский очень любил музыку и сочинил много музыкальных произведений как для взрослых, так и для детей. Для детей он написал маленькие песенки и пьесы.

Необходимо выяснить с детьми разницу между песен­кой и пьесой.

Сегодня мы будем знакомиться с пьесами, которые компози­тор написал для фортепиано. Эти пьесы он объединил в сборник и назвал его «Детский альбом». В то время когда Петр Ильич писал музыкальные пьесы для этого альбома, он жил у своей сестры в Каменке — это на Украине. У сестры были дети, кото­рых Петр Ильич очень любил. Когда к его племянникам прихо­дили друзья, Петр Ильич исполнял для них на фортепиано ве­селые музыкальные пьесы. Всего он сочинил тогда 24 пьесы, которые и вошли в этот сборник. Чайковский хотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых расска­зывалось бы о том, как дети играют, чем занимаются в течение дня, как они слушают нянины сказки, мамины песенки и так далее.

Чайковский посвятил этот альбом племяннику Володе Давы­дову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы ребятам было еще интересней. Пьесы из «Детского альбома» с удовольствием исполняют маленькие пианисты.

Послушайте первую пьесу. (Включается звукозапись либо исполняется преподавателем…)

После прослушивания учитель задает детям вопросы.

- Кто скажет, какая в этой пьесе музыка?

- Что такое марш? Какой это марш? (Если предыдущий ответ подводит к этому вопросу.)

- На каком инструменте исполнялась эта пьеса?

- Как звучит мелодия: плавно или отрывисто?

- Какому инструменту иногда подражает фортепиано?

- На каких звуках исполняется пьеса: высоких или низ­ких?

Мы слушали пьесу Петра Ильича Чайковского «Марш деревянных солдатиков». А теперь сделаем выводы из ваших ответов.

Маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. «Марш деревянных солдатиков» — игру­шечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают как заводные, и композитор построил музыку на высо­ких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит не­громко, она едва слышна — солдатики идут где-то далеко. Вот они подходят все ближе и ближе, и марш начинает звучать гром­че. Потом как будто солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

Петр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Ведь настоящие солдаты шагают более тя­жело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

Исполняется «Марш деревянных солдатиков» на фортепиано; иногда же фортепиано передает четкие отстукивания (дробь) барабана.

Следующее занятие по слушанию пьес из «Детского альбома» Чайковского можно начать с вопроса:

- Какую пьесу Чайковского вы слушали в прошлый раз?

В «Детском альбоме» Петр Ильич поместил музыкальные рассказы о других странах — об Италии, Франции, Германии. Послушайте пьесу, которая называется «Старинная французская песенка». (Включается звукозапись либо исполнение преподавателя...)

- Какая эта музыка по характеру? Однообразная она приме­няется?

- Попробуйте сравнить эту музыку с «Маршем деревянных сол­датиков».

- Какие мысленно картинки у вас возникают, когда вы слушае­те эту музыку?

Чтобы дети могли дать более полные ответы, можно еще раз прослушать «Старинную французскую песенку». Затем учитель подытоживает высказы­вания детей.

В «Старинной французской песенке» музыка плавная, ласко­вая, нежная. Она отличается по характеру от «Марша деревян­ных солдатиков» — там была музыка бодрая, четкая, отрывистая. Здесь как будто кто-то рассказывает про то, что было давно.

Чайковский услышал эту песенку во время путешествия по Франции; она ему очень понравилась, и он включил ее в «Дет­ский альбом».

Хотя пьеса исполняется на фортепиано, но кажется, что кто- то задумчиво поет песенку. Музыка в пьесе немного меняется в середине: тут она становится более быстрой и оживленной.

Из трех пьес, связанных с играми девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла», на занятиях обычно слушают первую и последнюю пьесы.

...Сегодня мы продолжим слушание музыки Петра Ильича Чайковского из «Детского альбома». Сначала я вам задам один вопрос: «В какие игры больше всего любят играть девочки?»

Вы спросите, какое это имеет отношение к музыке. А самое прямое. Петр Ильич сочинил две пьесы об играх девочек: «Бо­лезнь куклы» и «Новая кукла». Сейчас я исполню пьесу, а вы внимательно послушайте и скажите, какая из двух названных пьес была исполнена. Одна из пьес называется «Болезнь куклы», другая — «Новая кукла». (Исполнение пьесы.)

- Почему вы решили, что прозвучала именно пьеса «Болезнь куклы»?

- Как же можно доказать, что вы не ошиблись?

- Вы правильно говорите, что в этой пьесе грустное настроение: девочка переживает, что ее кукла заболела. Музыка здесь пе­чальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи.

- Но вот девочке купили новую куклу. Как композитор расска­зал об этом в своем «Детском альбоме»? (Исполнение пьесы.)

Музыка здесь стала другой — она стала быстрее, живее, по­хожа на веселый танец.

Танцевальные пьесы из «Детского альбома» П. И. Чай­ковского можно показывать детям без предварительной беседы, так как дети большей частью знают эти танцы и умеют их определять. Например, «Польку» танцевали в детском саду, а к тому же многие детские песенки написа­ны в виде веселой полечки.

- Сегодня послушайте еще одно произведение Петра Ильича Чайковского из его «Детского альбома». Это танец, который, как и все другие пьесы из альбома, композитор сочинил специально для детей. Постарайтесь определить, как называется этот танец. (Исполняется «Вальс».)

Правильно! Это вальс. Вальсом называется не очень быстрый, плавный танец. Его танцуют, кружась парами. Петр Ильич напи­сал «Вальс», чтобы его танцевали дети. Послушайте «Вальс» еще раз и определите:

- Какая здесь по характеру музыка?

- Все время она одинаковая или меняется? (Повторное прослушивание.)

- Сначала музыка вальса более плавная, напевная, потом она делается оживленной, как будто танцующие дети немного развеселились. В конце повторяется та же музыка, какая была вначале.

Точно так же, без предварительной беседы, можно дать слушать «Польку». После прослушивания спросить детей, какой это танец и каков его характер.

Подытоживая высказывания детей, учитель говорит:

Полька — это народный танец. Он веселый, подвижный, с под­скоками. Отсюда легкая, отрывистая и задорная музыка. Таней пришел к нам из Чехословакии, где очень любят танцевать. По­слушайте еще раз «Польку» Чайковского и попробуйте предста­вить картинку, как танцуют под эту музыку дети. (Повторное прослушивание.)

После вторичного прослушивания и высказывания уча­щихся учитель подтверждает их мысли.

Вначале дети очень весело и ловко подпрыгивали в такт му­зыки и она звучала на высоких нотах. А в середине танца музы­ка стала звучать более низко, как будто что-то изменилось, дви­жения танцоров сделались тяжелее и неуклюжее. Заканчивается полька быстро, уверенно, музыка снова звучит на высоких звуках.

Наряду с такими танцами, как мазурка, полька, вальс, в «Дет­ском альбоме» П. И. Чайковского имеется русская плясовая пес­ня «Камаринская». Композитор в этой пьесе показал старинный народный танец, который ловко и весело отплясывали деревен­ские парии. Хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней очень хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Вот задорно бренчит балалайка, ее сменяет гар­моника — раздвигаются меха и громко, во всю ширь звучит аккомпанемент (сопровождение). В зависимости от того, как звучит музыка, меняются движения танцоров. Они то дробно сту­чат каблуками, то лихо пускаются вприсядку, то стремительно несутся по кругу.

-Теперь послушайте эту пьесу и определите: сколько раз по­вторяется одна и та же мелодия?

-Каким инструментам подражает звучащая ка фортепиано му­зыка? (исполнение пьесы).

В пьесах «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка» важно подчеркнуть их национальные особен­ности.

Беседу можно начать так:

Когда Петр Ильич Чайковский путешествовал по Италии, он посетил Неаполь — один из красивейших итальянских городов. В веселом, солнечном городе с утра до ночи звучала музыка, и Чайковский с особенным удовольствием слушал песни, испол­нявшиеся под аккомпанемент гитары. Эти песни он записывал. Одну из них он назвал «Неаполитанская песенка» и поместил в свой «Детский альбом». Послушайте ее. (Прослушивание пьесы.)

- Какая здесь музыка?

- Меняется ли она?

- Как изменилась музыка в средней части пьесы?

- Теперь послушайте еще одну пьесу Чайковского и скажите, знакома ли вал ее музыка. (Включается пластинка с записью «Неаполитанского танца» из балета «Лебединое озеро».)

После прослушивания и ответов детей учитель говорит точное название произведения и обращает внимание детей на то, как композитор использовал неаполитанские мело­дии в пьесе и в танце. Затем учитель продолжает беседу.

Подведем итоги. Сегодня мы слушали еще одну пьесу из «Дет­ского альбома» Чайковского. Она называется «Неаполитанская песенка». Эта пьеса исполняется на фортепиано, но она настоль­ко напевная, что композитор назвал ее песенкой. Музыка в ней сначала веселая, напевная, потом немного меняется, становится более оживленной, танцевальной, а в конце звучит так же, как и вначале. Сопровождение «Неаполитанской песенки» напоми­нает звучание гитары.

Вы прослушали «Неаполитанскую песенку» сначала в ис­полнении па фортепиано, то есть так, как она написана для сборника «Детский альбом».

Теперь послушайте еще раз, как она звучит в балете «Ле­бединое озеро». (Включается оркестровая запись «Неаполитан­ского танца».)

- Как вы думаете, на каком инструменте исполнялась знакомая вам мелодия?

Выслушав ответ детей, учитель подводит итог.

Вы слушали неаполитанскую мелодию в исполнении трубы. Труба — это духовой музыкальный инструмент, похожий на пио­нерский горн (показать изображение трубы на картинке)' В та­ком звучании— трубы и оркестра — Чайковский ввел неаполи­танскую мелодию в балет «Лебединое озеро» и назвал ее «Неа­политанский танец». С музыкой балета вы познакомитесь позже.

В Италии же, в городе Флоренции, во время прогулки по го­роду Чайковский встретил мальчика, который пел песенку и ак­компанировал себе па гитаре. Мальчик пел не от радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы его родные не умерли с голода. Композитор очень жалел мальчика. А красивую мелодию, которую пел мальчик, Чайковский записал и также включил потом в «Детский альбом».

Послушайте эту музыку, которую композитор назвал «Итальянская песенка». (Звучит пьеса.)

- Что вы можете сказать об этой музыке?

- Здесь напевная, красивая мелодия; в сопровождении так же, как и в «Неаполитанской песенке», слышатся звуки гитары.

- Посмотрите на эту картину (И. И. Левитан. «Март»). Как по- вашему, какое время года изобразил здесь художник?

- Какая это весна — ранняя или поздняя?

- Посмотрите внимательно, как удивительно здесь передана яркость солнечных весенних лучей, как природа вся насторо­женно ждет теплых весенних дней.

Эту картину написал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан, который очень любил русскую природу и часто изображал ее. Картину, которую вы видите, Левитан назвал «Март». Он изобразил здесь начало весны. Эта весна еще не зе­леная, она — голубая. Художник передал пробуждение природы, показал прозрачный весенний воздух, который наполняется по­степенно теплом.

А можно ли весеннюю природу передать музыкальными зву­ками? Да, можно. В звуках можно передать и весеннюю звонкую капель, и радостное щебетанье птиц, встречающих это прекрас­ное время года, и веселое журчанье ручейка. Самое же главное — музыка может передать радостное настроение, которое возникает у человека с приходом весны.

Петр Ильич Чайковский несколько пьес из «Детского альбо­ма» посвятил картинам природы. Послушайте одну из них, кото­рая называется «Песня жаворонка». (Включается пластинка.)

- Как в пьесе композитор рассказал нам о весне?

- Похожи ли весна Левитана и весна Чайковского?

- Какими музыкальными средствами передается это время го­да — весна?

Жаворонок — маленькая птичка. Она одна из первых возвра­щается из теплых стран на родину и радостным пением встре­чает солнце, весну. Жаворонок вьется в ярком, синем небе и ве­село щебечет, то высоко взлетая, то опускаясь вниз.

Так композитор в звуках рассказал нам о своих впечатлениях от весенней природы.

Музыка пьесы светлая, нежная, мелодичная, в ней чувствует­ся холодноватая звонкость, свежесть весны. Композитор передал жизнерадостное щебетанье птички звонкими трелями (триоля­ми), которые звучат то на одной, то на другой высоте.

После того как дети познакомятся с различными пье­сами П. И. Чайковского из сборника «Детский альбом», можно устроить музыкальную викторину, которая позво­лит выяснить, как учащиеся усвоили этот музыкальный материал.