Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» муниципального образования Кировский район РСО-Алания
Семинар-практикум
«Методическая разработка занятия в технике квиллинг с применением инновационных технологии».
Педагог – Голлоева Валентина Ефимовна
2017г.
I. Введение.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это работа с бумагой. Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание объемных изделий объединено одним названием – бумагопластика. Сегодня в ее состав входит и квиллинг, и оригами. Работа с бумагой, картоном имеет большое значение для всестороннего развития детей. Она способствует развитию умений и навыков культуры труда, а также физическому развитию: воспитывает у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно – мышечный аппарат ребенка (мелкая моторика рук). Оформляя свои работы, дети приобретают определенные эстетические вкусы, учатся понимать красоту.
Моделирование и конструирование из бумаги имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. На занятиях у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал дает большой простор для возможности проявить свою индивидуальность, воплотить любой замысел.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки, получившая широкое распространение в наше время, получила название «квиллинг». Квиллинг открывает путь к творчеству, развивает фантазию, абстрактное мышление, художественные возможности.
Квиллинг представляет собой создание композиций из свернутых полос бумаги, приклеенных к основе или склеенных между собой. Тонкие полоски разноцветной бумаги скручивают в рулончики, которым потом дают немного развернуться. Свободный конец приклеивают к заготовке, которой потом можно придать любую необходимую форму (лепесток, «глаз», спираль, треугольник, полумесяц и т.д.). Поделки в технике «квиллинг» представляют собой композиции именно из таких заготовок, изготовление которых вполне доступно детям начальных классов.
Эмоциональный подъем, интерес к бумагопластики позволяет создать благоприятные условия для развития инициативы детей, смекалке, формирования привычки постоянно пополнять свои знания и умения, а, значит, занимать активную жизненную позицию.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Возможности современной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям, так как позволяют представление информации в графической форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.).
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры, внедряя в практику проведения занятий с использованием разнообразного иллюстративного материала, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс восприятия информации на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших (показ картинок, беседа или просто рассказ).
В качестве одной из форм показа информации можно рассмотреть мультимедийные презентации, которые имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение дают возможность педагогу выбирать не только удобный темп и форму подачи материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания обучающихся в интересной форме.
Таким образом, педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность занятий, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Актуальность данной темы заключается в том, что создание условий для полноценного образовательного процесса обучающихся с применением инновационных технологий является одной из основных задач учреждений дополнительного образования.
Главная цель разработки – создание условий для творческой реализации личности, настроенной на успех и развитие индивидуальности посредством использования инновационных технологий на занятиях.
Задачи:
Формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.
Усилить мотивацию познания окружающего мира за счет мультимедийных презентаций, изобразительных средств и игровых ситуаций;
Воспитывать индивидуальность и творчество;
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
Формировать культуру познавательной деятельности.
Новизна методической разработки заключается в том, что в качестве информационного материала и объяснения значимости проводимого мероприятия предлагается внедрение инновационных технологий, способствующие повышению эффективности восприятия и помогающие решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности.
II. Основная часть
ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ознакомления с новым видом декоративно-прикладного искусства – квиллингом через коллективную работу.
Задачи:
обучающая:
— способствовать формированию знаний о квиллинге;
— ознакомить учащихся с техникой выполнения основного элемента квиллинга – тугой ролл.
развивающая:
— развивать воображение, мышление, творческие возможности учащихся;
— навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
воспитывающая:
-воспитывать у учащихся аккуратность и собранность при выполнении работы, культуру труда, коммуникабельность, умение работать в коллективе,
любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тип занятия: сообщение новых знаний, занятие — творчество.
Формы организации занятия: индивидуальная работа и работа в группе.
Педагогическая технология: коллективная творческая деятельность.
Технологии обучения:
— личностно-ориентированная,
— игровая;
— здоровьесберегающая (музыкальная физкультурная минутка).
Методы обучения:
— рассказ,
— беседа,
— демонстрация,
— показ трудовых приемов,
— объяснение,
— самостоятельная работа,
— метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).
Приёмы работы с бумагой:
— скручивание,
— склеивание.
Продолжительность занятия – 45 мин.:
Организационная часть – 2 мин.
Основная часть – 10 мин
2.1. Изучение нового материала – 5 мин
2.2. Физкультминутка – 3 мин.
2.3. Практическая работа — 18 мин.
Рефлексия «Птицы» — 4 мин.
Подведение итогов работы. Уборка рабочих мест – 3 мин.
Оборудование и инструменты:
— для педагога: презентация, конверт с загадкой, образец изделия, картина, инструмент для квиллинга, линейку окружностей, пинцет, клей;
— для учащихся: бумажные полоски шириной 5 мм, инструменты для квиллинга, клеенки, клей, ножницы, салфетки, инструкционные карты, конверты с птицами.
Словарная работа:
— бумагопластика,
— квиллинг,
— тугой ролл,
— линейка окружностей,
— пинцет.
Требования к знаниям и умениям обучающихся по итогам занятия:
Обучающие должны знать:
— понятия «квиллинг», «свободный ролл»
Обучающие должны уметь:
— выполнять основной элемент квиллинга – свободный ролл, используя инструмент для квиллинга, линейку окружностей и пинцет;
— соединять полученные роллы в веточку;
— аккуратно приклеивать веточку к картине, соблюдая композицию.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия:
Важное место при подготовке отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:
определение общей цели и конкретизация её в зависимости от различных этапов занятия;
подбор и организация дидактического материала, позволяющая выявлять индивидуальную избирательность обучающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
планирование разных форм организации познавательной деятельности (соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной работы);
Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:
использование разных форм общения (монолога, диалога);
проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей;
использование содержания субъектного опыта (индивидуального опыта) всех участников занятия в диалоге “обучающийся-педагог”
Планирование результативности занятия предусматривает:
обсуждение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
анализ результата групповой и индивидуальной работы.
Рекомендации к проведению занятия:
использование педагогом разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта относительно изучаемой темы;
создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка;
стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться; анализ работы каждого обучающегося, поддержка оригинальных решений;
в конце занятия – рефлексия (обсуждение того, что понравилось и почему, что хотелось сделать по-другому).
Приложение.
Ход занятия:
Организационная часть.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Баронова Любовь Анатольевна.
Проверка готовности рабочих мест.
Проверьте, ребята, чтоб на вашем рабочем месте были клей, клеенка, салфетка, пинцет, линейка окружностей и полоски бумаги.
Основная часть.
Сегодня мне почтальон принес письмо. Оно пришло для вас от Деда Мороза. Давайте откроем его и узнаем, что там.
«Ребята, я очень переживаю за птиц зимой. А что бы понять, чем птицы питаются зимой, отгадайте загадку.
В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.»
Ответ: Рябина (слайд 1)
Рябина — небольшое дерево. Рябиновые листья — сложные, ажурные, осенью окрашиваются разными красками. Да и само дерево стоит нарядное — на ветках висят грозди красных ягод. Рябина кормит прилетевших зимующих птиц. Одни съедают сочную мякоть, другие выбирают питательные семена. Так что, к середине зимы ягод уже не остаётся.
Ребята, а как вы думаете, какая тема нашего занятия? (слайд 2).
Изучение нового материала.
Сегодня, я вас познакомлю с техникой бумагопластики – квиллинг. Поднимите руки те, кто знаком с этой интересной техникой (ответы детей).
Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.(слайд 3)
Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но сегодня нам понадобится только свободный ролл (слайд 4)
У меня есть картина, но я хочу, чтобы вы мне помогли сделать её более красивой и объемной. Каждый из вас сделает гроздь рябины, а затем мы объединим все ваши гроздья в единую картину.
Давайте рассмотрим технологию изготовления грозди рябины. (слайд 5)
У вас у каждого на столах лежит инструкционная карта, в которой отражены этапы изготовления грозди. Для этого нам понадобится инструмент для квиллинга, полоски бумаги, линейка окружности и клей.
Тренировочное упражнение: Чтобы сделать веточку рябины, возьмите инструмент для квиллинга и полоску бумаги. Вставьте кончик полоски в прорезь и крутите от себя до конца, придерживая, чтоб не распустилась. Снимите спираль с инструмента и положите в линейку окружностей на номер 10. Распустившийся ролл вытащите пинцетом и заклейте конец полоски. Получившиеся роллы нужно приклеить к веточке. Вот что у вас должно получится (показывается образец).
Прежде, чем приступить к работе, проведем инструктаж по технике безопасности. Я вам показываю карточки, а вы мне отвечаете да или нет.
ДА | НЕТ |
1. С пинцетом нужно обращаться аккуратно. 2. Работать нужно на клеенке. 3. Ножницы нужно передавать сомкнутыми лезвиями к себе. | 1. Излишки клея вытираем руками. 2. Можно работать неисправным инструментом. 3. Можно бросать ножницы на столе с открытыми лезвиями. |
Практическая работа.
Приступим к работе. Не забываем, что вам в помощь инструкционная карта. Если у вас возникают вопросы, вы поднимаете руку. Как только, каждый из вас справится, т.е. сделает гроздь, идет к картине и приклеивает к понравившейся веточке. Кто справится раньше, тот может помочь соседу. Желаю успеха.
Самостоятельная работа учащихся.
Физкультминутка
Давайте проведем физкультурную минутку.(слайд 6) Нам поможет в этом ритмичная музыка. Внимательно меня слушайте и выполняйте упражнения вместе со мной.
У реки росла рябина (из положения сидя постепенное выпрямление туловища, руки вперед- вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (поднять руки вверх и машем руками).
Эта рыба – рыбий царь (движение кистями рук).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
Продолжение работы по изготовлению картины.
Рефлексия «Птицы». (слайд 7)Чтобы птицам на картине не было скучно, сейчас к ним прилетят их друзья. Предлагаю вам с помощью птичек, которые лежат в конвертах на ваших столах, оценить отношение к занятию:
— очень понравилось – красногрудый снегирь;
— понравилось – синичка с желтой грудкой;
— было скучно – серенький воробышек.
Подведение итогов работы
— Вам нравится наша картина?
— А чем она вам понравилась?
А теперь подведем итог занятия.
— Что нового для себя вы узнали?
— Чему научились?
Мне, кажется, наше занятие получилось. Было приятно работать с каждым из вас. Спасибо за занятие. До свидания!
Уборка рабочих мест.
III. Заключение
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого развития каждого ребенка. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом на занятиях. Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в сочетании с педагогическими методами существенно повышают эффективность занятий, помогают решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
12