ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА -2016»
«Методический семинар»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| Учитель русского языка и литературы МАОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска Лещик Светлана Владимировна |
Архангельск
2016
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Джон Дьюи
Сократ заставлял сначала говорить учеников,
а затем уже говорил сам.
Мишель де Монтень
Основная цель современного образования - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать умение и желание самовоспитания и самообразования.
Федеральный государственный образовательный стандарт поставил сегодня перед школой задачу формирования функционально грамотной личности. По словам А.А.Леонтьева, функциональная грамотность – это «способность человека свободно использовать» навыки и умения техники чтения для «извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» [4].
Функциональная грамотность, таким образом, закладывается в начальной школе и основывается на различных видах речевой деятельности – говорении и письме, чтении и слушании. От качества навыка чтения зависят успехи обучающихся по всем предметам, то есть навык чтения – это межпредметный навык, фундамент всего образования. Следовательно, проблема полноценного восприятия и понимания текста – одна из ведущих в современном образовательном пространстве. Поэтому актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе современного образования, требованиями к школьному обучению.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
МАОУ «Ягринская гимназия» является «Пилотной площадкой» по внедрению ФГОС основного общего образования с 2012 года.
С 2010 г. я работаю над следующими методическими проблемами: «Реализация личного творческого потенциала в процессе развития интеллектуальных и познавательных способностей учащихся» (2010-2012 гг.), « Формирование УУД при работе с текстом на уроках литературы в 5-8 классах» (2012-2014 гг.). «Литературная гостиная как продукт исследовательской деятельности на уроках литературы» (с 2015 г.). Мой педагогический опыт был представлен на мероприятиях:
Название мероприятия, тема выступления | Уровень | Дата проведения |
Открытый урок литературы в 6А классе по теме «Рассказ А.Грина «Зеленая лампа» (Справка №4737 от 27 марта 2012 г.) | Региона-льный | 12 .05.2012 |
Самоанализ урока (выступление) на областном семинаре «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы» по теме «Обучение учащихся основной школы пониманию текста» | Региона-льный | 12 .05. 2012 |
Выступление на семинаре в режиме видеоконфе-ренцсвязи по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках литературы в 5 классе» | Региона-льный | 17.03.2014 |
Фестиваль педагогических идей. « Технология оценивания образовательных достижений учащихся 6 класса на уроках литературы». | Муници-пальный | 01.04.2015 |
Решение проблемы обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста ставит перед учителем задачу владения средствами целенаправленного развития в ребенке читателя, эффективными методиками и приемами. В этом я вижу свою главную педагогическую задачу, в успешном решении которой мне помогают образовательные технологии, позволяющие реализовывать принципы личностно ориентированного обучения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология формирования правильного типа читательской деятельности
Проектно-исследовательская технология
Информационно-коммуникационные технологии
Технология сотрудничества
Здоровьесберегающие технологии
В своей работе я придерживаюсь высказывания французского мыслителя Мишеля де Монтеня: «Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам». С моей точки зрения, такой подход соотносится с главным результатом обучения по литературе и основным процессом на уроке – продуктивным чтением.
Технология продуктивного чтения – «природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору» [3]. Теория формирования типа правильной читательской деятельности представлена в трудах Н.Н.Светловской [7], Е.В.Бунеевой, О.В.Чиндиловой [3]. Анализируя методические материалы педагогов с учетом актуальных научных исследований, я обратила внимание на преемственность литературного образования учащихся младшей школы и среднего звена, целенаправленное и последовательное решение данной проблемы.
Основным «продуктом» продуктивного чтения является восприятие и понимание текста. Восприятие – активный процесс, предполагающий внутреннее содействие, сопереживание героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия. Понимание текста – качество читателя, развивающееся в условиях специально организованной читательской деятельности.
Одним из важных личностных результатов изучения предмета «Литература» является устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Технология продуктивного чтения помогает учителю
сохранить преемственность в развитии детей при переходе из начальной школы в среднее звено;
формировать личностное отношение воспитанников к прочитанному;
показать различные возможные интерпретации одного и того же художественного произведения, но не расходящиеся с авторским замыслом;
развивать читательские умения: антиципацию, интерпретацию, творческое воображение .
В образовательной системе «ШКОЛА 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Эта технология включает 3 этапа работы с текстом:
Этап урока | Цель | Главная задача учителя | Основные приемы |
Работа с текстом до чтения | Развитие умения антиципации -прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, иллюстрации; | Вызвать желание, мотивацию прочитать книгу | - отсроченная догадка - «да-нетка» - кластер «дерево предсказаний» |
Работа с текстом во время чтения | Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки) | Обеспечить полноценное восприятие текста | -диалог с автором -комментированное чтение - чтение с остановками -выделение ключевых слов -перепутанная логическая цепочка -«толстые» и «тонкие» вопросы - чтение с пометами (инсерт) |
Работа с текстом после чтения | Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. | Обеспечить углубление восприятия и понимания текста | - смысловая беседа по тексту -дискуссия - синквейн - фишбоун - пирамида-отзыв - ПОПС-формула -творческие работы |
В основе технологии продуктивного чтения лежат два приема анализа текста, заявленные как основные, - диалог с автором и комментированное чтение.
Прием «Диалог с автором» с точки зрения методики преподавания – прием работы с текстом во время его чтения, с точки зрения сформировавшегося читателя – естественная беседа с автором через текст. Психолингвисты утверждают, что во время диалога с автором «происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений» [1]. Диалог с автором может вестись как во время первичного чтения, так и во время перечитывания.
Прием комментированного чтения используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст. При комментированном чтении необходимо следует давать краткие и динамичные комментарии, усиливающие эмоциональную реакцию, а интересные детские мотивированные текстом суждения нельзя оставлять без внимания. Прерывание чтения должно происходить естественно.
Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает учителю в решении задач ФГОС: обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на уровнях: репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом), осмысление художественной формы.
Представленный педагогический опыт позволяет сделать следующие выводы об эффективности использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы.
1) Учебный процесс становится для учащихся интересным, повышается активность детей на уроках, развиваются навыки самостоятельного получения знания в процессе взаимодействия и поиска.
2) Повышается качество и прочность, полученных знаний.
3) Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся.
4) Формируется способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.
5) Развиваются коммуникативные качества обучающихся.
Таким образом, опыт применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности показывает: каждый из обучающихся может реализовать свой личностный творческий потенциал, что подтверждается образовательными и творческими результатами моих обучающихся.
Итак, навык чтения – фундамент всего образования. Действительно, «мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». В словах Джона Дьюи, философа и педагога, видна необходимость принятия новых методов и технологий обучения. Поэтому современный учитель, стремясь к самореализации, сознательно анализирует педагогическую деятельность и, конечно, открыт профессиональным новшествам.
Литература
Барова Е.С. Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В.Бунеевой. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс,2005.- 272 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».)
Беличенко Д.Ю. Уроки литературы в 10-11 классах. Методические рекомендации для учителя/ Д.Ю.Беличенко.- М.: Баласс,2015.- 304 с.
(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум».)
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения.//
Беличенко Д.Ю. Уроки литературы в 10-11 классах. Методические рекомендации для учителя/ Д.Ю.Беличенко.- М.: Баласс,2015.- С.291-299.
Леонтьев В.В. / Цит. по: А.А.Веряев, М.Н.Нечунаева, Г.В.Татарникова. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение.// izvestia.asu.ru/2013/2-2/peda/ TheNewsOfASU-2013-2-2-peda-01. С.15.
Образовательные технологии. Сборник материалов в помощь. – М.: Баласс, 2008. (Образовательная система «Школа 2100». С.65.
Рабочие программы по литературе для 5-9.10-11 кл.// www/school 2100.ru
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.Светловская// Начальная школа.- 2003. - №1.- С.11-18.
Формы обобщения опыта работы в процессе аттестации педагогических и руководящих работников: метод. реком. / [авт.-сост.Н.В.Наумова, Т.А.Титова]. – Архангельск: Изд-во АИ ИОО, 2014. – 70 стр.