СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для выполнения исследовательского проекта

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способностей проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, научно- практическую).Индивидуальный проект выполняется обучающимися на первом курсе по профильным дисциплинам.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для выполнения исследовательского проекта»



Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Уфимский топливно-энергетический колледж






ОДОБРЕНО

методической цикловой комиссией

Председатель МЦК

________ И.М. Биктимерова

«___» ________ 2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________Пономарева Л.Ф.

« » ________2016г.












Методические рекомендации

по выполнению исследовательских и проектных работ

учебной дисциплины


ФИЗИКА

для специальности:

21.02.02

Бурение нефтяных и газовых скважин


Базовая подготовка











2016 г.


Разработчик:А.Ш. Хакимова, преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно - энергетический колледж.


Участники проектной деятельности: обучающиеся 1-х курсов специальности:

21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин


































Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….4

  2. Тематикаиндивидуальных проектов по специальности……………..4

  3. Цели индивидуального проекта…………………………………………...4

  4. Требования к подготовке индивидуального проекта………………….5

  5. Классификация проектов…………………………………………………..5

  6. Требования к содержанию и оформлению проекта……………………5

  7. Требования к защите проекта……………………………………………..7

  8. Критерии оценки индивидуального проекта……………………………7

  9. Контроль выполнения индивидуальных проектов…………………..13

  10. Методические рекомендации обучающимся по выполнению проектных и исследовательских работ………………………………………...13
























1.Пояснительная записка

Методические рекомендациипо разработке индивидуальных проектов

составлены на основе требований ФГОС 3+. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, предметных и межпредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы СПО. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способностей проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, научно- практическую).Индивидуальный проект выполняется обучающимися на первом курсе по профильным дисциплинам. Невыполнение обучающимися индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по профильной учебной дисциплине.Защита индивидуального проекта является одним из обязательных элементов системы внутриколледжного мониторинга образовательных достижений. Отметка за выполнение проекта выставляется в учебный журнал на странице соответствующей профильной дисциплины в графе «Проект».


2. Тематика индивидуальных проектов по специальности


  • Механика на службе человека

  • Инерция – причина нарушения правил дорожного движения

  • Вредное и полезное трение

  • Виды топлива автомобилей.

  • Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека

  • Необычные источники энергии - "вкусные" батарейки

  • Расчет электроснабжения квартиры

  • Оптические иллюзии или обман зрения.


3.Цели индивидуального проекта

Целями индивидуального проекта являются формирование способности и готовности обучающихся:

- к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- к сотрудничеству и коммуникации;

- к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- к выполнению профессиональных задач на производстве по профилю специальности.


4.Требования к подготовке индивидуального проекта

3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося определяется педагогом, преподающим профильную дисциплину.

3.2. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать тему индивидуального проекта.

3.3.Тема проекта может носить междисциплинарный характер.

3.4. План реализации индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.


5.Классификация проектов

4.1.Социально - ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.

4.2.Научно-исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

4.3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.

4.4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.

4.5.Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.


6. Требования к содержанию и оформлению проекта

5.1. Структура проекта:

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- фамилию, имя и отчество автора;

- тему работы;

- фамилию, имя и отчество руководителя (преподаватель) и консультантов (и их научные степени);

- город и год.

Оглавление


Включает:

- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.


План выполнения проекта


Включает:

- короткое перечисление этапов и график их выполнения.

Введение (вступление)

(рекомендуемый объем

1-2 страницы)

Содержит:

- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

- обоснование необходимости проведения работы.

Цель работы

В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, дает характеристику предмета исследования.

Основная часть (не более 10-15 страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме:

Научная (теоретическая) часть работы

Содержит:

краткий анализ автора прочитанной литературы по данной теме, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют основное содержание и непосредственно относятся к экспериментальной части работы. Автор в работе должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Выписки из прочитанного должны быть полными и точными, т.е. цитата и её библиографическое описание.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы; автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

Глоссарий

Основные термины, используемые в проекте (исследовательской работе) на русском и английском языках.

Список использованных источников

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.

Мультимедийная презентация проекта

Мультимедийная презентация проекта содержит основные положения и результаты проекта (исследовательской работы), может включать авторские фото-, видео- и аудио-материалы. При использовании заимствованных фото-, видео- и аудио- материалов обязательно указание автора.

Электронный носитель

Содержит в себе всё содержание проектной папки.

5.2. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

5.3. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.


7.Требования к защите проекта

6.1. Защита индивидуального проекта осуществляется в конце учебного года в соответствии с графиком выполнения проекта.

6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации проекта обучающимися и отзыва руководителя.


8.Критерии оценки индивидуального проекта

7.1.Оценка индивидуального проекта осуществляется в соответствии с критериями. Работы могут быть выполнены на повышенном и базовом уровне.

Индивидуальные проекты базового уровня оцениваются удовлетворительно.

Высшую оценку (работа на повышенном уровне) получают проекты, выполненные самостоятельно.

Критерии

Показатели оценки сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание дисциплины

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Организационно- деятельностные навыки

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководи-теля. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Коммуникационные навыки

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично,

последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.



7.2. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:

Выбор темы.

При выборе темы учитывается:

    • Актуальность и важность темы;

    • Научно-теоретическое и практическое значение;

    • Степень освещенности данного вопроса в литературе.


Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.

Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.

Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;

Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

Планирование, определение последовательности и сроков работ;

Проведение проектных работ или исследования;

Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.

Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.


Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).

В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна

Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не

столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное

развитие студентов, рост их компетенции в выбранной для исследования

или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и

самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской

и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности

(неуспешности) исследовательской деятельности.

В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.

Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

  • Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

  • Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

  • Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

  • Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

  • Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.


  1. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.

  1. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

  2. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

Критерии оценки защиты проекта:

п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3 - доклад пересказывается, суть работы объяс­нена

4 - кроме хорошего доклада владение иллюст­ративным материалом

5 - доклад производит очень хорошее впечат­ление

2.

Качество ответов на вопросы

1 - нет четкости ответов на большинство вопросов

2 - ответы на большинство вопросов

3 - ответы на все вопросы убедительны, аргументированы

3.

Использование демон­страционного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление демонст­рационного материала

1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3 - к демонстрационному материалу нет пре­тензий


Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.


Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла


27-32 балла - отлично

21-26 баллов – хорошо

17 – 20 баллов – удовлетворительно

16 баллов и менее – неудовлетворительно


Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности.

Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия






Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы


9.Контроль выполнения индивидуальных проектов

8.1.Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на отделениях о выполнении индивидуальных проектов обучающихся (оформляется зачетная ведомость)

8.2.Контроль и организация работы по индивидуальным проектам возлагается на заведующих отделениями.


10.Методические рекомендации обучающимся по выполнению

проектных и исследовательских работ

1.        Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить свои творческие способности.

2.        Выполняй проект в следующем порядке:

·         Выбери с помощью преподавателя тему;

·         Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

·         Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью преподавателя;

·         Выполни теоретическую и практическую части проекта;

·         Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения проекта;

·         Напечатай графическую часть проекта;

·         Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

·         Защити проект.

3.        Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

4.        Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5.        Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.

6.        Учитывай традиции и обычаи района и города, в котором ты живешь.

7.        Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8.        Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9.        Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.