СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Логопедические помощники»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации -это мини сборник дидактических пособий , которые разрабатываются и пополняются с 2012 года. Пособия обьеденены в единый раздел под названием "Логопедические помощники" , они являются авторскими и направлены на благоприятное и успешное использование в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Логопедические помощники»»

МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида







Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Логопедические помощники»







Выполнили :логопеды Верле Г.П.

Богданова О.А.



Тальжино , 2016



Авторы-составители : Верле Г.П., Богданова О.А., учителя-логопеды МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида-18 с.





























Данные методические рекомендации- это мини сборник дидактических пособий , которые разрабатываются и пополняются с 2012 года. Пособия объединены в единый раздел под название «Логопедические помощники». Каждое пособие являются авторскими, нацелено на благоприятное и успешное использование в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ОНР.







Содержание





Введение………………………………………………………………………… .4

Описание и использование в работе «Логопедических помощников»…….6

Заключение ……………………………………………………………………..17

Приложение ……………………………………………………………………18

Литература ……………………………………………………………………21



































Введение



Любите детство; поощряйте его игры,

его забавы, его милый инстинкт.

Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте,

когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?

Жан-Жак Руссо





Мы живем в век интенсивного речевого общения. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требование не только к нам , взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний , которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным, интересным, увлекательным. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании грамотной и правильной речи.

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие .Сложнейшей функцией речи ребенка овладевает как чем- то единым, целостным, не распадающимся на отдельные составляющие.

В настоящее время, контингент воспитанников дошкольных организаций составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза.

По статистике нашего ДОУ , с каждым годом наблюдается заметный рост числа детей имеющих речевые нарушения, изменился и характер речевых отклонений. В последние годы большинство детей зачисляемых в группы нашего детского сада, имеют в анамнезе синдром минимальной мозговой дисфункции и последствия перинатальной энцефалопатии. И более чем 90 % воспитанникам , обследованных ПМПК , поставлен диагноз дизартрия, общее недоразвитие речи. Увеличилось число воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями, таким как алалия, ЗРР (задержка речевого развития). У многих детей есть проблемы психического плана-гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций. Эти факты говорят о том, что уровень начальной подготовки детей снижается, диагнозы становятся сложнее.

Именно поэтому перед нами, педагогами , возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющим недостатки в речевом развитии. Исходя из этого , мы с 2012 года разрабатываем и внедряем в систему коррекционной работы для всестороннего развития личности дошкольника цикл пособий «Логопедические помощники».

Цель нашей работы: повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования многофункционального речевого тренажера.

Использования в работе учителя –логопеда данного цикла пособий «Логопедические помощники» позволяют решать одновременно несколько задач:

1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения.

2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

4.Развивать внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.

5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.









Описание и использование в работе «Логопедических помощников»

1. Логопедическая ширма « Домик весёлого язычка»

Ширма состоит из трех отделов. В двух из них имеются прорези для лица и рук. С лицевой стороны ширмы с помощью магнитов прикрепляются разные персонажи (дедушка, бабушка, волк, медведь и др.) Ширма ставится на стол и может использоваться как на индивидуальных, подгрупповых, так и на фронтальных занятиях.

Задачи :

1.Развитие артикуляционной моторики;

2.Развитие пальчиковой моторики;

3.Развитие связной речи;

4.Закрепление звукопроизношения.

По мимо основных целей, логопедическая ширма имеет ещё одну немало важную цель:

Обеспечение психологического комфорта ребёнка на занятии. Спрятавшись за ширму, дети с большей лёгкостью могут раскрыться, менее остро воспринимают свой речевой дефект ,получают возможность взглянуть на себя со стороны.





2.Дидактическая кукла: «Веселая обезьянка»

Задачи :

  • Развитие артикуляционной моторики;

  • Развитие мелкой и общей моторики;

  • Развитие мимической мускулатуры;

  • Развитие связной речи.

  • Укрепление психического здоровья

Кукла незаменима в работе учителя логопеда, так как помогает знакомить детей с артикуляционным аппаратом, проводить артикуляционную гимнастику, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, психогимнастику, физкультминутки, может использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Она очень удобная, поскольку надевается на ноги и руки (дополнительно фиксируется на шее), поэтому ею пользуются как взрослые, так и дети. Перевоплотившись, надев куклу себе на руки, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, ведь он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь, так как надо точно запомнить все слова. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи.

3. «Многофункциональный речевой тренажер»

Этот тренажёр представляет собой полотно из древесно -стружечной плиты, размером 100 / 70 см. При помощи кронштейнов этот тренажёр легко вешается на стену таким образом , чтобы ребёнок мог воспользоваться любым элементом на этой доске. Дополнительно к тренажёру прилагаются массажные коврики, которые являются неотъемлемой частью нашего пособия.

Задачи :

Развивать:

1. Артикуляционную моторику;

2.Диафрагмальное и речевое дыхание;

3. Зрительное восприятие;

4.Пространственную ориентацию;

5.Внимание , память , мышление, воображение, фонематический слух, просодику;

6.Регулировать функции всех систем организма путём активации рефлекторной зоны стопы.







4. Многофункциональный речевой тренажер

«Логопедический помощник»

Многофункциональный речевой тренажер «Логопедический помощник» представляет собой ламинированное полотно из древесно-стружечной плиты белого цвета, размером 100 /70 см. Полотно закреплено на металлическую рамку на регулируемых ножках. Вращающий механизм дает возможность тренажеру поворачиваться вокруг своей оси и действовать с двух сторон. К металлической рамке прикреплена полочка размером 10/4о см. и столик 30/60 см, предназначенные для размещения дополнительных элементов. К тренажеру прилагаются массажные коврики. На тренажере расположены различные сюжетные элементы для выполнения заданий. Игровой материал , расположенный на тренажере, разбит на блоки: «Здоровячек» , «Чистоговорка», «Говорушечка»

Задачи:

1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

2. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

4.Развивать внимание , память. Наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.

5. развивать зрительную координацию, умение ориентироваться на плоскости.





5.«Волшебный занавес»



Дидактическое пособие «Волшебный занавес» представляет собой три разных по цвету полотна (синий, зеленый, красный) размером 1.5 /2.5 метра, прикрепленного к потолку на пластиковый карниз. Полотна могут свободно перемещаться по карнизу на удобных пластиковых крючках.

Второй элемент « Волшебного занавеса» - это Ламбреке́н .

Ламбреке́н горизонтальная декоративная драпировка, расположенная в верхней части шторной композиции, в виде короткого декоративного элемента во всю ширину карниза. Ламбреке́н помещен на первую линию карниза в виде «голубого неба с белыми облаками». На ламбреке́не находятся девять люверсов (пластиковая втулка, устанавливаемая в швейные и другие изделия ) для подвешивания каких-либо элементов

( снежинки, листочки, цветочки и др.) Он служит для сезонного обозначения времени года.

Пособие «Волшебный занавес» выполняет две функции :

  1. Является вспомогательным средством при речевом развитии детей.

  2. Является непосредственным занавесом при театральной деятельности .

Трёхцветные полотна служат ориентиром при обучении грамоте , при различии согласных(твердых, мягких) и гласных звуков. На занятии можно использовать как одно полотно , так и все три, в зависимости от целей данного занятия или упражнения. Использую пособие в театральной деятельности «Волшебный занавес» становиться кулисой , что придает таинственности , сказочности, вызывает больший интерес детей к театральной деятельности.









































6. «Скатерть –самоучка»

«Скатерть-самоучка»-дидактическое пособие , представляет собой «чехол» из рогожи размером 50/100 см., легко одеваемый на стол. На «чехле» расположены (приклеены, пришиты) разные предметы, карточки, картинки, игрушки, пуговицы и др. Ткань удобна в использовании , так как на ней держаться картинке , словно на липучей ленте.

Задачи , которые решаются в ходе использования пособия «Скатерть –самоучка»:

  1. Развитие мелкой и артикуляционной моторики

  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

  3. Закрепление и совершенствование лексико-грамматических категорий.

  4. Развитие связной речи.

  5. Развитие временных и пространственных представлений

  6. Развитие памяти, воображения , мышления .



Пособие «Скатерть-самоучка» условно разделена на сектора.

Название сектора

Описание

1

Сектор развития артикуляционной моторики


Представляет собой липучую ленту, на которой помещаются картинки с артикуляционными упражнениями.

Логопед размещает нужные на данном этапе упражнения, усложняя их по мере усвоения воспитанником.

2

Сектор развития мелкой моторики

Представляет собой кольца с цветными шнурками. По заданию логопеда ребенок может заплетать, завязывать , перебирать шнурки.

3

Сектор обучения грамоте

Представляет собой:

А)пуговицы, в виде цветов, на которые ребенок помещает буквы из фетра.

Б)цветные квадраты из фетра для выкладывание звуковой схемы слова.

В)буквы из фетра(с,ш,з,ж,л,р), а также картинки для звукоподражания.

4

Сектор развития связной речи

В этом секторе расположены картинки с обозначением дней недели, времени года, части суток. А также любая картинка по лексической теме.

5

Сектор развития лексико-грамматических категорий

В центре этого сектора расположен карман, в который помещается картинка . Эта картинка является ключевой при дальнейшей работе .

Ребенок называя картинку , выполняет следующие задания:

  1. Согласование существительного с числительным(цифры от 1до 5)

  2. Согласование существительного с прилагательным(цветные кружки)

  3. «Один-много

  4. «Большой-маленький»

В этом секторе есть:

* цифры от 1 до 5

*цветные кружочки

*деревья из фетра для игры «Один – много»

*два домика из фетра для игры «Большой-маленький»









































7.«Домик»

Дидактическое пособие «Домик» является основой , центром логопедического кабинета, т.к, за основу взята магнитная доска, которая находиться на центральной стене логопедического кабинета.

«Домик» состоит , непосредственно из магнитной доски, которая является основанием «домика» и используется по назначению, в зависимости от темы занятия.

Ставни с обоих сторон -это «балконы» для звуков, букв.

Крыша- на ней помещается картинки лексической темы данного периода.

Кирпичи (фундамент) помогают определить, сколько слов в предложении.

Травка, ежик, грибок- дизайнерские элементы( или проще говоря-для красоты)

Пособие «Домик» используется на занятии каждый день. Вместе с пособием «Волшебный занавес» добавляет интереса к логопедическим занятием, вызывает желание выполнять разные упражнения, так как ребенок не просто вышел к доске, а вышел «к домику» , который находиться в «лесу»!













































Заключение

«Логопедические помощники»- это комплекс разных пособий для коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Использование в работе с дошкольниками «Логопедических помощников» способствует развитию всех сторон речи: дети учатся осуществлять контроль над своим звукопроизношением, происходит расширение и обогащение словаря , формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Дети активнее вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, стремятся выступать, высказывать свою точку зрения, принимают активное участие в различных видах речевой деятельности (составление описательных рассказов, предложений, участие в мини-спектаклях, драматизациях )

Предложенный нами опыт коррекционно-развивающей работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста и создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете может быть использована учителями-логопедами и воспитателями ДОУ. Игры и упражнения разработанные к этим пособием представлены в приложении.

Таким образом , использование «Логопедических помощников» в работе с детьми способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста.





Приложение №1

«Волшебный занавес»

Название игры или упражнения

Цель

Описание

1

«Какой цвет подходит»

Учить детей выделять первый или последний звук в слове и соотносить с нужным цветом «Волшебного занавеса»

Ребенок выбирает картинку, выделяет первый (последний) звук в слове, подходит к «волшебному занавесу» и выдвигает на середину нужное полотно

(оборудование:

картинки)

2

«Придумай слог»

Учить детей подбирать к «цветовой схеме» нужный слог

Логопед выдвигает на середину карниза полотна, по своей задумке (например:

Синий-красный

Зеленый красный

Зеленый-красный-синий

И др.компазиции)

Ребенок должен подобрать напечатанные слоги или слова и соотнести с предложенной схемой

Оборудование:

напечатанные слоги , слова

3

«Цветные ленты»

Учить выделять первый звук в словах и соотносить с нужной цветной полосой (на присере лексической темы)

Логопед выдвигает на середину карниза определенного схему

Синий-красный

Зеленый красный

Зеленый-красный-синий

И др.компазиции)

Ребенок придумывает слоги или слова к схемам.


4

«Придумай сам»

Учить детей придумывать слоги, слова к соответствующей схеме.

Логопед выдвигает на середину карниза определенную схему



Приложение № 2

«Скатерть-самоучка»

Название игры или упражнения

Цель

Описание

1

«Выполни, как на картинке»

Развитие артикуляционной моторики.

На липучую ленту помещены картинки с артикуляционными упражнениями, которые ребенок выполняет.

2

«Прочитай слово»

Формирование послогового чтения и выполнения звукового анализа слогов и слов.

Логопед вешает на цветные пуговицы буквы из фетра, ребенок читает слог или слово, внизу под словом выполняет звуковой анализ при помощи цветных квадратов.

3

«Один-много»

Учить употреблять слова во множественном числе.

Ребенок выбирает картинки и называет предмет , изображенный на картинке во множественном числе.

4

«Большой-маленький»

Учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ребенок выбирает картинки и называет предмет , изображенный на картинке в уменьшительно-ласкательной форме.

5

«Придумай слово»

Учить детей придумывать слова на заданный звук.

Логопед показывает букву, ребенок дает характеристику звуку, который обозначается этой буквой . Затем придумывает слова, чтобы этот звук был в разных позициях.(начало, середина или конец слова)

6

«Какой сегодня день»

Учить детей логично и связно давать характеристику данному временному отрезку.

Ребенок в секторе «Связная речь»дает характеристику данному временному отрезку( число, месяц, год, время года, день недели, часть суток, погода).

7

«Чей, чья, чьё?»

Учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные.

Ребенок находит на пособии фигурки животных, логопед задаёт вопросы : Чей, чья, чьё?(у обезьяны чей хвост?)

Ребенок должен правильно образовать форму притяжательного прилагательного.

8

«Сосчитай»

Учить согласовывать существительные с числительными в роде , числе и падеже.

В «окно» помещается картинка, ребенок должен согласовать её с числами от 1 до 5.

9

«Цвет и число»

Учить согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде , числе и падеже

В «окно» помещается картинка, ребенок должен согласовать её с числами от 1 до 5и цветными кружками .

( например: у ребенка картинка машины , он говорит

: -У меня одна красная машина!

-У меня две зеленых машины и т.д.)







Литература

  1. 1.Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»-Феникс.-2009.

  2. Артемова И.А. Смирнова «Дидактическая кукла в логопедической работе»

  3. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе»-журнал «Логопед»-№ 5 , 2005.

  4. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-7 лет конспекты занятий по развитию речи»

  5. Ефименко Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».-М;1985.

  6. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников»-М., 1990.

  7. Иванова С.А. «Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе»-журнал «Логопед» 2004, №4

  8. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях»-М.2007.

  9. О.Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков»- Литера.-2013.





























14