«На первом месте стоит развитие хорошего характера,
вот почему на протяжении всей, человеческой истории
люди стремились прививать не только ум, но и доброту…»
Платон V в. до н.э.
Методическое объединение классных руководителей МБОУ «Бесединская средняя общеобразовательная школа» с недавнего времени наш коллектив пополнился учителями Троицкого филиала и ступенью дошкольного образования. Я являюсь первый год руководителем методического объединения.
Сегодня в условиях модернизации системы образования предъявляются требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи -и образовательные, и воспитательные. Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста могут развиваться если учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо». Для решения данных проблем и организуется методическая работа в школе.
Методическое объединение классных руководителей – это структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых обучаются и воспитываются обучающиеся определенной возрастной
Проблема школы: «Формирование ключевых компетенций участников
образовательного процесса»
Ключевые компетентности
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно
Л.Н.Толстой
Воспитательная проблема школы: «Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода»
Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса образования. Главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Классный руководитель должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих определенных компетенций. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Воспитательная деятельность осуществляется в новых для современной ситуации формах (общественно-государственной, медиа-воспитание), а также в новых формах ее организации. Деятельность классного руководителя должна быть эффективной с точки зрения требований стандарта соответствовать портрету выпускника, описанному в стандарте для каждой ступени образования.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
развивающее обучение;
проблемное обучение;
коммуникативное обучение;
проектная технология;
игровые технологии;
диалог культур;
информационно-коммуникативные технологии;
групповые технологии;
компетентностный подход;
деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход
Организационные формы:
учебная исследовательская деятельность;
изготовление учебных продуктов;
работа в системе погружения;
В составе методического объединения классных руководителей работает сплоченный творческий, дружный, работоспособный, ищущий коллектив. Опыт работы которых, 25 и более лет -8 педагогов, 15-20 лет- 2 педагога, 5-15 лет- 4 педагога и 1-5 лет- 3 педагога. Высшую категорию имеет – 1 классный руководитель, первую -9 и без категории -7.
Тема методического объединения:
«Развитие профессиональной компетентности классного руководителя, как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Цель: Овладение классными руководителями методами и приёмами воспитания с учётом современных требований и новых стандартов, создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.
Задачи:
1.Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе.
2. Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися.
3. Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса.
4.Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
5.Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
Приоритетные направления методической работы:
1. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей.
3. Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
4. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Предполагаемый результат:
Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности обучающихся.
Именно четкость представляемых нами будущих результатов воспитания становится залогом эффективности целенаправленных действий. Впоследствии, сопоставляя достигнутое с прогнозируемым образом результата, мы сможем корректировать свои действия в воспитательной деятельности. Достижение планируемых результатов будет возможным при условии включенности в эту деятельность всех участников воспитательного процесса.
Важным направлением работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров. Формы и методы работы методического объединения это традиционные и инновационные
Традиционные:
семинары,
совещания, практикумы,
лекции, консультации.
Инновационные:
Вид деятельности
Организационно-методическая работа
Учебно- методическая работа МО классных руководителей
Аналитико-диагностическая работа
Информационно-методическая работа
Контрольно- инспекционная деятельность
Организационно-методическая работа
Организация групповых и индивидуальных консультаций по вопросам планирования организации воспитательной деятельности, оценке эффективности воспитательной работы, обзор новейшей методической литературы.
Систематизация, обобщение и трансляция педагогического опыта
Учебно- методическая работа МО классных руководителей
Планирование работы МО классных руководителей
Особенности психофизического развития детей на разных ступнях развития. Профилактика девиантного поведения подростков
Социальные проблемы профориентации обучающихся.
«Современные формы работы с родителями»
Аналитико-диагностическая работа
Формирование банка данных о классных руководителях
Анализ самооценки компетентности педагога в качестве классного руководителя
Анализ участия классных руководителей в конкурсах
Анализ деятельности МО классных руководителей
Отчет классных руководителей по итогам организации занятости обучающихся в каникулярное время, индивидуальная работа с обучающимися «группы риска»
Информационно-методическая работа
Подготовка презентации «Современные подходы к составлению программ воспитания.»
Методическая копилка классных руководителей
Контрольно- инспекционная деятельность
Наличие, правильность составления программ воспитательной работы классного руководителя
Наличие портфолио классного коллектива
Посещение классных часов
Выполнение программы воспитательной работы
Протоколы родительских собраний
Учет посещаемости родителей родительских собраний
Всякое настоящее образование
добывается только путем самообразования.
Н.А. Рубакин
Педагогические проекты – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога», направленные на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня подготовки.
Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Главная цель методической работы - это непрерывное совершенствование квалификации учителя
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;
- изучение нормативных документов;
- изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся;
- изучение передового опыта работы коллег в школе, районе;
В результате у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности.
Педагогические проекты непосредственно связаны с воспитательной проблемой школы. В течении учебного года классные руководители проводят открытые мероприятия и классные часы, к выбору темы подходят творчески, обучающиеся выбирают тематику и готовятся коллективно.
Педагоги МО принимают самое активное участие в инновационной деятельности школы. Распространение опыта работы среди коллег школы, района; публикуют свои работы на сайтах.
Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.
Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций,
воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности. Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём учебном заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ) Результативность работы методического объединения классных руководителей
-разработаны основные направления воспитательной работы;
- организована работа по формированию здорового образа жизни;
- осуществляется совместная деятельность семьи и школы;
- ведется работа по формированию культуры межличностных отношений;
-организована работа по патриотическому воспитанию;
-создана методическая копилка «Из опыта работы классного руководителя»;
-разработаны единые требования ведения школьной документации;
-созданы условия для развития самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию
Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Таким образом, система управления деятельностью классных руководителей, выстроенная на основе системно- деятельностного подхода, обеспечит соответствие ее содержания современным требованиям.