
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов по изучению современных физкультурно-оздоровительных технологий
дисциплина: ОГСЭ. 05 «Физическая культура»
специальность СПО: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Тольятти, 2016г.
Содержание.
Введение.
Виды здоровья.
Технологии физкультурно-оздоровительной направленности.
Упражнения по системе изотон.
Назначение и сущность стретчинга.
Традиционные оздоровительные системы.
Атлетическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика.
Заключение.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Введение.
Актуальность. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в нашей стране, интерес к занятиям физической культурой остается достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что оздоровительная физическая культура, рассматривающая здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности и образом жизни, становится одним из жизненно важных приоритетов современного человека. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Состояние здоровья ребенка, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает тревогу. Дети теряют здоровье за годы обучения в школе. Следовательно, именно от педагогической общественности, прежде всего педагогов, организаторов образования, родителей зависит здоровье детей, а, следовательно, здоровье нации. Поэтому в современных условиях возрастает роль поиска оптимальных средств и методов в сфере физической культуры, направленных на укрепление здоровья человека. В настоящее время здоровье человека рассматривается в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками, энергетическим потенциалом и образом жизни [5, с.4-5].
Цель работы: расширить знания о современных физкультурно-оздоровительных технологиях.
Виды здоровья.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, – основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [21, с.8-9].
В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического и физического здоровья – я могу;
- для психического – я хочу;
- для нравственного – я должен.
Технологии физкультурно-оздоровительной направленности.
«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям. В оздоровительной физической культуре можно выделить как минимум три аспекта: деятельностный, предметно-ценностный и результативный. Рассмотрим основные термины и понятия, которые употребляются с прилагательным физкультурно-оздоровительная: физкультурно-оздоровительная технология, физкультурно-оздоровительная деятельность, физкультурно- оздоровительная работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультурно-оздоровительная система.
По сути, физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности. Сегодня физкультурно-оздоровительные технологии не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно- оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования. Таким образом, физультурно-оздоровительная технология – это способ осуществления разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, стретчинг а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.
Упражнения по системе изотон.
Изотон – это первая научно-обоснованная комплексная система оздоровительной физической культуры, разработанная российскими учеными.
Занятия изотоном, как и любой другой подобной системой, имеют своей конечной целью улучшение самочувствия, работоспособности, "физического здоровья", внешнего вида (форм тела, состава тела), социальной, бытовой и трудовой активности мужчин и женщин широкого возрастного диапазона.
Изотон обычно используется для решения двух задач:
1. Быстрое (2-3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, состава тела (соотношения массы жировой и мышечной ткани), нормализация работы органов пищеварения и других жизненно важных систем организма, повышения иммунитета и нормализация деятельности эндокринной системы, улучшение психо -эмоцио¬нального состояния и т.п.
2. Поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий.
Изотон как система включает:
1. комбинацию видов физической тренировки (изотоническая, стретчинг, аэробная, дыхательная);
2. средства психологической коррекции (релаксация, настрой);
3. средства физиотерапевтического воздействия (массаж, сауна и др.);
4. гигиенические (очищающие и закаливающие) мероприятия;
5. организацию рационального питания.
6. методы контроля физического развития и функционального состояния.
Центральное место в системе занимает изотоническая (стато-динамическая) тренировка, отличающая Изотон от других систем, относимых к оздоровительной физической культуре и обеспечивающая его высокую эффективность.
Основные компоненты системы Изотон:
1. Тестирование
2. Физическая тренировка
3. Система питания
4. Внетренировочные компоненты изотона
Изотоном могут заниматься дети, взрослые, лица пожилого возраста, как индивидуально, так и в группе.
Упражнения «Изотон»:
Упражнение 1: Стоя руки на поясе – медленные вращения плечами вперед и назад с максимальной амплитудой. Мышцы «воротниковой» зоны напряжены и не расслабляются.
Упражнение 2: Стоя, руки вытянуты вверх, ладонь одной руки с усилием прижата к тыльной стороне другой руки. Спина прямая, грудь вперед, лопатки сомкнуты. Не снижая напряжения, прижимая кистей между собой, медленно опускаем руки вниз за голову как можно ниже к области между лопатками, кисти могут поворачиваться вниз. Затем также медленно и с усилием поднимаем руки в И.П. Мышцы не расслабляются. Голову не наклонять! Продолжаем до утомления.
Упражнение 3: Стоя, руки за головой в области шеи упираются одна в другую растопыренными пальцами. Медленно переводим руки вправо и влево за головой, не снижая давления пальцев друг на друга и без поворота туловища. Стоим прямо, смотрим вперед.
Назначение и сущность стретчинга.
Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы ваши мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Иногда стретчинг еще называют стрейчинг или стречинг, но это неправильно. Специалисты считают, что у стретчинга есть много плюсов:
• Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они расслабляются и становятся более эластичными.
• Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего увеличивается гибкость.
• Лучшая профилактика против отложения солей.
• Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг, особенно после трудового дня.
• Возможность заниматься дома самостоятельно, в удобное для каждого время.
Несколько правил при занятии стретчингом:
• Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно.
• Каждую позу растягивания нужно держать в течение 10-30 секунд, то есть так долго, чтобы исчезло даже легкое напряжение. Если этого не происходит, значит, растяжение было слишком сильным и его нужно обязательно ослабить, чтобы добиться требуемого, приятного ощущения.
• Дышать необходимо медленно, глубоко и ровно. Нельзя задерживать дыхание. Каждое упражнение начинайте с вдоха. Только при наклонах нужно сначала выдохнуть.
• Во время выполнения упражнения сохраняйте устойчивое положение.
• Во время выполнения каждого упражнения концентрируйте внимание на той части тела, которую растягиваете. Так вы будет лучше чувствовать себя.
Упражнения «Стретчинг»
Упражнение 1: Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку. Удержите 5 счетов.
Упражнение 2: Теперь поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперед так низко, как можете. Удержите 15 медленных счетов.
Упражнение 3: Сгибая колени, наклонитесь вперед, коснувшись руками пола.
Выпрямите колени настолько, насколько можете. Удержите 15 счетов. Медленно прогните спину, сгибая ноги и возвращаясь в исходное положение.
Традиционные оздоровительные системы.
Йога в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония. Единение души человека с абсолютным духом или божеством, индивидуального сознания с космическим разумом. Гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека. Совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности. Гармония трех начал человека: физического, умственно-эмоционального, или психического, и духовного. Йога ставит своей целью такую гармонию, которая достигается различными направлениями йоги:
Крия-йога – морально-этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение, отказ от плохого и развитие хорошего, воспитание морали, совести и этики в человеке. Дисциплина нравственности.
Хатха-йога – ха – солнце (мужское начало), тха – луна (женское начало), динамическое единство этих начал, которое достигается посредством физических упражнений (асана), дыхательной гимнастики (пранаяма), гидропроцедур, очистительных средств, питания и дозированного голодания. Дисциплина тела.
Раджа-йога – царственная йога. Дисциплина ума,психики и сознания.
Карма-йога – постижение совершенства посредством труда и активных действий, улучшение судьбы (кармы) добросовестным выполнением своей миссии, не требуя награды.
Джани-йога – совершенство через знания. Кропотливое изучение всего того, что способствует приобретению мудрости и духовному развитию.
Бханти-йога – любовь и преданность высшим идеалам.
Лая-йога – космическая йога. Использование ритмов и вибраций космоса.
Мантра-йога – использование звуковых вибраций, получаемых путем произнесения различных (строго определенных) гласных, слогов и слов.
Ригведа (2,5 тыс. лет до н.э.) понимает йогу как свод законов социальной, нравственной и экологической жизни общества. Патанджали на рубеже новой эры сформулировал восьмиступенчатый путь в йоге:
- Отказ от плохого и вредного (яма).
- Принятие хорошего и полезного (нияма).
- Обретение соответствующей позы (асана).
- Ограничение жизненной энергии (пранаяма).
- Контроль над своими чувствами, устранение зависимости от чувств (пратьяхара).
- Концентрация внимания (дхарана).
- Созерцание проблемы или медитация (дхьяна).
- Самореализация. Состояние полного вникания в сущность проблемы, ее разрешение, слияние с Абсолютом, состояние транса (самадхи) [6, с.8].
В воспитании здоровья это означает: откажись от плохого и вредного, прими хорошее и полезное, научись принимать соответствующую устойчивую позу, бережно используй жизненную энергию, обрети независимость от своих чувств, при этом ты сможешь сконцентрировать внимание на актуальной проблеме, вникнуть в ее сущность и посредством слияния с Абсолютом выработать новую адаптивную форму поведения, разрешающую проблему. Решение проблемы сопровождается состоянием самадхи, или нирваны, характеристиками которой являются приятные ощущения с оттенком спокойствия и умиротворения, чувство единства с окружением, непередаваемость ощущений, изменение пространственно-временных соотношений, парадоксальность (принятие вещей, кажущихся необычными обыденному сознанию), обострившееся восприятие реальности и смысла происходящего.
Восточные оздоровительные системы построены на основе даосизма. Чжудизи в III в. до н.-э. так определял дао: «...Встречаюсь с ним и не нижу лица его, следую за ним – не вижу спины его. Вот вещь, в хаосе возникшая, прежде Неба и Земли родившаяся. Повсюду действует и не имеет преград. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао, произвольно давая ей имя, назову Великое. Великое – оно в бесконечном движении» [6, с.8]. Согласно традиции, существует пять путей к совершенству: йога, монаха, мага, агни-йога, воина.
Атлетическая гимнастика.
Система упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этой гимнастикой помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. Зарождение атлетической гимнастики как системы упражнении с отягощениями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В. Ф. Краевского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок.
В спортивной практике существует определенная система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить упражнение только один раз, называется предельной, 2-3 раза – околопредельной, 4-7 раз – большой, 8-12 раз – умеренно большой, 13-18 раз – средней, 19-25 раз – малой, а свыше 25 раз – очень малой. В подростковом возрасте самыми оптимальными нагрузками являются малые, средние и умеренно большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время для занятий с 10 до 13 ч. и с 16 до 20 ч. Занятия атлетической гимнастикой должны заканчиваться не позднее чем за 2 ч. до сна и не раньше чем за 1,5 ч. после приема пищи. Начинающим атлетам достаточно трех занятий в неделю по 40 мин. Увеличивать время тренировки надо постепенно. В книгах по атлетической гимнастике можно найти готовые комплексы упражнений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс самостоятельно, соблюдая определенную последовательность: упражнение первое – для развития мышц рук и плечевого пояса; второе – для мышц шеи; третье – для мышц ног; четвертое – для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое – на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана самостоятельных занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня [7, с.69].
Ритмическая гимнастика.
Комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях.
Слово «аэробика» применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер. В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке. Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге «Аэробика», изданной в 1963 году. Термин «аэробный» заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц [22].
Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.
На данный момент существует около 40 различных направлений аэробики, это: памп (cиловая аэробика с мини-штангой), степ (занятия на специальной платформе), аква (упражнения в воде), джазесайз (танцы в ритмах джаза), слайд (скольжение по специальной дорожке), калланетика (укрепление мышц и сжигание жира) и др.
Заключение.
Одним из основных факторов здорового образа жизни современного человека является рациональная двигательная активность, проявляемая в виде естественных локомоций (ходьба, бег, плаванье, езда на велосипеде), игровых дисциплин, силовых и гимнастических комплексов, тренажерных систем, а также различных нетрадиционных упражнений, как правило, инновационного характера. Регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека.
Сохранение и укрепление здоровья детей – сложная комплексная социально-педагогическая проб¬лема, требующая переориентации целей образования и воспитания. Быстро надвигающаяся эра не просто оздоровления, а именно здоровьесберегающих и здоровьевоссоздающих технологий имеет направление, характерной особенностью которого является улучшение качества тела через профилактику движений, то есть модификация упражнений направлена не на коррекцию мышц, а на коррекцию движений – ее суставную кинематику. Это означает, что одним из базовых элементов современных здоровьесберегающих технологий должен стать «стиль новых движений», применение которого позволяет максимально выработать содержащийся в любом конкретно взятом упражнении технический потенциал.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Агеевец, В. К. Внедрение оздоровительных систем йоги в практмку психофизической рекреации / В. У. Агеевец // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 2004. - № 5. – С. 12-16
Акбашев, Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый / Т. Акбашев // Народное образование. – 1995. - № 5. – С. 105-110
Апанасенко, Г. Л. Проблемы управления здоровьем человека / Г. Л. Апанасенко // Наука в олимпийском спорте. – 1999. – Спец. выпуск. – С. 56-60.
Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
Васьков, Ю. В. Рабочая тетрадь учителя 1-4 классы / Ю. В. Васьков, И. М. Пашков. – Харьков: Торсинг, 2004. – 210 с.
Волков, В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы / В. К. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 12. – С. 7-10.
Воробьев, А. Н. Анатомия силы / А. Н. Воробьев, Ю. К. Сорокин. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 176 с.
Григоренко, В. Г. Теоретические и методические аспекты оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры / В. Г. Григоренко. – М.: Изд-во ФСИ России, 1992. – 141 с.
Григоренко, В. Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физической и социальной реабилитации человека. – М.: Изд-во ФСИ России, 1993. – 170 с.
Давиденко, Д. Основы здорового образа / Д. Давиденко, В. Петленко // ОБЖ. – 2003. - № 3. – С. 57-62.
Деминская, Л. А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека / Л. А. Деминская // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. - № 11. – С. 33-35.
Земба, Е. А. Закаливание – составляющая часть оздоровительной системы организма человека / Е. А. Земба, Т. Н. Клепцова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2009. - № 3. – С. 91-94.
Иванченко, С. Г. Социально-педагогические условия спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в досуговой деятельности / С. Г. Иванченко // Физическая культура в школе. – 2009. - № 6. – С. 12-16.
Кабуш, У. Т. Выхаванне у сучаснай школе / У. Т. Кабуш. – Мн.: Народная асвета, 1995. – 220 с.
Колосков, А. Спорт-целитель / А. Колосков // Физическая культура и спорт. – 2006. - № 9. – С.10-11.
Мурашева, В. Двойные стандарты школьного расписания / В. Мурашева // АиФ. Здоровье. – 2003. - № 3. – С. 7-10.
Мякиченко, Е. Б. Оздоровительная тренировка по системе «Изотон» / Е. Б. Мякинченко, Н. Н. Селуянов. – М: СпортАкадемПресс, 2001. – 68 с.
Никитин, С. Н. Воспитание средствами массово физической культуры через физкультурно-оздоровительные клубы подростков 10-15 лет / С. Н. Никитин // Физическое воспитание и образование. – 2008. - № 11. – С. 21-24.
Осипова, М. П. Воспитание. Третий класс: пособие / М. П.Осипова, С. И. Козлович, М. А. Бесова и др. – Брест: БрГУ, 2002. – 320 с.
Пономарева, В. В. Спортивная медицина: учебное пособие / В. В. Пономарева; под ред. В. А. Епифанова. – М.: ГЭОСТАР-Медия, 2006. – 390 с.
Попов, С. В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. – СПб.: Питер, 1998. – 310 с.
Сотник, Ж. Г. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики / Ж. Г. Сотник, Л. А. Заричанская // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2001. - № 3. – С. 38-41.
Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – М.: Медицина, 1991. – 380 с.
Тимушкин, А. В. Физическая культура и здоровье: учебное пособие / А. В. Тимушкин, Н. Н. Чесноков, С. С. Чернов. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 190 с.
Физическая культура: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Коневой. – Р-н/Д: Феникс 2006. – 586 с.
Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. – 390с.
Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методические аспекты / А. Н. Щедрина. – Новосибирск: НГУ, 1989. – 158 с.