Методика использования инновационного опыта в практике работы по развитию речи детей.
Определенный вклад в разработку проблемы развития связной речи-описания внесли Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, М.М. Конина, В.В. Гербова, Н. Ф. Виноградова, Н.И. Кузина, Л.В. Ворошнина. Работы этих педагогов подчеркивают необходимость и важность обучения дошкольников данному типу высказывания. Они отмечают, что обучение описанию оказывает влияние на сенсорное развитие, развитие наблюдательности, психических процессов; воображение; мышление; дети упражняются в умственных операциях анализа и синтеза, учатся замечать красоту в своеобразии каждого предмета, у них вырабатывается вкус к точному и образному слову.
Вместе с тем занятия по обучению детей описаниям воспитатели относят к наиболее сложным. Одна из причин – недостаточная теоретическая и методическая разработка данного вопроса.
В детском саду детей обучают, как монологам – описаниям, так и монологам повествованиям или сюжетному рассказу. Чтобы успешнее решить эту задачу, воспитатель должен уяснить, что такое описание, что такое рассказ, что общего между ними, чем они отличаются друг от друга.
Я предложила следующую методику развития монологов - описания.
По моему мнению, работа должна состоять из двух этапов – подготовительного и основного. Задача первого – развить у детей умение наблюдать, выделять в наблюдаемых предметах части и признаки, адекватно обозначать их словом, обогатить лексику, вводя в речь предложения описательного характера. Учитывая ошибки, характерные для детей, необходимо учить их выделять наиболее существенные черты наблюдаемого предмета, т.е. точно передавать словом увиденное, выделять главные и второстепенные признаки.
Для развития наблюдательности я использовала дидактические игры, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разнообразные дидактические упражнения и дидактические игры решают две задачи – развивает у детей наблюдательность и умение описательной речи.
Упражнения – от более простых к более сложным – помогает детям преодолевать языковые, психологические трудности.
Учитывая важность коммуникации, я считаю, что каждое упражнение надо пытаться вводить в определенную ситуацию общения, требующую того или иного высказывания.
Воспитатели не всегда в полной мере используют диалог, для развития связной речи забывая, что работа по формированию монолога начинается в рамках диалога. Поэтому, рассматривая с детьми игрушки, картинки, необходимо, по моему мнению тщательно обдумывать вопросы. Ведь правильные ответы помогают, учат составлять связный описательный текст.
В ходе диалога надо показывать детям возможные связи между предложениями. Необходимо стараться помочь осознать детям роль повтора как средства межфразовой связи. Вот почему, задавая вопрос, надо заменять ключевое или зависимое от него слово вопросительным. Преимущество такой постановки в том, что, отвечая на второй и третий вопрос, ребенок должен обязательно назвать ключевое слово. Именно поэтому на начальном этапе вопросы желательно ставить таким образом, чтобы ожидаемый ответ оперировал теми словами, которые даны в предшествующем предложении.
Повторяющиеся слова могут быть в смежных предложениях, разделятся другими словами или предложениями, стоять в одной и той же или разных грамматических формах. На начальном этапе обучения монологу - описанию
В работе с детьми по обучению составлению монологов-описаний я ставила вопросы так, чтобы повторяющееся слово было бы и в смежных предложениях, а правильная форма повторяющегося слова уже стояла в самом вопросе. Я практиковала и такие упражнения, как досказывание текста с данными опорными элементами: «Это девочка. У девочки…», «На картинке нарисован утенок. Утенок в лапах несет…».
Эффективным приемом закрепления полученных знаний является упражнение: «Скажи как Петрушка». Его суть – совместное с Петрушкой или другим сказочным персонажем описание картинок.
Для повышения эффективности обучения с помощью дидактических игр можно ставить детей не только в позицию обучаемого, но и в позицию обучающего. Это повышает активность умственной и речевой деятельности.
По моему мнению, научить детей последовательно обследовать предмет – это задача должна стоять на всех занятиях и по развитию речи, и по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по математике и изобразительной деятельности. Должен выдерживаться общий принцип поэтапного обследования объекта: от восприятия объекта в целом к выделению его основных существенных признаков, установлению между ними соотношений.
Я выделила ряд требований предъявляемых к отбору картин для рассматривания.
1. Картина должна быть высокохудожественной.
2.Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему.
3. Изображения персонажей, животных и других объектов должно быть реалистическим: условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми.
4. Следует обратить внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иногда дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предмета вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.
На занятиях я использовала следующие приёмы обучения связной речи.
Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда я начинала фразу, а ребенок ее заканчивал. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи.
Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для поддержания и заимствования. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.
Коллективное составление рассказа. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе со мной обсуждали наиболее интересные высказывания и объединяли их в целостный рассказ. Я повторяла весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяли дети.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, я подчеркивала достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться.
Для составления монолога – описания на занятиях я использовала следующую схему.
Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводилась на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением.
1. Солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года.
2. Небо. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т.п.
3. Земля. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и т.п.
4. Деревья. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года.
5. Люди. Это означает, что надо рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления.
6. Звери. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года.
7. Птицы. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц.
8. Занятия детей. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года.
Я считаю. что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладения этим типом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Ознакомление с природой важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе. Содержание познавательного материала составляют важнейшие закономерности природы, которые дают возможность в процессе организованного обучения развивать наблюдательность, мышление, умственную активность детей. Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играет формы и методы ознакомления с природой.
Правильная организация ознакомления детей с природой основывается на систематическом проведении наблюдений.
Е.И. Тихеева говорила что: «Путь развития в детях драгоценной способности наблюдения, один-организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания - главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий ».
Второй, не менее важной целью, по мнению Е.И. Тихеевой, является отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением.
Наблюдения я проводила как на занятиях, так и в повседневной жизни. Между наблюдениями в повседневной жизни и занятиями как двумя взаимодополняющими формами педагогической работы было установлено правильное организационное и содержательное соотношение. Наблюдения повседневной жизни проводилось часто три – четыре раза в неделю, и постепенно, они кратковременны 5 – 10 минут. Занятия проводились 2-4 раза в месяц, на них закреплялись, обобщались знания детей, формировалось осмысление понимания природных закономерностей.
При организации и проведении наблюдений я учитывала следующие требования.
Первое требование связано с пространственной организацией наблюдения. Оно заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. В каждом конкретном случае я продумывала, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду – это позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом.
Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должно быть не продолжительным.
Третье требование связано со структурой наблюдения. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут добиться общего положительного педагогического эффекта.
Большое значение для осознания чувственных представлений имеет экскурсия.
Во время экскурсий я расширяя и уточняя представления детей об окружающей жизни, обогащала и уточняла их словарь, развивала их мышление. На экскурсиях представляется благоприятная возможность уточнять значение известных детям слов, соединять слово с конкретным образом реального предмета, так как дети часто слышат и даже сами употребляют много слов, значение которых для них не совсем ясно.
Нужно стараться обеспечить, возможно, более полное и всестороннее восприятие окружающего детьми, обращать их внимание на цвет, форму и другие признаки предметов, предлагать слушать звуки, трогать предмет, наблюдать предмет в действии. Вся эта деятельность должна сопровождаться словом – точным, правильным наименованием.
Я использовала выделенные требования, предъявляемые к организации и проведению экскурсий.
1. Соответствие содержания интересам детей. Выбор содержания и времени для любого занятия должен быть обусловлен интересами детей, степенью их развития и настроенностью во время занятия.
2. Следует основательно подумать, какое число детей может быть вовлечено в ту или другую экскурсию. Совместные наблюдения, общность интересов и переживаний влияет на развитие в детях словоохотливости, желания поделиться общими, по – разному воспринимаемыми впечатлениями, но это становиться возможным только в том случае, если число участников в занятии, экскурсии ограничено. Ребенок требует к себе внимания лично. Он хочет задать вопрос и получить на него ответ, хочет быть активен, приближаться к наблюдаемому предмету, познакомиться с ним при посредстве всех своих анализаторов. Все это невозможно в толпе. Чем моложе дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.
3. Экскурсия должна быть обставлена так, чтобы никакие привходящие явления не отвлекали неустойчивое внимание ребенка от главного, центрального. Размер поля наблюдения, число предлагаемых вниманию ребенка подробностей и деталей должны быть точно продуманы соответственно возрастным особенностям.
4. Экскурсия не должна носить характер урока, формального обучения. Она должна проводиться живо, увлекательно. Дети должны не только созерцать, но и двигаться экспериментировать.
5. В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут, закрепляется или предлагаться впервые.
Данная работа должна проводиться систематически, с учётом индивидуальных особенностей детей. Особое внимание уделить детям, у которых еще не очень высокий уровень развития связной речи описание в процессе ознакомления с природой.
Успешность работы по развитию связной описательной речи в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Взаимоотношение между родителями и ребенком способствует формированию личности ребенка, обогащает его внутренний мир, знания. Проводя с родителями беседы, консультации, я особое внимание уделяла развитию связной речи у детей. Обращала внимание на необходимость равноправного общения взрослого с ребенком, на право ребёнка высказывать свою точку зрения. В нашем детском саду с детьми проводятся разнообразные праздники, дни открытых дверей, развлечения, КВН, викторины. Систематически организуются выставки и образцы методической литературы по проблеме развития связной речи описания в процессе ознакомления с природой.