СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика ускоренного обучения плаванию

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так как в 2007 – 2008 г. в детский сад были переведены 100 детей старшего дошкольного возраста из детских садов, которые не имели бассейна, то для скорейшего обучения плаванию вначале были организованы занятия с детьми по ускоренному обучению плаванию к. пед. наук В.В. Пыжова. Эта методика разработана и проверена доцентом Б. В. Пыжовым (г. Львов). Ее рекомендуется использовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, главным образом подготовительных к школе групп. Она применяется при обучении плаванию в естественных водоемах в тех случаях, когда погодные условия не позволяют организовать и провести значительное количество занятий (не более 10) и когда из-за невысокой температуры воды длительность пребывания детей в воде составляет лишь 5—15 мин.

Просмотр содержимого документа
«Методика ускоренного обучения плаванию»

Методика ускоренного обучения плаванию

Так как в 2007 – 2008 г. в детский сад были переведены 100 детей старшего дошкольного возраста из детских садов, которые не имели бассейна, то для скорейшего обучения плаванию вначале были организованы занятия с детьми по ускоренному обучению плаванию к. пед. наук В.В. Пыжова. Эта методика разработана и проверена доцентом Б. В. Пыжовым (г. Львов). Ее рекомендуется использовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, главным образом подготовительных к школе групп. Она применяется при обучении плаванию в естественных водоемах в тех случаях, когда погодные условия не позволяют организовать и провести значительное количество занятий (не более 10) и когда из-за невысокой температуры воды длительность пребывания детей в воде составляет лишь 5—15 мин.

Особенности этой методики: обучение упрощенным способам плавания; выполнение на суше упражнений, помогающих освоить плавательные движения; широкое использование так называемых приемов непосредственного воздействия, поддержки и помощи; использование упражнений с ластами.

Обучение плаванию затрудняется из-за медленного освоения большинством детей навыков правильного дыхания: выполнения вдоха над водой, а выдоха — в воду. У новичков во время вдоха вместе с воздухом в рот часто попадает вода. Важно уметь удалить ее изо рта одновременно с выдохом.

Чтобы освоить этот навык, надо в течение нескольких дней выполнять на суше такое упражнение. Встать прямо, взять в руки стакан с водой. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох, набрать побольше воздуха так, чтобы почувствовать, что легкие наполнены, а ребра раздвинулись; на «три» — не закрывая рта, задержать дыхание; на «четыре» — набрать в рот воды; на «пять, шесть» — выпрямиться и, сложив губы трубочкой, выпустить воду, одновременно выполняя при этом, выдох так, чтобы струя воды била дальше вытянутой вперед руки. Повторить упражнение 5—10 раз без остановки. Затем повторить снова, но выпускать струю воды вверх через себя за спину — 5—6 раз.

При обучении в воде эти упражнения нужно выполнять в сочетании с движениями ног кролем на спине, руки при этом упираются в дно. Важно научить детей делать «фонтанчики» при выдохе в воду.

Очень полезно опробовать технику дыхания в тазу с водой. Вдох делается резко и коротко, так, как будто вы говорите «ап». Затем голова до ушей опускается в воду. Выдох делается через рот, при этом из воды обильно идут пузыри. Руками надо держаться за края таза и ни в коем случае не вытирать лицо. Повторить упражнение 10—20 раз. Воду надо менять почаще и слегка подкрашивать ее марганцовкой.

Эти упражнения в течение первых дней обучения надо повторять чаще и стараться выполнять их многократно. На суше подводящие к плаванию упражнения можно проводить в любое удобное время дня, а также на утренней гимнастике.


Комплекс первый


  1. Лодочка. Исходное положение — стойка с сомкнутыми носками. Выполнение на счет: «раз» — проведя ладонями по бедрам, животу, груди и прижимая локти к туловищу, вывести кисти за голову; «два» — выпрямить руки ладонями вперед, одновременно подняться на носки и потянуться вверх как можно выше; «три» — опуститься на полную ступню, расслабить руки, вновь потянуться вверх, став на носки; «четыре» — тем же путем опустить руки в исходное положение. Повторить упражнение 5—6 раз. Преподаватель исправляет ошибки: помогает вытянуться тем, кто недостаточно тянется вверх, похлопывает по спине сутулящихся и т. п.


  1. Гребок правым веслом. Исходное положение — стойка с сомкнутыми носками, руки вверху и до отказа отведены назад, кисти повернуты и касаются друг друга наружной стороной, пальцы сомкнуты и образуют «лопасть весла». На счет «раз» — выполнить правой рукой полкруга назад – вниз и как бы поймать себя за бедро; «два» — руку вперед-вверх, вернуть руку в исходное положение. Повторить 5—10 раз.



  1. Гребок левым веслом. Проделать то же, что в упражнении 2, левой рукой — 5—10 раз



  1. Ветряная мельница. Исходное положение — основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Выполнить круги руками вперед (назад), медленно (быстро). Положение рук всегда должно быть противоположно. Кисти поворачивать, как при плавании кролем на спине. Руки не сгибать в локтевых суставах, стараясь выполнить круги в боковых плоскостях. Упражнение выполняется 0,5—3 мин.



  1. Наполнить легкие воздухом. Исходное положение — основная стойка, ладони рук расположены так, чтобы пальцами чувствовать положение ребер. Выполнить глубокий вдох, глотательным движением задержать воздух и держать 10—15 с., после чего выполнить выдох через нос. Повторить 2—3 раза.



  1. Надутый мяч. Выполняется так же, как упражнение 5, но во время вдоха руки развести в стороны – вверх, набрать побольше воздуха и задержать его. Присесть так, чтобы коснуться лбом коленей. Руками плотно обхватить ноги. Сохранять это положение в течение 10—15 с, затем встать и выполнить выдох. Повторить 2—3 раза.



  1. Работа ногами — мотором. Исходное положение — сидя руки сзади в упоре. Выполнять движения ногами, как при плавании кролем на спине, т. е. каждым движением ноги как бы подбивать футбольный мяч,— 0,5—3 мин. Исправление ошибок в движениях ног требует помощи взрослого. Словесные указания, как правило, гораздо менее эффективны.



  1. Звезда. Исходное положение — ноги шире плеч, прямые руки вверху и до отказа отведены назад ладонями вперед. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 10—15 с. Повторить 2—3 раза.



  1. Приседание брассом. Исходное положение — ноги шире плеч, руки на поясе, носки разведены как можно шире. Медленно присесть, сведя колени вместе, вернуться в исходное положение — 10—20 раз.



  1. Стартовый прыжок вверх. Исходное положение — ноги на ширине плеч, ступни параллельны. По команде «На старт!» выполнить полунаклон вперед, отвести руки до отказа назад, ноги согнуть в коленях. По команде «Марш!» руки послать дугами вперед-вверх, прыгнуть повыше, в полете вытянуться в «лодочку», приземлиться мягко на носки. Сохранять вытянутое положение тела в течение 3—5 с. Повторить упражнение 5—6 раз.


Комплекс второй


  1. Надувная лодочка. Задержать дыхание на 10—15 с в положении «лодочка».


  1. Ветряная мельница. Выполнять круги руками вперед (назад) в сочетании с движением шагом, притоптыванием, прыжками на месте — 0,5—1 мин.


  1. Ногами — брассом. Исходное положение — сидя, ноги выпрямлены, пятки вместе, стопы держать так, как при ходьбе на пятках. Выполнять движения ногами, как при плавании брассом и так, чтобы пятки скользили по земле (10—20 раз).


  1. Работа ногами — мотором. Повторение движений ногами, как при плавании кролем на спине,— 0,5—1 мин.


  1. Руками — брассом. Исходное положение — стойка с сомкнутыми ногами, прямые руки вперед, кисти наружной стороной касаются одна другой. Выполнение на счет: «раз» — развести руки в стороны чуть шире плеч так, как это делают, раздвигая кусты; «два» — прижать локти к туловищу, одновременно пальцами схватить себя за подбородок; «три» — колющим движением вперед вынести руки в исходное положение. Повторить упражнение 10—20 раз. При согласовании движений рук с дыханием дается задание выдохнуть, подуть на кисти рук во время их прохождения у губ так, чтобы они «отлетели» подальше.




  1. Как лягушка. Имитация движений, как при плавании брассом на груди. Исходное положение — стойка с сомкнутыми носками, руки вверху, кисти повернуты и наружной стороной касаются друг друга. Выполнение на счет: «раз» — гребок руками в стороны несколько шире плеч; «два» — широкий шаг правой ногой в сторону, носки развести в стороны как можно шире; «три» — присесть, колени свести вместе, одновременно локти прижать к туловищу, а пальцами схватить себя за подбородок; «четыре» — руки поднять вверх, выпрямляя ноги, приставить правую ногу к левой и стать в исходное положение. Повторить 10—20 раз. То же, но с закрытыми глазами.


  1. Стартовый прыжок вверх — 5—6 раз.


  1. Подтягивание каната. Имитация движений рук, как при плавании кролем на груди. Исходное положение — стойка с сомкнутыми носками, с полунаклоном, руки вытянуты вперед ладонями вниз, а большие пальцы касаются друг друга. Выполнение на счет: «раз» — согнуть правую руку в локтевом суставе, затем «подтянуть канат»; выпрямляя, вести ее вниз так, чтобы поймать себя за правое колено; соскользнув ладонью с колена, отвести ее назад-вверх до отказа (как бы толчок лыжной палкой); «два» — через сторону (выше головы) провести ее к голове («отдаете честь, как солдат») вперед в исходное положение, колоть кистью воду. Повторить упражнение 5—10 раз.


  1. Кролем на груди. То же, что в упражнении 8. Согласовать движения рук с поворотом головы и дыханием. Касание большим пальцем кисти соответствующего бедра является сигналом для вдоха. То же с частыми притоптываниями, шагами на месте, в движении – по 1—2 мин.


  1. Кролем на спине. Исходное положение — стойка с сомкнутыми носками, одна рука вверху, другая у бедра. Выполнять медленно, последовательно делая круги руками назад, как при плавании кролем на спине, одновременно часто подпрыгивать, выбрасывая прямые ноги вперед,— 0,5—1 мин. То же во время ходьбы назад.


Комплекс третий


  1. Звезда. 2. Мотор. 3. Гребок одним веслом. 4. Мельница лежа. 5. Кролем на спине.


Комплекс четвертый


I. Звезда. 2. Мотор. 3. Подтягивание каната с отведенными в сторону локтями. 4. Кролем на спине. 5. Ногами брассом. 6. Движение ногами брассом, лежа на груди. 7. Согласование движений, как при плавании брассом.

Подводящие упражнения рекомендуется выполнять в ходьбе и лежа на песке. Чтобы песок во время выполнения упражнений не попадал в глаза соседям, ребята стоят на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. Перед выполнением упражнений в положении лежа на груди следует положить под лицо полотенце, панаму.


Комплекс пятый


Упражнения, подводящие к изучению техники плавания кролем на спине.

  1. Подбрось песок. Положение сидя, руки сзади в упоре, правая нога согнута, носок оттянут. Выпрямляя ногу, подбить подъемом стопы вверх попавший на стопу песок. Проделать то же левой ногой — по 10—30 с.

  2. Лежа на боку, имитировать движения ногами, как при плавании кролем, стараясь подбивать песок ногой,— 10—30 с.

  3. Гребок двумя руками.

Положение лежа на спине, руки вверх (тыльные стороны кистей соединены). Захватить песок ладонями, опуская руки через стороны, подтянуть валик песка к бедрам, затем вернуть руки через стороны вперед-вверх в исходное положение— 10—20 раз.


  1. Гребок одной рукой.

То же, что и в упражнении 3, но выполнять гребок только левой рукой, затем только правой — по 10—20 раз.


5. Гребок руками на спине. То же, что в упражнениях 3 и 4, но действовать попеременно то левой, то правой рукой — по 10—20 раз.


6. Кролем на спине. То же, что в упражнениях 3, 4, 5, но согласовывать движение рук с движениями ног — 0,5—1 мин.


Комплекс шестой


Упражнения, подводящие к изучению техники плавания брассом.

  1. Ходьба на пятках. Ходьба на пятках вперед, назад, боком. Ходьба с разведенными носками. При выносе ноги вперед на шаг захватывать песок внутренней стороной стопы и отбрасывать его вперед, как при ударе по футбольному мячу,— 1—2 мин.

  2. Ногой — брассом. Согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах, взяться правой рукой за носок со стороны подошвы. Отвести ногу в сторону-вверх, отпустить ногу. После этого сделать широкий шаг в сторону; поставить ногу на песок, захватить внутренней стороной стопы песок и подтянуть его к опорной ноге. То же другой ногой — по 10—20 раз.

  3. Приседание брассом. Из исходного положения ноги шире плеч, носки разведены, колени вместе присесть так, чтобы опуститься на песок между стоп, — 0,5—1 мин.


  1. Ходить, как Чарли Чаплин,— 0,5—1 мин.



  1. Ногами — брассом. Положение сидя, руки сзади в упоре (стопа в таком же положении, что и при ходьбе на пятках). Имитировать движения ногами, как при плавании брассом, загребая в кучу песок пятками и внутренними сторонами голеней, — 0,5—1 мин. Из исходного положения лежа грудью на валике песка, руки вверху имитировать движения ног, как при плавании брассом, стараясь загребать песок во второй валик внутренними сторонами голеней,— 10—20 раз.



  1. Руками — брассом. В том же исходном положении имитировать движения руками, как при плавании брассом, захватывая и резгребая валики песка кистями, — 10—20 раз.



  1. Как брассом. То же, что в упражнении 6, но согласовывая движения рук с движениями ног и дыханием, — 10—20 раз.



  1. То же, что в упражнении 6, но ползать по песку брассом — 10—20 раз. После занятий на суше можно приступить к обучению детей в водоеме. При нечетком выполнении упражнений на воде нужно еще раз повторить их на берегу, а затем снова на воде.


Ниже описана серия упражнений в ластах, позволяющая за 2—3 занятия научить не умеющих плавать. Эти упражнения можно использовать также для исправления ошибок в технике гребковых движений ног пловцов-самоучек. Признаком неверных движений ног служит то, что ласты мешают плыть, тянут на дно. Обучение целесообразно начинать с плавания кролем на спине.

На суше


  1. В положении стоя отвести правую ногу назад так, чтобы подъем ласта опирался о землю. Затем выполнить свободное движение ногой вперед, как бы «крася» ластом, как кистью, землю. Как правило, первые движения выполняются с ошибками, преподаватель или партнер помогает исправлять эти ошибки. В конце движения, когда ласт выпрямится, следует поставить ногу на пятку и пронести ее назад, в исходное положение — 5—10 раз.


  1. То же повторить левой ногой — 5—10 раз.


  1. Повторить предыдущее упражнение попеременно то левой, то правой ногой — до 30 с.



  1. Выполняется в положении сидя или лежа на скамейке, стоящей у стены. Стена должна быть покрыта кафелем либо окрашена масляной краской и полита водой для уменьшения трения. Производить движения правой ногой так же, как и в предыдущем упражнении, как бы стараясь «красить» ластом стену, как кистью,— 5—6 раз.



  1. Обучаемым следует регулярно напоминать о том, что ноги не надо напрягать, как в гимнастике, а выполнять движения свободно, так, чтобы от ягодиц до стопы как бы перекатывалась мышечная волна.



  1. Повторить предыдущее упражнение левой ногой — 5—6 раз.



  1. Повторить упражнение попеременно то левой, то правой ногой — до 30 с. Обычно после выполнения на суше упражнений с ластами дети сразу быстро плывут кролем на спине с помощью одних ног. При неудачных попытках ребенок как бы крутит ногами велосипед. Заметив эту ошибку, нужно немедленно пригласить его на сушу и вновь учить правильно «красить» стену (забор) ластом. Таких выходов у некоторых детей может быть от 5 до 10 за занятие.



  1. К глубине надо приучать постепенно, со строгим соблюдением всех мер безопасности. Не следует разрешать много плавать в ластах, так как они могут дать отрицательный эффект облегченного плавания. Ласты (обычно достаточно 1—2 на группу) используются как инструмент для обучения умению выполнять эффективную мышечную волну ногами.