Методы и приемы формирования УУД на уроках технологии
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Технология составления:
В центре классной доски или листа бумаги записывается ключевое слово (предложение);
Далее записываются слова, вокруг основного слова, которые связаны с данной темой;
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»
Этот приём применим для чтения или прослушивания теоретического материала. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».
Технология заполнения:
В колонку «Знаю» заносятся главные сведения по заявленной теме (после обсуждения темы);
В колонку «Хочу знать» заносятся вопросы и идеи, которые учащиеся хотят узнать по данной теме;
В колонку «Узнал» учащиеся заносят все, что они подчерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки. Прочую информацию можно расположить ниже и затем обменяться соображениями со всей группой и занести в колонку.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Правила написания синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Приём «Мудрые совы» – один из приёмов, развивающих умения работы с текстом.
Учащимся предлагается при прочтении заполнить таблицу:
Таблица 3
Азы работы над текстом | Найдите в тексте новые понятия и запишите их |
Что не ждали? | Выберите информацию, которая является для Вас неожиданной. |
Вы уже знаете последние новости? | Запишите информацию новую для Вас. |
Главная жизненная мудрость | Определите ключевую фразу. |
Иллюстративное изображение | Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы. |
Поучительный вывод | Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни? |
При проведении практических и творческих работ организую групповые формы обучения. Преимущество этого метода я вижу в том, что все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому при выполнении заданий в группах неизбежно происходит втягивание в процесс учения даже «слабых» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, происходит развитие взаимоконтроля, взаимопомощи, при этом развиваются коммуникативные навыки учащихся, лидерские качества, что также играет роль в повышении мотивации.
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД на уроках технологии
-составление текстов из предложенного набора предложений;
- поиск ошибок в текстах;
-упражнение на логическое заполнение пропусков, в том числе в инструкционных картах;
-со- выстраивание логических смысловых цепочек;
-подготовка творческих мини-проектов;
-заполнение анкет, ставление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок (например по рецепту);
-отгадывание кроссворда;
-составление кроссвордов, загадок по пройденным темам, терминологии и т.д.
- рассмотри или нарисуй эскиз и составь его описание;
(например, при изучении тем “виды макарон, овощи, способы механической и термической обработки и др. обработки ");
- поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;
- прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками и попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей или историческую справку;
-придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "овощи, ....")
-нарисуй картинку к прочитанному тексту и т.д.
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». Развивающие упражнения для обучения учащихся проектированию по технологии, в ходе обучения проектированию, что станет основой для успешной ее выполнения. Подобные упражнения позволяют формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД:
Познавательные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению.
Понимать точку зрения другого. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений
Регулятивные:
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ) В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Типы упражнений:
А - упражнения на уточнение задачи.
Б - упражнения на выработку идей.
В – упражнения на оценку изделий.
Г – упражнения на способы передачи информации.
Д – упражнения на определение эстетичности.
Упражнение А 1 «Определение потребностей людей»
Индивидуально
Задание:
1) Внимательно рассмотрите картинки, изображенные на рисунке.
2) Впишите в графы таблицы названия нескольких изделий,
изображенных на картинках, которые удовлетворяют те или иные
потребности человека, а также то, какие именно потребности человека, по
вашему мнению, они удовлетворяют.
3) Сравните ваши результаты с результатами соседа по парте.
Дополнительные сведения. У каждого человека есть свои
потребности. Потребность – это нехватка чего-либо в соответствии с
культурным уровнем человека. Потребности отличаются от желаний.
Желание – это стремление удовлетворить потребность. Например: «У вас
может быть большое желание посмотреть телевизор, но вам необходимо
делать уроки». Потребности могут быть интеллектуальными,
эмоциональными, физиологическими, социальными и др.
Рисунок 1-4 Разнообразные потребности людей
(рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)
Упражнение А 2 «Краткая формулировка задачи»
Индивидуально
Задание: Посмотрите на картинки, изображенные на рисунке, и
подумайте, какая задача была поставлена перед дизайнерами по отношению к каждому изделию. Кто будет использовать все эти изделия?
Рисунок 4 – Изделия, изготовленные для удовлетворения конкретных
потребностей людей
Дополнительные сведения. Все изделия спроектированы и изготовлены
для удовлетворения конкретных потребностей людей. Обычно перед
дизайнером ставят задачу, указывая, что необходимо спроектировать и для
кого.
Рисунок 4 – Изделия, изготовленные для удовлетворения конкретных
потребностей людей (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)
Упражнение А 3 «Закрытая и открытая формулировки задачи»
Группы по три-четыре человека
Задание:
1) Рассмотрите предложенные картинки на рисунке. В каждом случае у
людей существуют потребности, которые могут быть удовлетворены с
помощью различных изделий.
2) Определите потребности, которые следует удовлетворить, с помощью
каких изделий можно их удовлетворить, какую функцию данные изделия
должны выполнять и кто их будет использовать.
3) Для каждой картинки сформулируйте закрытую и открытую
формулировки задачи.
Дополнительные сведения.
Все изделия созданы для удовлетворения
потребностей людей, они проектируются и изготавливаются для того, чтобы
сделать жизнь людей лучше. При проектировании изделий могут быть
закрытая и открытая формулировки задачи. В случае открытой
формулировки имеется большая свобода в принятии решений, например:
«Разработать и изготовить устройство для уборки комнаты»; результатами
29
могут быть «совок для мусора и щетка», «пылесос и швабра» и др. Закрытая
формулировка указывает на то, какое конкретно изделие необходимо
спроектировать и изготовить, например: «Разработать и изготовить подставку
для канцелярских принадлежностей».
Рисунок 5 – Потребности людей (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)
Упражнение А 4 «Составление краткого перечня критериев»
Группы по три-четыре человека
Дополнительные сведения. Обычно при изготовлении какого-либо
изделия требуется большое количество информации для того, чтобы изготовить
именно такое изделие, которое необходимо заказчику/пользователю и при этом
затратить минимум времени. Детальные требования к изделию представляют собой перечень критериев.
Краткий перечень критериев может включать:
• какие функции должно выполнять изделие;
• внешний вид изделия;
• сведения о размерах;
• требования со стороны законодательства и т.д.
Задание:
1) Рассмотрите, каждая группа, свою картинку.
2) Обсудите содержание краткого перечня критериев, который мог быть дан
для разработки данных изделий.
Рисунок 6 – Изделия, разработанные по определенным критериям
(рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)
Упражнение А 5 «Составление полного перечня критериев»
Группы по два-четыре человека
Задание:
1) Внимательно рассмотрите изделие, изображенное на рисунке.
2) Обсудите содержание полного перечня критериев для него.
3) Ответьте на вопросы, заполнив таблицу.
Дополнительные сведения. Полный перечень критериев включает в себя:
• перечень функций изделия (для чего предназначено);
• внешний вид изделия;
• специальные пожелания по использованию изделия;
• юридические или экологические требования, которым должно отвечать
изделие.
Рисунок 7 – Органайзер для храения изделий для декора (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)
Упражнение А 6 «Исследовательские навыки»
В группах по три-четыре человека
Задание:
1) Каждая группа, рассмотрите свою картинку.
2) Обсудите в группах для кого и для чего предназначено изделие, оцените,
насколько оно удовлетворяет требованиям, которые к нему могут быть
предъявлены.
3) Подумайте о деталях, которые необходимо учесть при проектировании и
изготовлении данного изделия для этого заполните соответствующие таблицы.
Дополнительные сведения. При проектировании и изготовлении изделия
нужно провести исследование. Чтобы принять обоснованное решение надо
выяснить:
• как подобная проблема была решена другими;
• какие материалы могут быть использованы;
• какие способы изготовления могут быть применены;
• какие человеческие факторы необходимо учитывать;
• как получить нужную информацию.
Рисунок 8 - Предметы, изготовленные из различных материалов (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)