Мировая художественная культура и А.С.Пушкин.
Цели: уяснить, почему пушкинская тема является центральной не только в русской литературе XIX века, но и во всей русской литературе; каково влияние Пушкина на развитие русской национальной культуры; почему его называют родоначальником новой русской литературы; чем близок Пушкин современным читателям.
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как мастере художественного слова.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: понимать ключевые проблемы, которые были отражены в творчестве А.С.Пушкина, связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем нравственные ценности и их современное звучание; анализировать литературное произведение (определять его жанр, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев); определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией (роман, композиция, сюжет);
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А.С.Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть умением создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;
эстетическая сфера: понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературного произведения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию;
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Сценарий урока
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное.
Н. В. Гоголь
I. Вступительное слово учителя.
А. С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Его по праву мы считаем родоначальником нашей классической литературы, по словам М. Горького, «началом всех начал».
В его личности и творчестве проявились лучшие черты русского народа – свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Творческое развитие Пушкина было стремительным.
Прав И. А. Гончаров, сказавший в своей статье: «Пушкин – громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников».
II. Беседа с учащимися.
В ходе беседы обсуждаются следующие темы:
1. Пушкин и русская литература.
А. С. Пушкин – патриот-гражданин, любивший свою родину, свой народ. Опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию, Пушкин создавал новую литературу, проявляя интерес к наиболее актуальной проблематике. Он откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Поэт продолжал развивать и углублять только то, что служило развитию русской народной национальной литературы.
Творчество Пушкина – подлинно народное. Народность проявляется и в темах, которые он ставил и разрешал, и в изображении действительности и типических особенностей русского национального характера, и в описаниях картин природы, и в языке.
«Пушкин – выражение могучих творческих сил народа, символ его величайшей талантливости» (Н. А. Демин).
Огромной заслугой поэта было утверждение в литературе критического реализма, раскрытие противоречий современной жизни, ширина и глубина охвата действительности, указание перспектив развития общества, всестороннее изображение человеческого характера – сильнейшие черты пушкинского реализма.
Пушкин – создатель новых литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в стихах, исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных заметок, очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли читаться «всеми и везде». Это достигалось сочетанием величайшего художественного мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха, стройности и гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и естественностью.
Велико значение Пушкина в истории русского литературного языка. «В нем (в Пушкине) как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство» (Н. В. Гоголь).
«Нет сомнения, что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» (И. С. Тургенев).
Пушкин оказал огромное влияние на писателей-современников, а также на многих писателей последующих поколений.
Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки.
2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
А.С.Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Имя поэта рано сделалось известным европейскому читателю. Он явился создателем национального русского литературного языка. Переводы его стихотворений появились в 1823 году и были высоко оценены критикой и читателями. Но мировое признание к Пушкину пришло позднее.
Пушкин – родоначальник одного из самых выдающихся явлений искусства слова – русского реализма. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа.
Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате к русской культуре был вынужден прислушаться весь культурный мир.
Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин с большим умением проникал в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание.
Подлинный реализм, идейное богатство, народность, человечность и современная художественная форма – это тот вклад, который внес поэт в сокровищницу мировой литературы.
А.С.Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший своим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития.
Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина «бездна пространства». По словам Чернышевского, до А.С.Пушкина «еще никто не писал таким легким и живым языком».
III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Алексей Жемчужников — Памятник Пушкину: Стих
Николай Языков — Пушкину (О ты, чья дружба мне дороже): Стих Булат Окуджава — Счастливчик: Стих Анна Ахматова — Пушкин: Стих Иосиф Бродский — Памятник Пушкину: Стих IV. Рефлексия деятельности. – Что нового вы узнали на уроке? – Закончите фразу: «Сегодня я понял...». V. Домашнее задание.
Подготовиться к написанию контрольного сочинения по творчеству А. С. Пушкина.