СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировоззрение, его типы. Самовоспитание. Урок УГДД в 9 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся познакомятсяся с мировоззрением, его видами и факторами, на него влияющими, смогут сформировать научные представление о понятиях «мировоззрение», «самовоспитание», выяснят, какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности; выделят основные типы мировоззрения и их характерные признаки.

Просмотр содержимого документа
«Мировоззрение, его типы. Самовоспитание. Урок УГДД в 9 классе.»

УГДД. 9 класс. Дата_____________________

Раздел 2. Духовно-нравственные основы народа Донбасса.

Урок №___. Тема. Мировоззрение, его типы. Самовоспитание.

Цель: познакомиться с мировоззрением, его видами и факторам на него влияющими, сформировать научные представление о понятиях «мировоззрение», «самовоспитание», выяснить какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности; выделить основные типы мировоззрения и их характерные признаки;

развивать умения: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи, делать выводы; развивать умение работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение; развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.

продолжить формирование основ нравственной культуры; способствовать социализации личности учащихся и формированию основ собственного мировоззрения; способствовать выработке отношения приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки для работы, материалы урока.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

1.Приветствие, контроль за готовностью обучающихся к началу урока..

II. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2. Беседа

III. Мотивация образовательной деятельности.

1.Проблемное задание № 1.

Учитель: Прежде, чем мы узнаем тему урока, мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает.......

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов.

2.Работа в группах.

Работая в группе, вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение? (5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает список понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для продолжения высказывания.

Список понятий в конверте 1 для каждой группы: (богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера, убеждения.)

Каждая группа дает ответ на проблемное задание.

Ответ к заданию №1: В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно , когда он обретает мировоззрение.

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики: О мировоззрении.

III. Восприятие и осознание обучающимися нового учебного материала.

Учитель: Тема нашего урока “Мировоззрение”. Открываем тетради и записываем тему.

Ну а в конце урока вам предстоит ответить на вопрос, Что же влияет на мировоззрения?

Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое мировоззрение, выяснить структуру мировоззрения, то есть из чего оно складывается, выделить типы мировоззрения и их существенные признаки.

А что такое мировоззрение? Для того чтобы ответить на данный вопрос Вам понадобится конверт № 2. В нем находится набор слов, которые вам помогут сформулировать определение мировоззрения. Ваша задача сложить определение (Мировоззрение- это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества; Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает) (каждая группа в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия)

Так что же такое мировоззрение (ответы обучающихся)

А теперь посмотрим, с помощью чего формируется мировоззрение. И здесь вам понадобится конверт № 3. Ваша задача перебрать слова и записать их на доске .

(на доске: мировоззрение = знания+…+…+….+…+…+)

Ответ к заданию. Мировоззрение =  знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.

Из формулы мы видим что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

Ученик: У необразованного, темного человека узкий кругозор. Его легко обмануть. А человек образованный многое понимает и замечает, становится более требовательным, сможет отстоять и защитить свои права. А такие люди были опасны для власти.

Ученик: Примером ограничения властями доступа к образованию простых людей является циркуляр 1887 года, изданный министром народного просвещения И.Д.Деляновым и одобренный Александром Третьим, получившим в истории название “Циркуляр о кухаркиных детях”. В нем предписывалось не допускать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, чтобы не выводить их из среды, к который они принадлежат.

Ученик. Образованный человек с широким кругозором, который имел свое мнение и достоинство был опасен и при тоталитарном режиме. Из такого человека нельзя было сделать послушную марионетку, бессловесного раба, живущего по указке властей. Мы из истории знаем, что сталинские репрессии в первую очередь обрушивались на интеллигенцию: писателей и ученных. Волна репрессий коснулась многих представителей творческой интеллигенции. Они на долгие годы попали в ссылки, лагеря, лишались права творить.

Учитель: Недаром Бекон утверждал, что знание это сила. Следующим важным элементом мировоззрения являются вера и убеждения. Вера- бездоказательное признание чего-либо истинным. Убеждение это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-то, основанное на личном опыте и вере.

существует 4 типа мировоззрения

Мифологическое. Научное.

Религиозное. Обыденное.

Обыденное, житейское: лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом, человека узнаешь только тогда, когда съешь с ним пуд соли. Не спрашивай старого, а спрашивай бывалого.

Мифологическое: Древние булгары, предки   казанских  татар считали, что мир первоначально был представлен безграничным океаном. На поверхности океана плавала одинокая утка. Вот  она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля.  Другая версия этой легенды гласит, что утка снесла 3 яйца, из которого образовались земля, солнце и луна и весь мир.

Религиозное:  Мусульмане верят в Аллаха, совершают за день пятикратный намаз, ежегодно в месяце рамазан строго держат пост- уразу.

Научное:   Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.) ФИЗМИНУТКА

Учитель: Ребята. Давайте решим с вами следующую проблемную задачу. Представьте себе сильный пожар. В его пламени вот- вот погибнет редчайшая картина итальянского мастера и парализованный старик. В вашем распоряжении несколько минут, за которые вы можете спасти только что-то одно, или картину, или парализованного старика. Ваш выбор. Поднимите руку, кто будет спасать старика (большая часть учеников спасает старика). Объясните свой выбор.

Ученик: Картина неживая, а старик живой. Этим стариком мог быть мой дедушка.

Ученик: Жалко старика. Человеческая жизнь бесценна. Дать погибнуть человеку, когда есть возможность спасти его – это равносильно преступлению.

Учитель: Поднимите руку, кто будет спасать картину. Объясните свой выбор.

Ученик: Я буду спасать картину, потому, что она шедевр, бесценная. А старик парализован и он все равно скоро умрет.

Учитель: А что бы ты чувствовал, если бы вместо старика оказался ты, а кто-то бы другой спасал не тебя, а картину. Хотел бы ты, что бы так поступили с тобой. Ученик: Нет, конечно. Учитель: В чем разница между этими двумя выборами. Те, кто спасают картину - поступают антигуманно, то есть не по человечески, а те, кто спасает старика - поступают гуманно. В современном мире главным является не тип мировоззрения, а его направленность. По направленности мировоззрение бывает гуманистическое, когда в центре бывает человек и его интересы и антигуманистическое - направленное против человека.

Ученик: Гуманистическое мировоззрение ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, дорожит и защищает достоинства человека.

Учитель: Таким образом, нет устаревших или ненужных типов мировоззрения. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится гуманистическая направленность. Поворот общества к проблеме человека может стать облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения.

Учитель: Мировоззрение нередко называют ядром, «стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь на учебник и свой жизненный опыт, будет отвечать на вопрос, какую же роль играет мировоззрение в жизни и деятельности человека? Ответы не должны повторятся.

Ответы на задание.

Ученики 1 группы: Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для практической деятельности. Мировоззрение позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни. Мировоззрение дает программу поведения человека, стиль мышления, образцы для действия, нормы поведения, методы решения проблем.

Ученики 2 группы: Мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определить истинные ценности жизни и культуры, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире.

Учитель: Рено Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем, который освещает дорогу путнику. Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей.

Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством. Итак, что мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы узнали, что такое мировоззрение, выделили структуру и типы мировоззрения. Выяснили роль мировоззрения для духовного развития человека. А сейчас мы с вами ответим на главный вопрос: Что же влияет на мировоззрения? (историческая эпоха, культура, образование, страна, религия, материальное положение)

VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.

1. Теперь подведем итоги, выделим самое главное и сделаем выводы. Для этого выполним следующее задание. Каждая группа получает карточку №3 с заданием.

Карточка№3 для 1 группы. 1.Продолжи предложение. Мировоззрение- это…. Мировоззрение складывается из …+…+….+… 2. Продолжи предложение. Все типы мировоззрения имеют право на существование. Главной общей чертой всех типов мировоззрения на современном этапе становится …. Основные признаки гуманистического мировоззрения – это …..

Карточка №3 для 2 группы. 1.Продолжи предложение. Мировоззрение делится на следующие типы…… 2.Продолжи предложение. Мировоззрение является ….. духовного развития человека и определяет ……. .

2. Тестовая работа.

Тесты для закрепления: 

1.Выбери правильный ответ. 1.Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и к происходящим в нем событиям, является: а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) культура.

2.Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

а) направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки

б) учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры

в) личная практическая деятельность г) легенды и мифы.

3. .Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

4.1.Научное мировоззрение не предполагает

а) стремления к объективности б) обоснованности убеждений

в) освоения опыта человечества г) свободной безответственности.

5. Основная проблема любого мировоззрения – это:

а) вопрос об отношении человека к человеку;

б) вопрос об отношении человека к миру;

в) вопрос об отношении человека к культуре.

г) природа сама по себе, «очищенная» от человека;

6.Продолжи предложение :

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы- это….. .

Б) Элемент мировоззрения , безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм- это….

В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки …..

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества- это….

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека , его права и свободы -…..

 7.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение/

1.Вера в Бога

2.Включает в себя научную картину мира.

3. Основывается на личной практической деятельности,

4. Основой являются священные книги.

5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте,

6. Основывается на достижениях науки.

8)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано,

1)знания 2) убеждения 3) мировоззрение 4) ценности и идеалы 5) вера 6) опыт

9)Установи соответствие между типами мировоззрения и их признаками. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы мировоззрения. Признаки

А) Мифологическое 1. Вера в сверхъестественные силы.

Б) Научное 2. Фантастическое мировоззрение.

В) Религиозное 3.Формируется в быту, на личном опыте

Г) Обыденное 4. Основано на научной картине мира.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответы: 1б, 2а, 3) 2, 4г, 5б, 6) религиозное мировоззрение, вера, убежде-ния, мировоззрение, гуманистическое мировоззрение. 7) 35 8) 3 9) 2 4 1 3

V. Итоги урока. Оценивание.

VI. Домашнее задание. 1.Написать эссе по одной из предложенных тем на выбор.

Темы эссе:

1) «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» Альберт Швейцер

2) « Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поуп. 3) «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Данте.