1. Работая с детьми старших и подготовительных группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, очень скудный словарный запас, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ. Проводя занятия по грамоте, выявила, что у многих детей нарушено звукопроизношение, дети не умеют согласовывать слова в предложении, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
2. В связи с этим, я поставила перед собой цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
3. Но учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я начала применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
4. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
5. Каждый из нас, возможно сам того не зная, знаком с мнемотехническими приёмами. Вот, например, мнемонемические фразы.
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (на запоминание падежей русского языка)
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (на запоминание последовательности цветов спектра радуги).
6. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
7. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.
8. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их;
развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
9. Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.
Приемы мнемотехники могут быть использованы в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
обогащения словарного запаса; пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
составлению описательного рассказа;
творческий рассказ.
10. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
11. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т. п. Маленьким детям необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: травка - зеленая, солнышко - желтое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
12 Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
13. Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Мнемотехника многофункциональна, на её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них.
14. «Где обедал воробей» С. Маршака. Можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.
15. При заучивании стихов А. Барто.
16. В режимных моментах.
Если работа с мнемотехникой ведётся в первой половине дня, опираясь на наглядность, то во второй половине дня работа ведётся по памяти.
Всё перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника – это прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как её использование позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательное использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К.Д.Ушинский