СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель подготовки будущего учителя к нравственно-этическому воспитанию младших школьников во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель  подготовки будущего учителя к нравственно-этическому воспитанию младших школьников во внеурочное время

Просмотр содержимого документа
«Модель подготовки будущего учителя к нравственно-этическому воспитанию младших школьников во внеурочное время»

Модель подготовки будущего учителя к нравственно-этическому воспитанию младших школьников во внеурочное время


В младшем школьном возрасте, констатирует М. Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру [2, с. 73].

Младший школьник во время учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь как в учебную, так и внеурочную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности [12, с. 16].

Э. П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия [20, с. 80].

Наш выбор связан с определением модели как организационной системы, транслирующей и развивающей нравственно-этические нормы. Это объяснение модели дает возможность понять характер зависимости между структурными элементами исследуемого сложного феномена «готовность будущего учителя начальных классов к формированию нравственно-этических чувств младших школьников», синтезировать и выявить наиболее существенные стороны совершенствования этого процесса.

В. Штофф выделяет три условия, при соблюдении которых модель выполняет свои функции: «1. Между моделью и оригиналом имеется отношение сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована (условие отражения или уточненной аналогии). 2. Модель в процессе научного познания является заместителем объекта, что изучается (условие репрезентации). 3. Изучение модели позволяет получать информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции)» [30, с. 81]. Для нашего исследования важно также, что модель во многих случаях наряду с познавательной должна преследовать и нравственно-этическую цель. Другими словами, процесс моделирования имеет не только познавательную, «но и неразрывно связанную с ним нравственно-этическую функцию, так как модель не только инструмент познания, но является прообразом состояния моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности» [30, с. 85].

Моделирование в педагогике имеет, очевидно, специфические, присущие только этой науке особенности, вытекающие из того обстоятельства, что педагогический процесс всегда непосредственно связан с судьбами живых людей. Вследствие социально-гуманитарного характера педагогики на моделирование и результаты педагогических исследований существенно влияет множество случайных факторов, которые изменяются.
Перечислим концептуальные положения, с учетом которых проектировалась предлагаемая модель процесса подготовки будущих учителей начальных классов к формированию нравственно-этических чувств младших школьников: а) образование есть категория не только педагогическая, но и нравственно-этическая (В. Библер [7], Л. Выготский [15], В. Сухомлинсский [33], Дистервег [22], А. Леонтьев [28], М. Никандров [31], К. Ушинский [34] и др.); б) реализация нравственно-этического подхода в воспитании общей культуры должно ориентировать будущих педагогов на генерацию новых культурных форм (Ш. Амонашвили [1], В. Гринева [20], Д. Иванова [24], Л. Москалева [28], Л. Хомич [26], Л. Хоружая [27], Г. Шевченко [29]), в) активная деятельность, необходимость постоянного самообразования учителя (А. Дистервег [22], К. Ушинский [34] и др.); в) представление об учителе как главном и незаменимом источнике передачи ученикам нравственно-этического поведения (Н. Грамма [19], В. Сенько [29], В. Сухомлинский [33] и др.); г) рост влияния на профессиональную деятельность учителя социокультурных изменений, социального заказа сфере образования (В. Бондарь [9], А. Мудрик [29], О. Савченко [27] и др.); с) знание о моделировании как одном из важных методов научного познания (С. Архангельский [2], М. Вартофський [11], В. Штофф [6] и др.); и) нравственно-этическая концепция (Т. Браже [10], Е. Васильева [12], А. Марон [33] и др.).

Создание теоретической модели процесса подготовки будущих учителей начальных классов к формированию нравственно-этических чувств младших школьников позволяет, на наш взгляд, осуществить последовательное и всестороннее рассмотрение различных аспектов повышения уровня подготовленности студентов-бакалавров направления подготовки «Начальное образование» к нравственно-этического контекста, реализации в процессе преподавания требований личностно ориентированной парадигмы образования
и выделены в табл.

Реализация предлагаемой в исследовании модели должна осуществляться с учетом общепедагогических и специфических принципов, которые трактуются как «основные исходные требования к организации учебного процесса».

Общепедагогические принципы в контексте подготовки к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников

Принцип наглядности

– обеспечивает условия непосредственного взаимодействия будущих учителей начальных классов с учебно-воспитательным, культурно-систематизированным материалом средствами его изучения преподавателем высшего учебного заведения (а значит, изменения в динамике становления его общекультурной компетентности), дополнительным информационным пространством на всех этапах обучения, что в итоге способствует развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления субъектов процесса обучения и воспитания.

Принцип мотивации

– применение этого принципа в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения способствует достижению определенной ранее цели, задач и мотивов формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности вообще и воспитанию нравственно-этических чувств во внеурочной деятельности у младших школьников в частности, выбора эффективных форм, методов, дидактических средств и рациональной структуры внеурочных занятий, направленных на формирование нравственно-этических чувств.

Принцип практической направленности

– определяет основные направления, культуросодержание, задачи, формы и методику использования полученных будущими учителями начальных классов знаний в коллективной и самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности, тем самым делает возможным развитие познавательной самостоятельности и творческой активности личности в становлении готовности к формированию нравственно-этических чувств младших школьников во внеурочное время.

Принцип преемственности и системности

– обеспечивает раскрытие воспитательной системы высшего учебного заведения как логического сочетания концептуальных подходов его построения, цели, содержания, задач, форм и методов воспитания личности в их преемственности и системности в условиях субъект - субъектного взаимодействия участников процесса обучения и воспитания, формирование их (обоюдной) готовности к профессиональной деятельности в направлении воспитания нравственно-этических чувств младших школьников.


В логическом единстве с общепедагогическими принципами определены и охарактеризованы специфические принципы готовности будущих учителей начальных классов к формированию нравственно-этических чувств у младших школьников, которые представлены в таблице.


Принцип

Характеристика

Принцип интегративности

– считаем одним из важнейших принципов конструирования содержания образования и воспитания будущих учителей начальных классов в ВУЗЕ. Принцип дает возможность охарактеризовать два основных направления реализации учебного содержания: во-первых, через систематизацию, обобщение, дидактическое соответствие и логическое единство системы нравственно-этических профессиональных знаний в содержании учебных программ путем выделения их в разделы, или же в отдельные подразделы к каждой теме; во-вторых, в содержании специально созданной учебной программы сугубо нравственно-этического направления. Стоит отметить, что, кроме вышеизложенного, выдвинуто предположение о необходимости разработки интегрированного содержания учебных программ по двум уровням сложности (обязательные и творческие), что делало бы его эффективную реализацию в зависимости от уровня сформированности интеллектуальных умений студентов, спектра их интересов и потребностей и, как результат, обеспечивал бы эффективность подготовки студентов к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников.

Принцип вариативности и проблематизации

– только он в наиболее полной мере предоставляет каждому студенту возможность выбора содержания и формы организации образования и методов ее осуществления согласно собственных способностей, интересов и образовательных потребностей. В частности, введение поливариантности и разноуровневости учебных программ, углубление и расширение их практической направленности, дифференциации и индивидуализации и учебной, и конкретной учебно-познавательной и исследовательской деятельности на основе культуроцентризма способствует эффективному развитию интеллекта, духовному росту будущих учителей начальных классов, их готовности к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников.

Принцип аксиогуманизации

– состоит в предоставлении приоритета цели, конкретным целям и задачам творческой самореализации личности будущих учителей начальных классов, их воспитанию как специалистов с высоким уровнем сформированных ценностей-знаний, ценностно-смысловой сферы, нравственных установок. При этом определяется особая необходимость создания условий для проявления одаренности и талантов личности в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения, формирование гуманной и ответственной личности будущего учителя начальных классов, способной к эффективной профессиональной деятельности, в основе которой – качественно интернализированные общечеловеческие, социально значимые и профессиональные ценности.


Ведущими принципами является нравственно-этический и компетентностный подходы, которые не только раскрывают содержательную составляющую готовности будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников, но и методологическую, демонстрируя с рассмотренными общепедагогическими и специальными принципами, теоретико-методологические основы процесса формирования действительно культурного человека – будущего педагога начального звена образования.
Рассмотрим структуру предлагаемой модели в следующем порядке:
Уточнение содержательного наполнения педагогического образования «готовность к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников во внеурочное время».

Содержание понятия «готовность будущих учителей начальных классов к воспитанию у младших школьников нравственно-этических чувств» включает четыре тесно взаимосвязанных и взаимопроникающих составляющих: а) эстетическую; б) философско-мировоззренческую; в) профессионально-направленную.

Эстетическая составляющая выступает основой содержательного наполнения процесса подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников во внеурочное время. Его содержание направлено не только на совершенствование научно-предметных и общенаучных знаний учителей, но также в улучшении их культурологической подготовки, овладение студентами знаниями, что способствуют осмыслению социального контекста науки. Для учителей начального звена образования в современных условиях особенно важно сочетать глубину знаний основ преподаваемых предметов, широкой эрудицией в области художественной национальной культуры. Студенты должны не только приобрести высокую профессиональную квалификацию, но и стать одновременно носителями ценностей и идеалов культуры для воспитания нравственно-этических чувств в начальной школе.

Наличие философско-мировоззренческой составляющей предполагает расширение философского кругозора будущих учителей начальных классов, их знаний в вопросах методологии науки.
Эта составляющая является основой для развития у студентов умений реализовывать одно из требований общепедагогического принципа научности – раскрывать в процессе преподавания предмета важнейшие закономерности познания окружающего мира. Преподаватель призван объяснять студентам, почему внимание ученых к методологическим, научным вопросам проявлялась всегда, а особенно – в периоды наибольших трудностей в науке. 
Для исследования важную роль играет то обстоятельство, что фундаментальные науки под конец века во многом пересматривают свои ценностные и социальные ориентиры, и это должно, по-видимому, найти отражение и в начальном образовании школьников. Если в процессе преподавания основ наук игнорировать неразрывную взаимосвязь человека и познаваемого им окружающего мира, обращая все внимание лишь на объекты познания, то последствия могут оказаться печальными. Сегодня с особой остротой встает проблема воспитания человека, осознающего свою ответственность перед обществом за то, как и во имя чего она использует полученные знания.

Процесс овладения готовностью к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников у будущих учителей начальных классов предполагает формирование трех ее компонентов (ценностно-мотивационного, эмоционально-регуляционного, операционально-деятельностного). В рамках диссертационного исследования остаемся на позициях целостности учебно-воспитательного процесса в ВУЗЕ, однако особенности воспитания готовности и структура учебного процесса детерминируют разбирательства процессов формирования компонентов отдельно. Интеграционно-синтезирующее ядро принимает на себя процесс формирования операционально-деятельностного компонента, что позволяет обеспечить целостность формирования самой готовности студентов-будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственно-этических чувств.

Исходя из теоретических положений, выдвинутых в предыдущих разделах, поставленная цель экспериментальной части исследования – теоретически раскрыть и экспериментально обосновать модель подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников во внеурочной деятельности. Это предполагает определение уровня сформированности у студентов готовности к формированию младших школьников на начало этапа, постановку целей, соответствующих перспективам развития, отбор эффективных дидактических средств, адекватных основной цели этапа и, наконец, определение результатов в конце каждого из этапов процесса.
Охарактеризуем методику экспериментального обучения на каждом этапе педагогического эксперимента.

В контексте нашего исследования, становление у будущих учителей начальных классов ценностно-мотивационного компонента готовности к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников, определяем как основную цель подготовительного этапа экспериментального обучения.

Эмоционально-регуляционный компонент, обеспечивая направленность экспериментальной системы на ценностное усвоение студентами содержания и методики преподавания, включает в себя как мотивы, так и ценности, связанные с будущей профессией учителя начальных классов.
Мы разделяем взгляд С. Гончаренко на содержание образования в ВУЗЕ, который определяем как систему научных знаний, практических умений, навыков и способов деятельности, мировоззренческих и нравственно-этических идей, соответствующего поведения, которыми надо овладеть студентам в процессе обучения. Поэтому главным требованием к содержанию подготовки будущих учителей к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников в высших учебных заведениях является его «научность и направленность на формирование гармонично развитой и общественно активной личности» [40, с. 23]. Итак, под содержанием подготовки к формированию у младших школьников нравственно-этических чувств понимаем совокупность учебных программ, методов, моделей и дидактических средств, которые способны обеспечить эффективность качественной профессиональной подготовки учителей-бакалавров, приобретение ими научного мировоззрения и нужных профессиональных компетенций. В свою очередь, профессиональная компетентность обеспечивается овладением знаниями, умениями и навыками, приобретением ключевых и предметных, в частности компетенций воспитания нравственно-этических чувств младших школьников.

Ценностно-мотивационные ориентации будущего учителя начальных классов по нравственно-этическим чувствам младших школьников выражаются в эмоциональном отношении к будущей деятельности, которая определяется представлениями студентов о профессиональной компетентностной деятельности учителя во внеурочной деятельности; самовосприятием собственных способностей и возможностей осуществлять профессиональные функции и решать педагогические проблемы в учебно-воспитательном процессе; пониманием уровня своей предметной и методической подготовки (теоретической, практической, профессионально-ориентированной), осознанием своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для профессиональных действий, поступков, решений.

Критерии и показатели готовности будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников

Критерии

Показатели

Ценностно-мотивационный

Наличие интереса к педагогическим явлениям и процессам, культурно-гуманистическим ориентирам педагогической деятельности на ценностные качества, ценности-отношения, ценности-знания, идеи и идеалы, убеждения, карьерные перспективы, саморазвитие и педагогическую культуру; сформированность нравственно-этической сферы личности, групповых и личностных педагогических ценностей.

Эмоционально-регуляционный

Доминирующая роль индивидуальных качеств личности будущего учителя начальных классов как внутреннего ориентира его культурно-профессионального «Я», выраженное ценностями, которые удовлетворяют коммуникативные потребности, профессионально-ролевое утверждение в деятельностной среде начальной школы с направленностью на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию в процессе педагогической деятельности и формировании нравственно-этических чувств младших школьников.

Операционально-деятельностный

Сформированность умений, связанных с применением на практике полученных психолого-педагогических знаний; компетенции в процессе формирования у младших школьников нравственно-этических чувств; актуализация интеллектуальных творческих процессов, гармонизируют отношения «идеального» и «реального» учителя, фиксируя уровень различия между ними, тем самым стимулируя к самосовершенствованию и стремление к обретению педагогического мастерства вообще и в частности из процесса воспитания нравственно-этических чувств младших школьников.


Критический уровень характеризуется несформированностью мотивационной сферы у студентов, неудовлетворенностью в обучении. Студенты этого уровня не осознают важности нравственно-этических чувств как ключевой качества собственной личности и личности младшего школьника. С проблемами воспитания нравственно-этических чувств не интересовались. Такие студенты характеризуются отсутствием потребности в воспитании нравственно-этических чувств младших школьников и равнодушным отношением к усвоению знаний и умений, необходимых для осуществления этого процесса.

Второй уровень – ситуативный. На этом уровне студенты считают, что нравственно-этические чувства являются важным качеством личности для достижения значимых результатов во внеурочной деятельности. Однако потребность в формировании этого качества личности у студентов этого уровня выражена слабо. Знание сущности нравственно-этических чувств младшего школьника и дидактических средств их формирования поверхностные, бессистемные. Накопление знаний о нравственно-этическом воспитании, опыта решения учебных задач, направленных на развитие отдельных умений ее формирования у учащихся приводят к изменениям готовности будущих учителей к воспитания нравственно-этических чувств младших школьников. Этот качественный скачок характеризуется ярко выраженной направленностью на усвоение системы знаний о нравственно-этических чувствах. Студенты пытаются разобраться с сущностью нравственно-этических чувств младшего школьника и применить полученные знания на практических занятиях.

Студенты третьего уровня – деятельностного – считают, что нравственно-этические чувства, как свойство личности, важны для успешности осуществления профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов. Они интересуются проблемами воспитания нравственно-этических чувств во внеурочной деятельности, следят за публикациями в педагогической литературе по этой тематике. Потребность в формировании этого качества личности у студентов деятельностного уровня неустойчивая. У них возникает сомнение относительно необходимости воспитания нравственно-этических чувств у тех младших школьников, находящихся на низком уровне успешности во внеурочной деятельности, имеют вообще проблемы в обучении, у них отсутствует познавательный интерес.

Знание сущности нравственно-этических чувств младшего школьника и дидактических средств ее формирования глубокие, но не объединены в систему. Студенты этого уровня не осознают логики развертывания процесса формирования общекультурной компетентности и не видят возможности включения его в реальный учебный процесс. Развиты некоторые технологические умения воспитания нравственно-этических чувств младшего школьника. Эти умения применяются в практической деятельности только при специальном нацеливании со стороны преподавателя.
Совершенствование системы знаний о сущности нравственно-этических чувств, этапы и формы организации процесса воспитания этого качества личности, решения учебных задач, направленные на развитие технологических умений формирование каждого компонента общекультурной компетентности младшего школьника, приводит к позитивным изменениям готовности студентов к этому процессу. А именно, студенты стремятся к совершенствованию технологических умений по формированию отдельных компонентов нравственно-этических чувств и всей личности младшего школьника в целом, пытаются осмыслить место нравственно-этических чувств в структуре личности индивида и ее значение для успешности осуществления деятельности в любой сфере.

Студенты четвертого – творческого уровня – осознают важность воспитания нравственно-этических чувств, как качества личности, успешности профессиональной и непрофессиональной деятельности индивида. Они стремятся не только усвоить знания, предлагаемые преподавателем, но углубить и систематизировать их, изучая дополнительную научную литературу и публикации, посвященные педагогическим исследованием культурного направления.
Знание сущности, структуры нравственно-этических чувств и дидактических средств их формирования глубокие, целостные, систематические, осознанно применяются для воспитания нравственно-этических чувств у младших школьников.

Выделение уровней дало возможность спроектировать гипотетическую косвенную шкалу измерения готовности студентов к воспитанию нравственно-этических чувств младших школьников, которая позволит эффективно решать задачи обеспечения становления готовности к формированию этого качества личности будущего учителя начальных классов. Рассмотрим таблицу.


Компоненты



Уро вни

Мотивационный

Содержательный

Технологично-рефлексивный

Критический

Нравственно-этические чувства не считаются необходимым качеством личности. Потребность в их воспитании отсутствует.

Знания о сущности воспитания нравственно-этических чувств не сформированы.

Технологические умения воспитания нравственно-этических чувств не развиты.

Ситуативный

Нравственно-этические чувства являются важным качеством личности только для достижения значимих результатов во внеурочной деятельности. Потребность в их воспитании выражена слабо.

Знания сущности нравственно-этических чувств младшего школьника, этапов их воспитания поверхностные, бессистемные.

Технологические умения воспитания нравственно-этических чувств мало розвиты, используются редко, при острой необходимости.


Деятельностный

Нравственно-этические чувства считаются важным качеством личности для успешности совершения профессиональной деятельности учителя начальних клас сов. Потребность в их воспитании во внеурочной деятельности не стойкая.

Знания сущности нравственно-этических чувств младшего школьника, этапов их воспитания во внеурочной деятельности глубокие, но не объединены в систему.

Развиты некоторые т ехнологические умения воспитания нравственно-этических чувств. Они используются для формирования нравственно-этических чувств только при специальном нацеливании преподавателя.

Творческий

Нравственно-этические чувства считаются важным качеством личности для успешности осуществления как профессиональной, так и не профессиональной деятельности учителя начальних клас сов во внеурочной деятельности. Потребность в их воспитании стойкая.

Знания сущности нравственно-этических чувств младшего школьника, этапов их воспитания во внеурочной деятельности глубокие, целостные, системные.

Технологические умения воспитания нравственно-этических чувств высоко развиты, применяются во внеурочной деятельности целенаправленно и систематически.



Наблюдения за студентами и обобщение опытных данных привели нас к необходимости выделить еще один, «отрицательный» уровень становления готовности к воспитанию нравственно-этических чувств во внеурочной деятельности, который в представленной классификации получил название «дезадаптивного уровня». Этот уровень характеризуется отсутствием у студентов стремления к освоению педагогической профессии, профессиональной направленности, мотивации учебно-педагогической деятельности, отсутствием потребности в усвоении знаний по применению их во внеурочной деятельности.
Вместе с тем, студенты могут овладеть определенным уровнем знаний по проведению внеурочной деятельности и методики преподавания младшим школьникам, набором технологических умений и навыков. Однако нейтральное отношение к педагогической профессии влечет за собой отсутствие потребности в формировании нравственно-этических чувств во внеурочной деятельности, в усвоении знаний их сущности и этапов воспитания. Основной мотив поведения в учебном процессе ВУЗОВ – избежание неприятностей. Способность к рефлексии выражена слабо.

Таким образом, сделаем вывод, что подготовка будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственно-этических чувств во внеурочной деятельности – это сознательно организованный и управляемый процесс. Модель этого процесса имеет практико-ориентированный характер и реализует идею воспитания младшего школьника как «человека современной культуры» в системе взаимосвязанных составляющих (цель, подходы, принципы, функции, компоненты готовности, содержательное наполнение, механизм реализации, дидактические средства, результат) и служит основой для целенаправленного формирования исследуемого феномена. 
Эффективность предлагаемой модели и разработанной на ее основе программы экспериментального обучения подтверждается результатами формирующего эксперимента.