Этапы урока | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование |
Актуализация знаний | Опора на вопросы перед параграфом, вопросы на изученный ранее материал. | Вспоминают изученный ранее материал (различные приемы: устно, выполнение заданий, практическая работа и т.д.) | Опорные сигналы, схемы, таблицы, план действий: 1. … 2. … 3. … |
Создание проблемной ситуации Формулированиепроблемы | Обращается к ученикам с вопросами (заданиями), которые создают у учеников ситуацию противоречия. Варианты: - между двумя предъявленными (выявленными в задании) фактами; - между научным фактом и обыденным представлением; - между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений - Какой у вас возникает вопрос (на основании выявленного противоречия)? Что нам сегодня предстоит выяснить? | Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие, проговаривают и осознают его. Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах. | Например, на доске фиксируются словами (символами) два противоречащих факта. Основной вопрос (проблема) записывается как тема урока |
Выдвижение гипотез | - Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? | Предлагают свои версии (принимается любая) | Можно записать все выдвинутые гипотезы |
Открытие нового знания | В соответствии с первым пунктом намеченного плана урока дается задание по обсуждению новых знаний, проверяются предположения детей (с помощью параграфа, опыта, наблюдений, практической работы и т.д.) | Выполняя это задание, ученики открывают новые знания | Ответы, содержащие решение учебной проблемы, фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков, символов и т.п. |
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопрос урока мы можем дать? (задания по остальным пунктам плана) Важно при этом: 1. - чередовать формыработы: Индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2. — предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь; | Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | |
Применение нового знания | - Используя свои новые знания… (дается задание на продуктивное применение — рассказ, афоризм, схема, рисунок, таблица и т.п.) | (Выбирают) и выполняют задание | Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы. |
Итог урока Вывод по проблеме. Оценивание. Домашнее задание. | - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? - Чьи версии подтвердились? - Как оцените свою работу? | Обобщают, делают выводы по проблеме Самоанализ, самооценка. | Запись домашнего задания. |