Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Демидова Смоленской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Обществознание
в тестовом режиме»
Направление: общеинтеллектуальное
(для обучающихся 8 класса)
Разработчик:
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 2 г. Демидова
Борисенкова Ю.Н.
2018-2019 уч. год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми документами:
Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р), методические рекомендации по внеурочной деятельности (утверждены 18 августа 2017).
Модифицированная программа разработана на основании рабочей программы Л.Н. Боголюбов «Обществознание. 8 класс». М., Просвещение, 2016 г.
ЦЕЛЬ программы – обеспечить целенаправленную и качественную подготовку учащихся к аттестации в форме ОГЭ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие
Развивающие
формировать умения выполнять задания повышенной сложности.
формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
Воспитательные
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на обязательный минимум содержания образования по обществознанию для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Данная программа не входит в Учебный план общеобразовательной организации и реализуется мною посредством волонтерской деятельности, в рамках функционирования на базе школы «Коворкинг-центра» («Клуб по интересам»).
Новизна программы заключается в том, что в ней оптимальным образом сочетаются теоретические занятия и практические работы, направленные на всестороннюю и системную подготовку к ОГЭ по обществознанию.
Актуальность программы определена тем, что ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными обучающимися.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что программа курса ориентирована на повторение и систематизацию знаний по обществознанию.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Сроки проведения | Темы | Всего часов |
1 | Сентябрь | Введение. ОГЭ по обществознанию: структура и содержание КИМов. | в зависимости от желания учителя и обучающихся: от 1 до 2 часов на каждое занятие. |
2 | Октябрь | Личность и общество |
3 | Ноябрь | Личность и общество |
4 | Декабрь | Сфера духовной жизни |
5 | Январь | Сфера духовной жизни |
6 | Февраль | Социальная сфера |
7 | Март | Социальная сфера |
8 | Апрель | Экономика |
9 | Май | Экономика |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название темы | Содержание теоретического занятия | Содержание практического занятия |
Введение | Основной государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. Знакомство учащихся со структурой ОГЭ, кодификатором, спецификацией. | 1. Знакомство учащихся с демоверсией, структурой и содержанием письменной экзаменационной работы, принципами отбора и расположения заданий в экзаменационной работе, уровнями сложности заданий. |
Личность и общество | 1. Что делает человека человеком. 2. Человек, общество, природа. 3. Общество как форма жизнедеятельности людей. 4. Развитие общества. 5. Как стать личностью. | 1. Алгоритм выполнения тестовых заданий (пошаговые инструкции) 2. Решение тестовых заданий |
Сфера духовной жизни | 1. Сфера духовной жизни. 2. Мораль. 3. Долг и совесть. 4. Моральный выбор – это ответственность. 5. Образование. 6. Наука в современном обществе. 7. Религия как одна из форм культуры | 1. Решение тестовых заданий 2. Решение тестовых заданий, работа с текстом |
Социальная сфера | 1. Социальная структура общества. 2. Социальные статусы и роли. 3. Нации и межнациональные отношения. 4. Отклоняющееся поведение. | 1. Решение тестовых заданий 2. Решение тестовых заданий, работа с текстом |
Экономика | 1. Экономика и ее роль в жизни общества. 2. Главные вопросы экономики. 3. Собственность. 4. Рыночная экономика. 5. Производство – основа экономики. 6. Предпринимательская деятельность. 7. Роль государства в экономике. 8. Распределение доходов. 9. Потребление. 10. Инфляция и семейная экономика. 11. Безработица, ее причины и последствия. 12. Мировое хозяйство и международная торговля. | 1. Решение тестовых заданий 2. Решение тестовых заданий, работа с текстом |
Итоговое обобщение | Материал курса «Обществознание» 8 класс | Решение демонстрационного варианта ОГЭ (упрощенная форма) |
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Программа адресована подросткам 14-15 лет.
В программе учитываются возрастные особенности детей. Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.
Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.
Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Условия набора: принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).
Наполняемость группы: 10 человек.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 год
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма организации образовательной деятельности обучающихся - групповая.
Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, т.е. 2 часа в неделю (64 часа в год).
Программа предполагает организацию только аудиторных занятий (64 занятия). Аудиторные занятия проводятся в следующих формах: учебное занятие, дискуссия, тренинг.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование тестов | Количество |
1. Что делает человека человеком. 2. Человек, общество, природа. 3. Общество как форма жизнедеятельности людей. 4. Развитие общества. 5. Как стать личностью. | Каждый тест – 10 экземпляров.
|
1. Сфера духовной жизни. 2. Мораль. 3. Долг и совесть. 4. Моральный выбор – это ответственность. 5. Образование. 6. Наука в современном обществе. 7. Религия как одна из форм культуры |
1. Социальная структура общества. 2. Социальные статусы и роли. 3. Нации и межнациональные отношения. 4. Отклоняющееся поведение. |
1. Экономика и ее роль в жизни общества. 2. Главные вопросы экономики. 3. Собственность. 4. Рыночная экономика. 5. Производство – основа экономики. 6. Предпринимательская деятельность. 7. Роль государства в экономике. 8. Распределение доходов. 9. Потребление. 10. Инфляция и семейная экономика. 11. Безработица, ее причины и последствия. 12. Мировое хозяйство и международная торговля. |
Итоговое тестирование «Обществознание» 8 класс |
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы
Учащийся должен знать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- значение правовых норм и демократических ценностей;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- различные подходы к исследованию роли экономики в развитии человека и общества;
- основные социальные институты и процессы;
Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы
Учащийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- отвечать на поставленные вопросы кратко и точно;
- писать план по заданной теме;
- аргументировать собственную позицию при создании эссе;
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы
Учащийся должен использовать полученные знания и умения для:
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Основной способ определения результативности усвоения учебного материала – тестирование (промежуточное и итоговое).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- индивидуальное тестирование.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. С.В. Краюшкина. Тесты по обществознанию. 8 класс. Изд. «Экзамен», 2018 г.
2. П.А. Баранов. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс. М., ООО» Издательство АСТ», 2016 г.
3. Е.Н. Калачева. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ОГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. М., Экзамен, 2017 г.
Для обучающихся:
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.
2. http://gia.edu.ru/ru/ - Официальный информационный портал.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.
3. https://math-oge.sdamgia.ru – информационный портал для подготовки к ОГЭ.
4. http://sait-ege-gia.ru – сайт для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.