СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль № 1 основные понятия в конструировании одежды

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного модуля "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ"

Просмотр содержимого документа
«Модуль № 1 основные понятия в конструировании одежды»

МОДУЛЬ № 1


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В КОНСТРУИРОВАНИИ

ОДЕЖДЫ



    1. Информация модуля


Тема: основные понятия в конструировании одежды.


Цель: изучить терминологию и определения, применяемые в учебном пособии и необходимые при обмене теоретическими зна­ниями и практическим опытом между специалистами в области конструирования одежды.


Содержание: учебная информация о задачах швейника, занимающегося индивидуальным производством одежды, и справочный материал, используемый в учебном пособии. Термины и определения приведены в соответствии с Единой методикой конструирования одежды (ЕМКО).


Задание: осмыслите каждое определение, поймите и выучите.

Обучающийся должен:

знать терминологию по конструированию одежды;

уметь применять терминологию по конструированию одежды при обмене специальными знаниями и опытом в процессе производства одежды.



1.2. Задачи в конструировании одежды


Основные задачи предмета «Конструирование одежды» состоят в том, чтобы обучающиеся получили глубокие и прочные теорети­ческие знания и практические навыки в последовательном проведение порядка работ по созданию конструкции одежды в соответствии с определенной формой модели.

Швейник, занимающийся индивидуальным изготовлением одежды должен:

разбираться в направлении моды;

дифференцированно подходить к выбору модели для заказчи­цы с учетом построения ее фигуры и возраста;

уметь анализировать модель и определять, какими конструк­тивными способами и приемами решены силуэт, форма, покрой и декоративно-конструктивные элементы;


знать основы морфологии и антропологии при изготовлении одежды;

получить навыки измерения фигуры;

знать методику конструирования одежды;

с помощью расчетных формул и графических приемов созда­вать конструкцию достаточной точности, чтобы обеспечить изго­товление одежды с одной примеркой или без примерки;

умело применять полученные знания и навыки на практике в процессе изготовления одежды.

Внимание! Будущий профессионал прежде всего должен изу­чить основы конструирования одежды.


1.3 Понятие об одежде


Вид одежды — швейные изделия, объединенные в самостоя­тельную группу по определенным признакам, сходные по назна­чению и близкие по модельно-конструктивному решению. Напри­мер, верхняя одежда включает в себя пальто летнее, пальто деми­сезонное, пальто зимнее, полупальто, жакет и т.п.

Внешняя форма фигуры — очертание тела человека при естест­венном вертикальном положении.

Деталь одежды — цельнокроеная или состоящая из элементов часть швейного изделия — перед, спинка, бочок, рукав, ворот­ник, левая и правая половинки брюк, заднее и переднее полотни­ща юбки и т. п.

Модель одежды — объемная форма изделия, представляющая собой воплощенный в материале эскиз. Она характеризуется опре­деленными размерами, силуэтом, покроем, композиционным и конструктивным решениями и декоративно-конструктивными эле­ментами.

Одежда — изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и связи человека с окружающей социальной и материальной средой.

Развертка деталей одежды — развернутая на плоскости поверх­ность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры, конструктивные прибавки к данным измерениям и тех­нологические припуски.

Форма одежды — внешнее очертание, конфигурация и простран­ственная структура модели, которые она принимает на фигуре че­ловека (манекене) в определенный момент времени. Одежда не может иметь устойчивой формы.

Эскиз модели — рисунок, образно выражающий художествен­ную идею выбранного объекта, может быть выполнен в различном технике.





1.4. Методика конструирования одежды


Изготовление одежды по индивидуальным заказам основано на Единой методике конструирования одежды (ЕМКО), созданной Центральной опытно-технической швейной лабораторией (ЦОТШЛ) на базе Единой методики конструирования одежды, разработан­ной Центральным научно-исследовательским институтом швей­ной промышленности (ЦНИИШП). Отличительными особенно­стями методики ЦОТШЛ от методики ЦНИИШП являются:

замена отдельных расчетных формул измерением фигуры или некоторое упрощение формул;

применение измерений фигуры, учитывающих особенности телосложения в конструкциях изделий;

возможность получения модных линий и кроя без принципиальной перестройки чертежа конструкции;

разделение работ по созданию модельной конструкции на три взаимосвязанных этапа:

разработка основы конструкции одежды;

разработка базовой конструкции одежды, учитывающей вид

и силуэт модели, направление моды;

разработка модельной конструкции, в которой на основе ба­зовых (силуэтных) стилевых решений вводятся различные декоративные, декоративно-конструктивные элементы, не страгивающие основных конструктивных узлов формы.

Индивидуальное производство одежды — изготовление одежды по заказу конкретного человека на предприятии, работающем с населением. Главная цель такого производства — создавать одежду различной сложности, на любую фигуру, в соответствии с новы­ми направлениями моды, отвечающую духовным и материальным потребностям каждого человека.

конструирование — это процесс создания конструкции какого-либо предмета.

Массовое (промышленное) производство одежды — изготовление одежды на промышленном предприятии по заказам торговых пред­приятий, рассчитанной на массового потребителя по стандартным

размерам типовых фигур.

Метод конструирования одежды — прием или способ разработки чертежей конструкции деталей одежды по определенным правилам.

Методика конструирования деталей одежды — совокупность при­емом и способов разработки чертежей конструкций деталей одежды по

определенным принципам.

Основы конструирования одежды — базовый процесс, раскрывающий содержание и последовательность выполнения работ по разработке основ конструкций одежды, а именно:

изучение и учет особенностей внешней формы тела;

характеристика размерных признаков типовой и конкретной фигур;

определение прибавок и технологических припусков для созда­ния исходной силуэтной формы модели;

выполнение расчета и построение чертежа основы конструк­ции одежды по алгоритму на типовую и конкретную фигуры.


1.5. Основа конструкции одежды


Базовая конструкция одежды — совокупность взаимосвязанных конструкций деталей, разработанных в соответствии с видом и силуэтом одежды. Служит для создания модельных конструкций, имеющих одинаковые признаки по внешнему виду и способам соединения деталей одежды.

Конструкция — это строение, структура, устройство чего-либо.

Конструкция одежды — совокупность взаимосвязанных конструк­ций деталей одежды определенных конфигураций и размеров, а также способы соединения деталей для получения заданной формы модели.

Модельная конструкция одежды — графическое изображение кон­струкций всех деталей, содержащее необходимые данные для изготов­ления определенной модели в соответствии с эскизом, размерами тела, прибавками к измерениям фигуры на свободу, толщину паке­та материалов, технологическими припусками и модными прибавка­ми. Служит для разработки производственных чертежей (шаблонов).

Основа конструкции одежды — исходная база для разработки конструкций деталей определенных конфигураций и размеров, единая для одежды любого вида и ассортимента. Она включает в себя порядок расчета и построения чертежа основы конструкции, устанавливает взаимосвязь конструктивных отрезков чертежа с из­мерениями фигуры и минимальными прибавками, соответствует внешней форме тела человека (манекена) и обеспечивает правиль­ную посадку изделия на фигуре.

Основа конструкции одежды изучается единожды, так как дей­ствует длительный период времени, пока не появятся принципи­ально новые решения, усовершенствующие методику, и является единой для построения исходных чертежей конструкций одежды.


1.6. Понятие о чертеже


Чертеж — графический конструкторе кип документ, содержа­щий в зависимости от назначения данные, определяющие:

конструкцию изделия;

конфигурацию линий;

размеры;

взаимное расположение составных частей;

сведения для изготовления и контроля качества изделия.



Чертеж основы конструкции одежды — графическое изображе­ние деталей определенных конфигураций и размеров на плоско­сти, соответствующее внешней форме тела человека (манекена), устанавливающее взаимосвязь конструктивных отрезков и приба­вок для обеспечения жизнедеятельности человека и его комфорт­ного состояния. Не учитывает в конструкции влияние модных де­коративно-конструктивных прибавок. Обеспечивает правильную посадку изделия на фигуре. Используется как основа для разработ­ки базовых и модельных конструкций одежды.

Чертеж базовой конструкции одежды — графическое изображе­ние деталей определенных конфигураций и размеров на плоско­сти, устанавливающее взаимосвязь измерений фигуры и конструктивных прибавок на динамику, толщину пакета материалов, модельные особенности, технологию припусков на уработку с конструктивными отрезками. Соответствует определенному виду и силуэту одежды, является базой для разработки модельных конструкций с одинаковыми признаками.


1.7. Конструктивные элементы


Конструктивный отрезок — кратчайшее расстояние между дву­мя точками на чертеже конструкции изделия, рассчитанное по формуле, включающей в себя измерения фигуры, прибавки к изме­рениям, технологические припуски и модельные особенности из­делия, и определяющее размеры деталей одежды.

Конструктивный участок — определенного размера поверхность на чертеже конструкции, состоящая из совокупности точек, линий отрезков. Каждый конструктивный элемент — это и конструктивный участок.

Конструктивный элемент - элемент конструкции одежды, участвующий и разработке формы модели. Это могут быть точка, линия, отрезок или участок чертежа основы конструкции одежды.

Формула конструктивного отрезка — это расчетная формула, которая может состоять из взаимосвязанных с помощью математических и условных знаков размерных признаков; прибавок к этим признакам, участвующих в создании определенной формы модели; технологических припусков, учитывающих свойства материала, технологию изготовления и модельные особенности изделия.


1.8. Конструктивные точки и линии


Биссектриса угла - полупрямая (луч), исходящая из вершины угла и делящая его пополам.




Боковые линии — это линии, расположенные на участках черте­жа конструкции деталей одежды, соответствующие линиям на бо­ковой поверхности тела человека.

Вертикальная линия на чертежном листе — это линия, парал­лельная боковым краям прямоугольного листа бумаги.

Вершина — самая высокая точка конструктивного участка на чертеже конструкции детали одежды или самого чертежа.

Вогнутая линия — это линия, имеющая прогиб внутрь овальной формы.

Вспомогательные линии — это линии, которые служат для пост­роения сложных конструктивных участков чертежей деталей одеж­ды. Это прямые, перпендикулярные, параллельные, горизонталь­ные, вертикальные линии; биссектрисы углов; прямые углы, дуги; линии сопряжения; плавные выпуклые, вогнутые, выпукло-вогну­тые и другие кривые линии.

Выпуклая линия — это линия, имеющая прогиб наружу оваль­ной формы.

Горизонтальная линия на чертежном листе — это линия, парал­лельная верхнему (нижнему) краю прямоугольного листа бумаги.

Дуга — часть окружности, проведенная заданным радиусом из определенной точки как из центра.

Исходные конструктивные линии — это линии, которые служат для построения начальных горизонтальных и вертикальных линий чертежа основы конструкции, определяют габаритные размеры одежды и членение чертежа на конструктивные участки.

Конструктивные точки — точки пересечения конструктивных ПИНИЙ, отрезков, определяющие их границы или чертежа. Различа­ем основные точки, соответствующие антропометрическим точкам фигуры; вспомогательные точки, участвующие в построении конструктивных линий и отрезков чертежа.

конструктивные линии — исходные и контурные линии, служа­щие для построения чертежа конструкции деталей одежды. Изменение конфигурации конструктивных линий влечет за собой изменение формы изделия.

Контурные линии — это линии, которые служат для обозначения границ внешней формы разверток деталей одежды.

Линия - геометрическая фигура, определяющая границу, очертания контура, направление, уровень, графическую конфигурацию деталей одежды и т.п.

Линия низа — это линия, расположенная на участке чертежа конструкции деталей одежды и соответствующая контурной линии нижнего края деталей одежды.

Параллельные линии — это линии, расстояние между которыми по всей длине равно одной и той же величине.

Перпендикулярные линии — это линии, построенные под углом 90 к другу.


Плавная кривая линия — это линия, конфигурация которой мо­жет иметь прогиб наружу и внутрь овальной формы.

Прогиб — контурная линия овальной формы, отклоненная на некоторое расстояние от прямой линии.

Прямая — линия, определяющая кратчайшее расстояние между двумя точками.

Прямой угол — это угол, образованный пересечением двух ли­ний, равен 90°.

Радиус — отрезок, равный кратчайшему расстоянию от центра до любой точки окружности.

Сопряжение — плавный переход от прямой линии к овальной.

Уровень — условная прямая линия, лежащая горизонтально в плоскости. Вместе с плоскостью является границей высоты како­го-либо участка.


Контрольные вопросы


  1. Что такое вид одежды?

  2. На чем основано изготовление одежды по индивидуальным заказам?

  3. Что включают в себя основы конструкции одежды?

  4. Какие конструктивные элементы одежды вы знаете?

  5. Назовите основные конструктивные точки и линии чертежа конструкции деталей одежды.