СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль к программам повышения квалификации для начинающих педагогов "Организация методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования (для начинающих педагогов)"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша образовательная организация победила в конкурсе модулей к программам повышения квалификации, который проводился Институтом открытого образования Архангельской области. Представленный нами модуль поможет молодым и начинающим педагогам разобраться в особенностях методической работы учителя в условиях реализации ФГОС.  

Просмотр содержимого документа
«Модуль к программам повышения квалификации для начинающих педагогов "Организация методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования (для начинающих педагогов)"»


Заявка

на участие в конкурсе модулей к программам повышения квалификации.



Образовательная организация муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 55» имени А.И. Анощенкова

город/район: г. Архангельск

адрес: 163025 г. Архангельск, ул. Пионерская, д.82, корп.1

телефон/факс: (8182) 638-139

адрес электронной почты: adm.55@mail.ru

Наименование модуля: Организация методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования (для начинающих педагогов)


Фамилия, имя, отчество (полностью) разработчиков модуля

Занимаемая должность

Образование


Стаж работы


Категория

Моисеева Екатерина Юрьевна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 55

Высшее

16

Соответствует занимаемой должности

ФИО ответственного за реализацию программы модуля

Контактная информация

Моисеева Екатерина Юрьевна

[email protected]; 8-905-873-5125

Фамилия, имя, отчество сотрудников (полностью), участвующих в реализации модуля

Занимаемая должность

Образование

Стаж работы

Категория

Ларионова Светлана Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Высшее

25

Высшая

Швецова Мария Юрьевна

Учитель начальных классов

Высшее

25

Первая

Салкова Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания

Высшее

16

Высшая



В случае победы в конкурсе даем согласие на внесение модуля в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и реализацию его в рамках курсовых мероприятий для работников сферы образования региона.


«23»декабря 2014 г. /_______________________/ С.А. Артюгина

М.П.

исполнитель: Е.Ю. Моисеева

телефон: 638-153


МОДУЛЬ Организация методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования (для начинающих педагогов)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА МОДУЛЯ

Категория обучаемых: начинающие педагоги образовательных организаций (со стажем работы до 3 лет)

Цель: формирование у слушателей целостного представления о методической работе учителя в условиях реализации ФГОС

Планируемые результаты:

  • составлять циклограмму индивидуальной методической работы

  • составлять примерный план работы по теме самообразования

  • анализировать структуру рабочих программ учебных предметов

  • иметь представление о формах инновационно-методической работы учителя

  • иметь представление о формах научно-методической работы учителя

  • разработать примерные критерии эффективности индивидуальной методической работы учителя

Ключевые понятия модуля: методическая работа, циклограмма, самообразование, рабочая программа, инновационно-методическая работа, научно-методическая работа.


Учебно-тематический план

п/п

Название тем модуля

Трудоемкость

(количество часов)

в том числе

Форма аттестации

лекции

практические занятия

1

Нормативно-теоретические основы методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования. Направления методической работы учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55 г. Архангельска)

1

1


Фиксация тезисов

2

Организационно-методическая работа учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55)

2


2

Составление циклограммы методической работы

Анализ структуры рабочих программ учебных предметов

3


Самообразование учителя

1


1


Составление примерного плана самообразования


4

Инновационно-методическая работа учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55)

1

1


Фиксация тезисов


5

Научно-методическая работа учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55)

2

1

1

Фиксация тезисов

6

Итоговая аттестация

Круглый стол с участием учителей МБОУ СОШ № 55 «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»

1


1

Участие слушателей в работе круглого стола


Итого:

8

3 час.

5 час.





































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

Тема 1. Нормативно-теоретические основы методической работы в условиях реализации ФГОС общего образования. Направления методической работы учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55 г. Архангельска) (1 час, из них лекции – 1 час)


Понятие «методическая работа». Цели и задачи методической работы. Особенности методической работы в условиях введения и реализации ФГОС общего образования: принципы, структура и содержание методической работы. Нормативно-правовые основы методической работы учителя в условиях реализации ФГОС общего образования: анализ документов федерального, регионального и институционального уровня.

Направления методической работы учителя: организационно-методическая работа (организация индивидуальной методической работы, планирование работы на диагностической основе, методическое обеспечение индивидуальной методической работы, определение путей решения педагогических проблем и затруднений, работа по изучению, обобщению и пропаганде педагогического опыта, изучение Порядка аттестации с целью установления квалификационных категорий, работа по созданию портфеля достижений), разработка рабочих программ учебных предметов; учебно-методическая работа (разработка методических рекомендаций, памяток и т.п., отслеживание результатов образовательного процесса, работа по изучению и реализации темы самообразования), инновационно-методическая работа (внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий; разработка, защита и реализация педагогических проектов; защита и реализация авторских методик и т.п.); научно-методическая работа (непрерывное изучение достижений педагогической науки; проведение научно-исследовательской работы; публикация в изданиях различного уровня, в сети Интернет; сотрудничество со средними и высшими профессиональными учебными заведениями; организация работы научного общества учащихся и т.п.).


Тема 2. Организационно-методическая работа учителя (2 часа, из них практические занятия – 2 часа)


Порядок аттестации с целью установления квалификационной категории (первой или высшей) – основа проектирования методической работы учителя и формирования портфолио достижений.

Понятие циклограммы. Циклограмма методической работы учителя – один из способов планирования индивидуальной методической работы.

Портфолио достижений учителя. Структура портфолио достижений. Формирование портфолио достижений.

Рабочая программа – один из аспектов организационно-методической работы учителя. Понятие «рабочая программа». Нормативно-правовые основы разработки учителем рабочей программы. Структура рабочей программы в соответствии с ФГОС общего образования. Рекомендации по разработке рабочей программы учителя.

Опыт организационно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: циклограмма методической работы учителя начальных классов; портфолио достижений учителя; проектирование рабочей программы учебного предмета.


Задание для практической работы: спроектировать примерную циклограмму методической (цель: научиться проектировать примерную циклограмму методической работы);


Задание для практической работы: анализ структуры рабочей программы учителя в соответствии с предъявляемыми требованиями (цель: изучить структуру рабочей программы учителя).


Тема 3. Самообразование учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) (1 час, из них практические работы – 1 час)


Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста учителя. Условия эффективности процесса самообразования: реализация потребности педагога к собственному развитию и саморазвитию, владение способами самоанализа педагогической деятельности, способность к рефлексии, готовность к педагогическому творчеству, осуществление взаимосвязи личностного и профессионального развития. Направления самообразования: профессиональное (предметное), психолого-педагогическое, методическое, информационное, коммуникативное, личные компетентности. Формы самообразования: индивидуальные (стажировка, курсовая подготовка, посещение уроков, собеседование с экспертом, наставником, и т.п.); групповые (педагогические и методические советы, семинары, творческие отчеты, различные методические формирования, конкурсы профессионального мастерства и т.п.). Результаты самообразования: повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; разработка новых форм, методов, приемов обучения; выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; разработка и проведение открытых уроков; создание комплектов педагогических разработок; обобщение опыта по исследуемой теме.

Опыт учебно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: разработка плана работы по самообразованию учителя русского языка и литературы.

Задание для практической работы: составить примерный план самообразования учителя (цель: научиться планировать работу по самообразованию)



Тема 4. Инновационно-методическая деятельность учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55)


Понятие «инновационная деятельность человека». Инновационная методическая деятельность учителя. Этапы инновационно-методической деятельности: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно внедрение, включая пробное использование новшества; длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Формы инновационно-методической деятельности: рабочие и творческие группы, мастер-классы, деловые игры, постоянно действующий семинар. Интеграция учебной, проектной, исследовательской и творческой деятельности.


Опыт инновационно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: организационно-методическое сопровождение молодых педагогов; рабочие и творческие группы учителей.



Тема 5. Научно-методическая деятельность учителя (из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 55) (2 часа, из них: лекции – 1 час, практические занятия – 1час)


Формы научно-методической деятельности учителя: непрерывное изучение достижений педагогической науки; проведение научно-исследовательской работы; публикация в изданиях различного уровня, в сети Интернет; сотрудничество со средними и высшими профессиональными учебными заведениями; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.


Опыт научно-методической деятельности учителей МБОУ СОШ № 55: организация исследовательской деятельности учащихся в МБОУ СОШ № 55; организация проектной деятельности учащихся в МБОУ СОШ № 55.


Тема 6. Итоговая аттестация. Круглый стол с участием учителей МБОУ СОШ № 55 по теме «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»



организационно-педагогические условия

ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс

Информационно-методические обеспечение:

  1. Презентация «Нормативно теоретические основы методической работы учителя в условиях введения и реализации ФГОС»

  2. Презентация «Самообразование учителя как фактор устойчивого профессионального роста учителя»

  3. Презентация «Рабочая программа учителя»


Список использованной литературы:

  1. Блохина, Е.В. Методическая работа: понятие, сущность, управление / Е.В. Блохина. - Курган, 2003. 34 с.

  2. Голубева Л.В. Методическая работа в школе. Организация, планирование, анализ / Л.В. Голубева, И.Г. Норенко, Т.В. Хуртова, Т.А. Чегодаева. – Волгоград, издательство «Учитель»,

  3. Горбунова Т.С. Обновление системы методической работы в условиях введения ФГОС основного общего образования / Т.С. Горбунова // Справочник заместителя директора школы. – 2012. - № 10. – С. 39-49.

  4. Ильина Н.Ф. Организация методической деятельности на основе индивидуальных образовательных программ педагогов / Н.Ф. Ильина // Справочник заместителя директора школы. – 2010. - № 11. – С. 21 – 28.

  5. Копотева Г.Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. – 2011. - № 10. – С. 8-12.

  6. Лизинский В.М. О методической работе в школе / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с. ISBN 5-901030-55-9

  7. Логвинова И.М. Методическая компетентность педагогов в процессе реализации ФГОС / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Справочник заместителя директора школы. – 2013. - № 3. – С. 5-9

  8. Немова Н.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. – М.: Сентябрь, 1999. – 176 с.

  9. Организация методической работы в условиях внедрения стандарта второго поколения: серия Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС / под ред. Р.Г. Чуроковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2012. – 112 с. ISBN 978-5-49400-136-8

  10. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе»: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010. - С. 11.

  11. Ривкин Е.Ю. Методическая работа в современных условиях: серия Технологии управления современной школой. Компакт-диск. – Волгоград: Учитель, 2013.

  12. Ривкин Е.Ю. Система персональной работы с учителем / Е.Ю. Ривкин // Управление начальной школой. – 2009. - № 5. – С. 47-56.

  13. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Нормативно-правовое обеспечение: сб. материалов / сост. Е.В. Балагина; отв. за вып. С.А. Горячкова. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 82 с.

  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с. ISBN 978-5-392-10082-8


СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

ПО ПРОГРАММЕ МОДУЛЯ

Форма аттестации: выполнение практических заданий

Итоговая аттестация: участие в круглом столе «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»

Критерии оценки выполнения итогового задания:

  1. Активность слушателя

  2. Уровень аргументированности позиций

  3. Уровень речевой культуры

  4. Уровень владения профессиональной лексикой



оценочные материалы

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

Вопросы для проведения круглого стола по теме «Организация методической работы учителя – важный фактор успешной реализации ФГОС общего образования»:

  1. Эффективность индивидуальной методической работы.

  2. Условия эффективности индивидуальной методической работы учителя

  3. Критерии эффективности индивидуальной методической работы учителя




9