Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап. |
Приветствие. Круг радости. –Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. В исламе основное приветствие звучит так: «Ассаляму алейкум» — на арабском языке означает "мир вам". В ответ принято говорить: « Ва-алейкум ас-саля́м» — что означает "и вам мир". Давайте пожелаем мысленно друг другу и всем на земле мира и согласия. | 1. 1.Эмоционально настраиваются на работу. Создается положительный дружеский эмоциональный настрой. |
2. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. |
Определение темы урока и постановка задач. -Тему сегодняшнего урока вы сможете сформулировать, поняв смысл сунны (священное предание) которая исходит от пророка Ибрахима. В хадисе говорится: «Покуда для гостя накрыт стол, ангелы просят о прощении грехов хозяина». В другом варианте этот хадис звучит так: «В дом, в который не входит гость, и ангелы не входят».
О чем пойдет речь на уроке? Что мы узнаем нового на уроке? Чему научимся? Какие вопросы нам предстоит обсудить? Нужны ли вам эти знания? | 2. Слушают Дети отвечают на вопросы. Ставят перед собой задачи на урок: узнать, что такое гостеприимство; познакомимся с основными традициями гостеприимства в исламской культуре; познакомимся с основными правилами поведения в гостях и с гостями. |
3. Первичное усвоение новых знаний. |
-Тема урока ГОСТЕПРИИМСТВО, традиции гостеприимства в исламской культуре. Беседа « Что такое гостеприимство и что значит быть гостеприимным» Кто и когда приходит к вам в гости? Как встречают гостей в вашем доме? Как вы понимаете слово «гостеприимство»? Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? | Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями. |
4. Первичное закрепление. |
Словарная работа. В словаре Д.Н.Ушакова – дается следующее определение слова «гостеприимство» – это:«…радушие по отношению к гостям, любезный приём гостей. Информация по теме. А в исламе это еще древний обычай, которому следуют и сегодня. На Кавказе пожилые люди любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать». Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. В каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему. По традиции, первые 3 дня гостю не принято задавать вопросы: кто он, откуда и так далее. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. Защита жизни и здоровья гостя, а также его имущества возлагалось на хозяина дома. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак-чак, щирбет, липовый мед, душистый чай. | 4.Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём». Понимание слов «радушие», «любезный». 4.Дета слушают. Отвечают на вопросы. Понимание слова «благодать». Дети слушают. Высказывают свои мнения, думают над темой, вспоминают всю необходимую информацию, данные и факты. Формулируют традиции гостеприимства. |
5. Первичная проверка понимания |
5. Предложить прослушать притчу «Долг хозяина» Народ Туркестана славится своим гостеприимством, чувством собственного достоинства и страстной любовью к лошадям. У туркестанца по имени Анвар Бек был некогда великолепный и чрезвычайно легконогий, чистокровной породы конь. Не было такого человека, который не мечтал бы обладать этим конём, многие домогались его, но Анвар отказывался продавать коня, какую бы цену ему ни предлагали. И был у него друг, коновод, которого звали Якуб. Тот время от времени приходил к Анвару, надеясь выторговать у него коня. Но Анвар и слышать об этом не хотел. И вот однажды, прослышав, что у Анвара наступили тяжёлые времена, Якуб подумал: «А что как пойти к Анвару теперь? По нынешним временам он, конечно, согласится, ведь цена коня так велика, что, продав его, Анвар сразу сможет поправить свои дела». Не теряя ни секунды, Якуб отправился к другу. По обычаю той страны Анвар поприветствовал друга и, прежде чем приступить к обсуждению дел, пригласил гостя к столу, как того требовал закон гостеприимства. Вскоре им накрыли на стол, и они поели с величайшим удовольствием. Когда же Якуб наконец изложил цель своего прихода, бедный Анвар ответил: — Милый друг, теперь нам уже не о чем говорить. Гостеприимство — прежде всего. Ты пришёл ко мне в тяжёлые для меня времена, а не оказать тебе почтения я не мог, поэтому мне пришлось зарезать коня, чтобы было что поставить на стол и наилучшим образом исполнить долг хозяина. Провести беседу по данным по вопросам: Что было прежде всего для хозяина? Чего не пожалел для гостя хозяин? В чем же заключался долг хозяина? Работа в группах, выработка правил поведения в гостях и с гостями Вывод, обобщение | Дети слушают. Отвечают на вопросы, анализируют. Находят смысл притчи, формулируют, в чем состоит долг хозяина. Работа в группах. Выступление по группам |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Совместно с родителями подготовиться к проведению чаепития «Приходите в гости к нам» По группам: 1. приглашение и прием гостей (правила приема гостей, оформление) 2.накрытие стола, блюда (традиции, традиционные блюда) 3.развлечение гостей (стихи, песни, танцы) 4.интересные истории о гостеприимстве. | На основе подготовленного материала составляется сценарий внеурочного мероприятия , совместное чаепитие «Приходите в гости к нам». |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организует рефлексию. Детей поблагодарить за творческое сотрудничество на занятии.. | 7.1. Проводят рефлексию: - Мне понравился… - Я узнала… _Меня заинтересовало… -Мне еще нужно узнать… |