СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая находка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя педагогическая находка»

Детский сад «Родничок» СП МАОУ Южно-Дубровинской СОШ























Методическая разработка



«Формирование межполушарного взаимодействия

у детей младшего дошкольного возраста посредством

QR- технологии в работе с родителями»














Автор:

Смирнова Маргарита Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории

















Армизонское, 2022

Аннотация

Для достижения качественных результатов в работе с семьей должно быть организовано пространство для обмена информацией, которое наглядно, доходчиво пояснит, объяснит и ответит на все возникающие у родителей вопросы. В разработке даны методические рекомендации по формированию межполушарного взаимодействия, применению активного визуального предоставления информации в приемной, созданию QR-кода.

























































СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

4

2

Условия возникновения опыта

4

3

Этапы работы

5

4

Анализ работы с родителями с целью поиска новых нестандартных форм работы с ними.

5

5

Информационные технологии в работе с родителями

5

6

Активное визуальное предоставление информации в приемной

6

7

Методические рекомендации по применению Активного визуального предоставления информации в приемной.

7

8

Создание QR-кода

7

9

Заключение

8

10

Список используемых источников

9














































Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи, американский педагог, социолог


Необходимым условием полноценного развития дошкольников является взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют совместно и согласованно. Отстранённость многих семей от педагогического процесса наблюдается почти в каждом ДОУ.

Одной из главных причин является недостаточность элементарных психолого-педагогических знаний родителей и их нежелание разобраться в сложном мире ребёнка.

Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами. Эти требования закреплены в федеральных законах и других нормативных документах.

Таким образом, для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья должно быть организовано пространство для обмена информацией, которое наглядно, доходчиво пояснит, объяснит и ответит на все возникающие у родителей вопросы.

Цель:  Достижение более качественных результатов в работе с семьёй посредством QR-технологии; обеспечение участникам образовательных отношений открытости образовательного процесса.

В ходе реализации проекта поставлены следующие задачи:

- познакомить родителей группы с QR - кодом как средством информации;

- внедрить инновационную технологию QR-код в образовательное пространство для обмена информацией;

- повысить мотивацию родителей к использованию методов и приёмов по развитию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста средствами QR-технологии.

Планируемые результаты

Считаю, что реализация проекта влечет за собой:

- Высокую мотивацию родителей благодаря созданию нового пространства для обмена информацией;

- Минимизацию времени доступа к информации;

- Возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы;

- Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- Увеличение объема предоставляемой и используемой информации.


Условия возникновения опыта

Исследования ученых Лурия А.Р. и Выготского Л.С., педагога Трясоруковой Т.П. доказали, что у новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. По ряду причин у подавляющего большинства детей начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Именно поэтому первые 2-4 года играют важную роль как стартовый период в гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, что, по мнению ученых, приводит к увеличению эффективности работы мозга в 5 раз.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математиче­ское, знаковое), можно по­лагать, что нарушение межполушарной передачи информа­ции искажает познавательную деятельность детей.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое воспринимает мир в целом, получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, анализ, содержит в себе центры речи и критической оценки, т.е. является нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Наблюдая за детьми своей группы, я определила содержание обучения и наиболее адекватные методы и приемы по формированию межполушарного взаимодействия. Специальные игры и упражнения, подобранные мною, помогли без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению их на практике.

Этапы работы

На 1-ом подготовительном этапе

- Наблюдала за детьми в естественных условиях пребывания, т.е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.

- подбирала игры и упражнения в соответствии с возрастом детей,

- отрабатывала приемы и упражнения,

- пополняла и оснащала информационные и дидактические материалы, совместно с родителями изготавливала пособия;

На 2-ом этапе провела диагностику определения уровня развития межполушарного взаимодействия.

3-ий этап – это апробация методов, приёмов и пособий для развития межполушарного взаимодействия.

4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа. Для достижения наилучшего результата я обратилась к помощи родителей, составила для них рекомендации по формированию межполушарного взаимодействия у детей в разных видах деятельности.

Анализ работы с родителями с целью поиска новых нестандартных форм работы с ними.

Была проанализирована существующая система работы с родителями детей младшего возраста детского сада «Родничок» СП МАОУ Южно-Дубровинской школы. Результаты анализа показали:

1. Основу работы с родителями составляет обмен информацией о способах, методах, формах обучения детей; об их успехах и неудачах; о состоянии их здоровья в ДОУ и дома; о поведении ребенка в домашних условиях и т.д.

2. Большинство родителей не читают информацию на стендах в приёмной. Между тем, анализ памяти человека показывает, что в среднем он запоминает 1/5 части того, что услышит, 3/5 того, что увидит, и 4/5 того, что покажут и объяснят.

3. Более 90% родителей являются активными пользователями интернета. Большую часть информации о детском саде родители при поступлении детей в ДОУ получили на сайте МАОУ Южно-Дубровинской школы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для выполнения требований ФЗ «Об образовании» и ФГОС ДО необходимо перейти от пассивной формы передачи информации родителям к активной и использовать для этого все инструменты ИКТ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (цифровизация учебного процесса, в том числе дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, электронная библиотека).

Информационные технологии в работе с родителями

Сегодня применение ИКТ в образовательном процессе - одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения и воспитания, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" гласит:

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. за N 1155: I. Общие положения

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

5) сотрудничество Организации с семьей.

Диапазон применения ИКТ во взаимодействии с родителями широк:


Вкладка на сайте МАОУ Южно-Дубровинской школы «Детский сад «Родничок»

(On-line консультации родителей, статьи, презентации)

Медиа и Аудио интернет-библиотеки

Активное визуальное предоставление информации в приемной

Общение с родителями в мессенджере Вайбер

Проведение мастер-классов

Дистанционное обучение

Портфолио воспитателей на сайте «Мультиурок»

Группа «Топотушки» для родителей ВКонтакте


Плюсы взаимодействия с родителями с использованием ИКТ:

- Высокая мотивация родителей благодаря созданию пространства для обмена информацией и дискуссий;

- Наличие взаимопонимания между родителями и педагогами: родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе;

- Минимизация времени доступа к информации;

- Возможность продемонстрировать любые документы, фото и видео материалы;

- Обеспечение индивидуального подхода;

- Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

- Рост объема предоставляемой и используемой информации.


Активное визуальное предоставление информации в приемной

Ни для кого не секрет, что информацию в родительских уголках и на стендах служебной документации просматривает не более 15–17% родителей, да и то не регулярно. Следовательно, данную информацию надо доводить до родителей более активными способами.

Мир динамичен, он постоянно изменяется. И уже трудно себе представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации…

Успешность педагогического взаимодействия ДОО и семьи во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Одним из интерактивных средств общения являются QR-коды (Quick Response переводится как «быстрый ответ»), которые представляют собой миниатюрные носители данных. QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за несколько секунд получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Этот загадочный знак можно увидеть где угодно: в журналах, брошюрах, листовках и на визитных карточках, на упаковке продуктов и этикетках, на рекламных щитах.

Внедрение инновационной технологии QR-код для обмена информацией с родителями группы обеспечивает более качественное интерактивное взаимодействие. С помощью QR-код создаются различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты, заносится информация о различных объектах; используются QR-технологии в работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста.

Данный способ доведения информации предлагается внедрить в детском саду в приемных групп. Для этого на дверце шкафчика для раздевания ребенка размещается карман из прозрачной плёнки, в который вставляется карточка с изображением QR-кода различной тематики:

- рекомендации родителям;

- презентации;

- видеоотчеты об успехах детей;

- мастер-классы по организации игровой деятельности на дому;

- обучающие мультфильмы для детей;

- и другое.


Требования к активной визуальной информации:

- она должна быть активная, но комфортная

- размер карточки 5см х5 см, сам QR-код 3см х3 см;

- цветовая гамма карточки с QR-кодом может быть разного цвета в зависимости от направления/разделов/ категории информации (логоритмика – красный цвет, пальчиковая гимнастика – голубой, кинезиологические упражнения – зелёный, рекомендации родителям – жёлтый, Медиа и Аудио интернет-библиотеки - оранжевый)

- она должна меняться по мере необходимости.

Положительным моментом является то, что ребенок, увидев яркую картинку у себя на шкафчике, обращает внимание родителя, чтобы он отсканировал информацию.

После работы с полученной информацией должна быть обратная связь между воспитателем и родителем в форме фото-видео отчётов.


Методические рекомендации по применению активного визуального предоставления информации в приемной

В учебной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. В QR-коды можно занести информацию о различных объектах, что способствует созданию виртуальных библиотек и лабораторий, а также можно получить дополнительную информацию о музейном экспонате, считав код.

Закодировать можно:

• Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.

• Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.

• Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.

• Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения, предоставления рекомендаций до информационной справки.

• Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.

• IMAGE (JPG, PNG).

Для раскодирования информации используются различные приложения для смартфонов (QR Code Reader, QR Scanner, Сканер QR-кодов и другие). Большинство из них находятся в свободном доступе и являются бесплатными для установки. Чтобы прочитать QR код, необходимо запустить программу на мобильном устройстве, поднести его к коду, и получить информацию, заложенную в коде.


Как создать QR-код:

1. Скачать генератор QR – кодов; в любой поисковой системе (гугл, яндекс) можно набрать «генератор qr кода»;

2. Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать;

3. Ввести информацию, которую хотим закодировать;

4. Кнопка «Создать» и код готов;

5. Сохранить и подписать код.

Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.

Для работы она не требует доступа в Интернет. Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого в поисковике нужно ввести сочетания «распознать QR-код», «сканировать код».

Таким образом, в результате внедрения инновационной технологии QR-код в образовательное пространство для обмена информацией значительно повысилась мотивация родителей по использованию методов и приёмов по развитию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста средствами QR-технологии.


Все приложения по методической разработке можно найти на моём сайте Мультиурок.






































Список используемых источников

  • https://qr-online.ru

  • https://www.qrcode-monkey.com/ru/

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/01/26/kak-napisat-metodicheskuyu-razrabotku

  • https://www.maam.ru/detskijsad/rol-zamestitelja-zaveduyuschego-v-povysheni-kachestva-doshkolnogo-obrazovanija.html











10