Моя работа по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Воспитатель: Науменко С.В
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Сегодня ведущим принципом воспитания считаю воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции, основной целью которого является укрепление преемственности поколений. На мой взгляд главное – забота о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем. Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Влияние семьи огромно, без нее работа по воспитанию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
Исходя из актуальности этого направления, в нашем детском саду на протяжении нескольких лет одной из годовых задач является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей. Вся планируемая и проводимая работа направлена на решение основных задач патриотического воспитания дошкольников:
- создание предметно-развивающей среды патриотической направленности;
- организация разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду;
- к истории и природе родного края, города, страны;
-к культурному наследию своего народа;
- к героическому прошлому России.
Я осуществляю работу с детьми и сотрудничество с родителями по всем основным направлениям нравственно-патриотического воспитания.
Единство и целостность воспитательного процесса, установление преемственности между направлениями, задачами, содержанием и методами патриотического воспитания. Всё это в совокупности, приносит положительный результат в воспитании патриотизма у дошкольников.
Формирование духовно – нравственного отношения к семье.
Основа основ любого общества, государства – семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Родной дом - это сложное, многократное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растёт; атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких родственников, друзей. Поэтому формирование любви к семье, родному дому, городу в котором ребенок родился, по сути является первой ступенью патриотического воспитания человека.
Совместно с родителями мы организуем праздники: «День семьи, любви и верности» покровителями которого являются святые Петр и Февронья, «День матери», «23 февраля – день настоящих мужчин», совместные экскурсии, акции, круглые столы.
На современном этапе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, отчизна. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Любой край, город, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве.
Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.
Мы с вами живем в прекрасном уголке земли, который называется ПОЛУОСТРОВ КРЫМ.И как замечательно звучат слова крымской поэтессы Ольги Тимохиной
Мой Крым – татары и славяне!
Мы словно винограда гроздь.
Лоза надежды не увянет,
Пока мы вместе,
А не врозь.
Цветник народов (так уж вышло)
Посеял Бог на сей земле.
Здесь нет ни коренных,
Ни пришлых.
Равны,
Как травы на яйле.
Ведь Крым ,это особый регион, где проживают множество национальностей со своей культурой, традициями, обычаями, историей.
Положительного результатов ознакомлении дошкольников с историей родного края можно достичь только систематической работой. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе (городе), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
В своей работе по данному направлению использую разнообразные формы и методы:
Непосредственно образовательную деятельность (НОД): «Путешествие по Горному Крыму на Машине времени», «Моя Родина Крым», «Легенды горного Крыма», «История Бахчисарая « и др.
Игровая деятельность. Проводила сюжетно – ролевые игры: «Прогулка к горной реке Бельбек», «Поликлиника», «Путешествие по улицам Голубинки».
Проведение праздника: «День рождения села Голубинка». «Наврез»,»Пасха», «Масленница», .
Смотры - конкурсы, выставки детского творчества на тему: «Крым- мой дом родной».
Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
Беседы о родном городе и Родине: «Символика Крыма и России», «Достопримечательности Крыма».
Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. Обогащение и стимулирование детского творчества.
Создана развивающая среда - уголок краеведения в группе, создан мини-музей народов Крыма.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня села, города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Рекомендовала родителям вместе с детьми посетить краеведческий музей, провести экскурсию по известным местам села и района, а затем отразить свои впечатления от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов.
Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о героическом прошлом и людях родной страны. В первую очередь, следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Необходимо сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
По данному направлению я в своей работе использовала следующие формы и методы:
Организовала непосредственно – образовательную деятельность: «Салют Победе», «Путешествие по партизанским тропам» ,»Никто не забыт-ничто не забыто».
Проводила с детьми беседы по темам: «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран».
Совместно с детьми смотрели презентацию на тему: «Хроники военных лет», «Дети войны», обсуждали увиденное, делились впечатлениями.
Чтение и разучивание стихотворений о войне, прослушивание песен «День Победы», «Священная война».
Рисование на тему «Война глазами детей»
Сюжетно ролевые игры: «Госпиталь», «Военные действия», «Разработка плана атаки соперника».
Предложила родителям провести беседы с детьми о Великой Отечественной Войне и составить рассказ на тему: «Ветераны в нашей семье». Организовала вместе с родителями выставку «Бессмертный полк».
Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.
В процессе своей работы предпочтение отдаю таким технологиям как: технология музейной педагогики; проектная технология. На базе детского сада функционирует мини-музей «Мир старины». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! Можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей
У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.
Постепенно родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность. Воспитание отношения к Родине, способствует осознанию, формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ.