Мониторинг адаптации учеников в условиях внедрения ФГОС
Любой из важных переломных моментов школьной жизни связан с вхождением в новую социальную среду. В условиях перехода на новую систему стандартов сильно возрастает необходимость психологического сопровождения адаптационного периода учащихся. Главная отличительная особенность ФГОС – его направленность на переход системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой – воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками.
Нужно отметить, что и психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников также выходит на более современный уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных умственных действий (далее УУД). Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке учащегося, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.
Поступление в пятый класс – очень трудный и ответственный этап в жизни любого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями и разным стилем общения является ярким внешним показателем их взросления. Перед пятиклассником ставятся задачи нового уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Пока ребенок решает, как выстроить модель своего поведения на каждом уроке, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, знает, какой образовательный потенциал каждый ребенок накопил для дальнейшего роста. Принимая новый класс в основной школе, учитель – предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Исходя из этого, в работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их возраст, стремиться к созданию эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться,).
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Необходимо добиваться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счёт введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе за счёт расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5 классе средней школы учителями начальных классов и учителями-предметниками. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Стандарты задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. С целью отслеживания процессов развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1- 4 классов и для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса учителями и психологом школы проводятся различные мониторинги.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Они включают в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия. В сфере личностных УУД выделяются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.
1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа «Я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т. д.
3. Поведенческий уровень. Отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае эффективность будет значительно снижена. Создание специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода будет способствовать достижению следующей цели:
успешная адаптация учащихся 1, 5 классов к изменившимся условиям образовательной среды.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).
2. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
3. Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
4. Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп.
5. Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.
6. Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.
В процессе наблюдения за пятиклассниками можно выделить несколько важных моментов адаптационного периода, соблюдение которых, положительно влияет на эффективность организации их учебной деятельности, а именно:
- проверять готовность к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- проверять правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;
- начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;
- соблюдать культуру диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
- у доски приучать учащихся давать развернутый, полный ответ;
- сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.).
- уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта.
Как показывает педагогический опыт, наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Принцип активности ребенка позволяет решать задачи современного обучения наиболее оптимально. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся с этой точки зрения, очевидны еще и потому, что позволяют организовать для младших подростков игровой характер проведения занятий, включающий в себя и фактор интереса, и фактор состязательности и представляющий собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Ученик - в условия поиска, пробуждается интерес и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания. Результаты такой совместной деятельности учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Именно групповая деятельность способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Использование форм групповой работы подчинено основной задаче конкретного типа урока, подбор этих форм также определяется содержанием учебного материала, уровнем готовности класса, наличием времени. При этом обязательно необходимо учитывать возрастно-психологические особенности младших подростков, т.е. частую смену видов деятельности, наличие различных игровых приемов, разнообразие приемов и форм
В заключении хотелось бы заметить, что если учитель помнит о необходимости активизировать познавательную деятельность учащихся и, в то же время сохранять комфортные условия и ситуацию успеха ребенка в обучении, то такой современный творческий подход к проведению занятий будет непременно вызывать у ребят интерес к урокам, учащиеся пойдут на них с радостью, ведь каждый урок будет загадкой, разгадать которую невозможно, не побывав на нем.
Журнал «Практика образования», №1, 2012г. Статья «ФГОС. Что нужно знать педагогу, что родителю»
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Из-во «Просвещение», под редакцией А.Г. Асмолова, 2011г.
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами/ авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011