
В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от педагогов ДОУ нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения. Очевидно, что наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса по ранней профориентации дошкольников.
Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека. Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Свою работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» строят на основе основной образовательной программы дошкольного образования, по образовательному разделу «Социально-коммуникативное развитие»
Прежде чем начать работу по формированию позитивных установок у детей к различным видам труда и творчества педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» изучили характер и содержание представлений детей о труде взрослых.
Проведение исследования. С детьми 3-6 лет провели индивидуальную беседу: «Что такое профессия? (Детям младшего и среднего дошкольного возраста этот вопрос не задают.) Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»
Обработка данных. Результаты бесед оформили в таблицу:
Возраст детей | Значимость труда | Орудия труда | Процесс труда | Результат труда | Качества, необходимые для профессии |
Педагоги подсчитывают среднее число названных дошкольниками профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу.
Возраст детей | Пол | Среднее число названных профессий | Профессия |
3-4 года | Мальчики/Девочки | | |
4-5 лет | Мальчики/Девочки | | |
5-6 лет | Мальчики/Девочки | | |
6-7 лет | Мальчики/Девочки | | |
Примерное содержание представлений дошкольников о профессиях
Возраст детей |
3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Имеют представления о трудовых функциях медсестры, повара, воспитателя и некоторых орудий труда (кастрюля, сковородка, градусник и пр.). С помощью взрослого называют основные трудовые операции и действия (помощник воспитателя моет, убирает). Понимают, что взрослые заботятся о детях и других людей. | Имеют представления о процессе, орудиях труда и значение работы шофера, почтальона, продавца, мед – сестры, повара, воспитателя. Понимают структуру процесса труда (цель труда, материалы, инструменты). Знают, что для облегчения труда люди используют разнообразную технику. | Осознают общественную значимость результатов труда взрослых. Имеют полное представление о труде строителей (маляра, плотника), работников сельского хозяйства (животновода, овощевода), работников транспорта (шофера, водителя, машиниста). | Расширяются представления о труде взрослых: его содержаний, коллективном характере. Имеют представления о профессиях моряка, космонавта, эколога, работника банка, учителя, дизайнера, актёра и др. Складывается обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий. |
Главными критериями данной диагностики является:
Характер представлений о труде взрослых.
Отношение детей к труду взрослых.
Показателями характера представлений о труде взрослых является: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, речевых.
Далее педагогами проводилась форма работы с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей
Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
В результате проведенной диагностики было выявлено следующее
Высокий уровень –45%
Средний уровень –31%
Низкий уровень –24%
Такой показатель подтолкнул педагогов нашего ДОУ к составлению системы работы с включением разнообразных методов и средств формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Систематическую работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» осуществляли путем планирования деятельности в трех блоках: в непосредственно образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности и самостоятельной. Это непринужденная беседа, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии (традиционные и виртуальные), этюды, сказки, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики и другие.
Используя разнообразные методы, приемы и средства по формированию представлений о людях разных профессий с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» обеспечили развитие детского мышления, интерес к трудовой деятельности взрослых, преодоление в ребенке замкнутости, застенчивости и нерешительности. Для эффективной работы по формированию представлений о людях разных профессий педагоги нашего ДОУ сохранили стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка. Ребёнок стал партнером, как со своим воспитателем, так и со своими родителями, реализуя совместную работу по формированию представлений о людях разных профессий.
В результате проделанной работы педагоги заметили у детей проявление большого интереса к миру профессий и потребности к непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с той или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой, воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними.
Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде. Легко принимали участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. При необходимости находили предметы-заместители и использовали их в качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники. Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но развивали свои творческие способности, способствовали положительному отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в жизни людей.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к людям, к результатам труда.
Система педагогической оценки эффективности методов, приёмов и форм работы по расширению знаний дошкольников о профессиях подтверждает актуальность проделанной работы.
Результативность деятельности.
Высокий уровень –71%
Средний уровень –21%
Низкий уровень –8%
Таким образом, результаты внедренного нами опыта и отбор содержания образования на основе педагогической диагностики свидетельствует о положительных изменениях в представлениях детей о труде взрослых: дети знают направленность профессии и конкретные трудовые процессы, связанные с ней, понимают ценность труда людей разных профессий, переносят знания на собственную трудовую деятельность, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если педагог задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности.