СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ "Формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека. Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Если педагог задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ "Формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества"»




















В связи с изменениями, происходящими в последние годы в нашей жизни и нашем обществе, изменились требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемым к детям дошкольного возраста, которые требуют от педагогов ДОУ нового подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения. Очевидно, что наиболее рационально будет построена траектория образовательного маршрута ребенка на основе педагогической диагностики. На основе результатов диагностики определяется зона образовательных потребностей ребенка и соответственно осуществляется планирование образовательного процесса по ранней профориентации дошкольников.

Одной из важных задач образовательной области «социально-коммуникативное развитие» является формирование первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к труду, его роли в обществе и жизни каждого человека. Решающее значение для воспитания ценностного отношения детей к труду взрослых имеет их ознакомление с профессиями. Для этого очень важно уже в дошкольном возрасте показать детям многообразие профессий, их социальную значимость и на основе этих знаний воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Свою работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» строят на основе основной образовательной программы дошкольного образования, по образовательному разделу «Социально-коммуникативное развитие»

Прежде чем начать работу по формированию позитивных установок у детей к различным видам труда и творчества педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» изучили характер и содержание представлений детей о труде взрослых.

Проведение исследования. С детьми 3-6 лет провели индивидуальную беседу: «Что такое профессия? (Детям младшего и среднего дошкольного возраста этот вопрос не задают.) Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»


Обработка данных. Результаты бесед оформили в таблицу:


Возраст

детей

Значимость

труда

Орудия труда

Процесс

труда

Результат

труда

Качества,

необходимые для профессии

Педагоги подсчитывают среднее число названных дошкольниками профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу.


Возраст

детей

Пол

Среднее число названных профессий

Профессия


3-4 года

Мальчики/Девочки



4-5 лет

Мальчики/Девочки



5-6 лет

Мальчики/Девочки



6-7 лет

Мальчики/Девочки





Примерное содержание представлений дошкольников о профессиях


Возраст детей


3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет


6 – 7 лет

Имеют представления о трудовых функциях медсестры, повара, воспитателя и некоторых орудий труда (кастрюля, сковородка, градусник и пр.). С помощью взрослого называют основные трудовые операции и действия (помощник воспитателя моет, убирает).

Понимают, что взрослые заботятся о детях и других людей.

Имеют представления о процессе, орудиях труда и значение работы шофера, почтальона, продавца, мед – сестры, повара, воспитателя. Понимают структуру процесса труда (цель труда, материалы, инструменты). Знают, что для облегчения труда люди используют разнообразную технику.

Осознают общественную значимость результатов труда взрослых.

Имеют полное представление о труде строителей (маляра, плотника), работников сельского хозяйства (животновода, овощевода), работников транспорта (шофера, водителя, машиниста).

Расширяются представления о труде взрослых: его содержаний, коллективном характере.

Имеют представления о профессиях моряка, космонавта, эколога, работника банка, учителя, дизайнера, актёра и др. Складывается обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.




Главными критериями данной диагностики является:

  1. Характер представлений о труде взрослых.

  2. Отношение детей к труду взрослых.

Показателями характера представлений о труде взрослых является: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, речевых.

Далее педагогами проводилась форма работы с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ. Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.


Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей

  • Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

  • Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

  • Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.


Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

  • 1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

  • 2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

  • 3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

В результате проведенной диагностики было выявлено следующее

Высокий уровень –45%

  Средний уровень –31%

   Низкий уровень –24%

Такой показатель подтолкнул педагогов нашего ДОУ к составлению системы работы с включением разнообразных методов и средств формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Систематическую работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» осуществляли путем планирования деятельности в трех блоках: в непосредственно образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности и самостоятельной. Это непринужденная беседа, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии (традиционные и виртуальные), этюды, сказки, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики и другие.

Используя разнообразные методы, приемы и средства по формированию представлений о людях разных профессий с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, педагоги МБДОУ «Детский сад «Снежинка» обеспечили развитие детского мышления, интерес к трудовой деятельности взрослых, преодоление в ребенке замкнутости, застенчивости и нерешительности. Для эффективной работы по формированию представлений о людях разных профессий педагоги нашего ДОУ сохранили стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка. Ребёнок стал партнером, как со своим воспитателем, так и со своими родителями, реализуя совместную работу по формированию представлений о людях разных профессий.

В результате проделанной работы педагоги заметили у детей проявление большого интереса к миру профессий и потребности к непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с той или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой, воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними. 
Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде. Легко принимали участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. При необходимости находили предметы-заместители и использовали их в качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники. Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но развивали свои творческие способности, способствовали положительному отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в жизни людей. 
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к людям, к результатам труда.

Система педагогической оценки эффективности методов, приёмов и форм работы по расширению знаний дошкольников о профессиях подтверждает актуальность проделанной работы.


Результативность деятельности.

   Высокий уровень –71%

  Средний уровень –21%

   Низкий уровень –8%



Таким образом, результаты внедренного нами опыта и отбор содержания образования на основе педагогической диагностики свидетельствует о положительных изменениях в представлениях детей о труде взрослых: дети знают направленность профессии и конкретные трудовые процессы, связанные с ней, понимают ценность труда людей разных профессий, переносят знания на собственную трудовую деятельность, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующий вывод: если педагог задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает педагогическая диагностика, несомненно, она должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности.