МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ: ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ!
Нормативно-правовые документы ФГОС ДО
- п.1.7
- «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта»
- «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- 2) оптимизации работы с группой детей.
Нормативно-правовые документы ФГОС ДО
- Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
- Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
Нормативно-правовые документы ФГОС ДО
- «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,
- «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,
- «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)»,
- «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей»,
- «ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка,
- «учитывающего социальную ситуацию его развития»,
- «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…
Нормативно-правовые документы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.97 п.3)
- «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п.3.2.3 ФГОС ДО)
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования
Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей детей
Кем проводится
Педагогическим работником
Педагогами – психологами, психологами
Использование результатов
- Для индивидуализации образования- поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
- Для оптимизации работы с группой детей
- Для решения задач психологического сопровождения;
- Для проведения квалифицированной коррекции развития детей
Организация проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития)
Педагогическая диагностика осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы
Педагогическая диагностика осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ (исключая время, отведенное на сон)
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования
(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
оптимизации работы с группой детей
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
деятельностных умений ребенка
интересов, предпочтений, склонностей ребенка
поведенческих проявлений ребенка
личностных особенностей ребенка
особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми
особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками
Принципы педагогической диагностики
Принцип объективности
Принцип систематичности
Принцип процессуальности
Принцип компетентности
Принцип целостного изучения
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития , позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе :
коммуникации со сверстниками и взрослыми
игровой деятельности
познавательной деятельности
проектной деятельности
художественной деятельности
физического развития
Педагогическая диагностика осуществляется через:
наблюдение
беседы
продукты детской деятельности
специальные диагностические ситуации
Технология наблюдения
- 1. Определение темы, цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т. д.). 2. Определение 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдение за всеми детьми группы сразу практически невозможно. 3. Выбор ситуации наблюдения (когда наиболее целесообразно проводить наблюдение). 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, технологических картах и т. п.).
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНОЙ ИГРОЙ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Активно развёртывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание некоторых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофёр» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развёртывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создаёт предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или на предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности («Хочу лепить, рисовать, строить») без отчётливой цели, поглощён процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: «Что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс («Рисую, строю»); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется).
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать домик..., построить домик..., слепить домик...») - работает над ограниченным материалом, его трансформациями; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться в зависимости от того, что получается).
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - ИГРОВОЙ и ПРОДУКТИВНОЙ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель - пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия: старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ Намеренно привлекает определённого сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); направляет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение-побуждение к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичные или дополняющие игровые материалы, роли, не вступая в конфликт со сверстником
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Инициирует и организует действия двух-трёх сверстников, словесно развёртывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть..., рисовать...»); использует простой договор («Я буду..., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлечённую тему; избирателен в выборе партнёров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнёрами.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия; поглощен процессом.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определённого эффекта («Если сделать так... или так»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного данного (Как? Почему? Зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берётся делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
ЦЕЛЬ КАРТЫ –
выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения