Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2019-2023 учебный год
Диагностику прошли 22 воспитанников 4-5 лет (Средний возраст).
Работу с детьми осуществляю по основной общеобразовательной программе «Радуга», программе дошкольного образования и методическими рекомендациями авторов: Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, В.В. Соловьева, С.Г. Якобсон.
Организацию воспитательно-образовательного процесса осуществляю по образовательным областям, которые регламентированы ФГОС ДО. Ниже представлены результаты развития детей по всем направлениям за 2019-2023гг.
Одним из показателей результативности моей работы считаю положительную динамику освоения детьми общеобразовательной программы.
Физическое развитие
Развитие физической подготовки детей в соответствии с возрастом воспитанников: 2019-2020 год – норма 92%, ниже нормы 8%; 2020-2021 год – норма 92%, ниже нормы 8%; 2021-2022 год – норма 94 %, ниже нормы 6%; 2022 – 2023 год – норма 97%, ниже нормы 3%.
Анализируя физическое развитие детей, хочу отметить снижение заболеваемости детей (в 2019-2020 г. зарегистрировано 33 случаев, в 2020-2021г. зарегистрировано 30 случаев, в 2021-2022 г. – 28 случаев), 2022-2023 - 25 случаев, повысился процент посещаемости воспитанников - 87%.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью обеспечения ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В своей работе использую пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие речевого дыхания, «ленивую» гимнастику после сна, закаливание, арт-терапию, релаксационные и массажные игры, на основе колыбельных песен, которые не только снимают напряжение и усталость, но и закладывают программу доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе.
У 100% детей сформированы двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость), благодаря индивидуальной работе, двигательной деятельности на воздухе, подвижным играм.
Большинство воспитанников овладели основными правилами личной гигиены, самостоятельно выполняют основные гигиенические процедуры, имеют представления и навыки здорового образа жизни. Также у всех детей (100%) сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности.
100% воспитанников освоили комплексы упражнений гигиенической, дыхательной гимнастик и другие нетрадиционные методы укрепления здоровья.
Дети участвуют в соревнованиях на уровне ДОУ и города таких как «Олимпийские игры дошкольников», «Легкоатлетическая эстафета».
Для достижения более эффективного результата применяю элементы современных здоровьесберегающих технологий, таких как: релаксация, сказкотерапия, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика после сна.
С родителями провожу различные формы работы:
- консультации: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Кто с зарядкой дружит, никогда не тужит».
- анкетирование: «Здоровье вашего ребенка»;
- наглядная информация: «Что такое здоровье и как его беречь»
Социально – коммуникативное развитие
Анализ результатов освоения детьми в области социально-коммуникативное развитие позволяет сказать, что в группе созданы условия для обеспечения комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении, реализации имеющихся природных потенциалов ребенка. Детям предоставляется возможность для самореализации в игре, экспериментальной деятельности, уголке творчества, где дети могут выбрать себе занятие по интересу, особенно в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Предметно-пространственная среда, систематическое и целенаправленное использование развивающих игр и упражнений, чтение художественной литературы, организация праздников и празднование дней рождения – все это способствует созданию благоприятного психологического климата в группе, развивает уверенность ребенка в себе и своих возможностях. У детей формируются такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, навыки дружеского коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Результаты освоения в области социально-коммуникативного развития: 2019-2020 год – норма 93%, ниже нормы 7%; 2020-2021 год – норма 95%, ниже нормы 5%; 2021-2022 год – норма 94 %, ниже нормы 6 %, 2022 -2023 – норма 95%, ниже нормы -5%.
Использую в работе такие беседы, как «Моя семья», «Мой любимый детский сад»; «Волшебные слова», совместные проекты родителей и детей – «Отдыхаем всей семьей», «Где прячется здоровье», выставки рисунков своей семьи, своих домашних питомцев и другие. - дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Дорожные знаки», «Азбука пешехода»
- макет улицы с пешеходным переходом
- иллюстративный материал: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения при пожаре», «Правила поведения на дороге» и др.
Ежедневно проводятся «Минутки безопасности».
С целью знакомства детей с поселком и городским округом разработан тематический план. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в нашем дошкольном учреждении была представлена следующим образом: семья – детский сад – родная улица, район – родной город – страна.
Познавательное развитие
Дети проявляют активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности. У детей сформированы правила личной безопасности в природе, правила безопасного поведения на улице и в быту. В соответствии с возрастом у воспитанников сформированы элементарные математические представления: навыки прямого счета, знают и называют геометрические фигуры, цвета, признаки величины, устанавливают сходство и различие предметов.
Анализ показывает положительную динамику усвоения материала образовательной области познавательное развитие: 2019 - 2020 год – норма 83%, ниже нормы 17%, 2020- 2021 год – норма 85%, ниже нормы 15%, 2021-2022 год – норма 81 %, ниже нормы 19%, 2022-2023 год – норма 87%, ниже нормы 13%,
Данным результатам способствовали беседы о быте, закрепление знаний о семье, знакомство с профессиями взрослых; чтение литературных произведений.
Работа по формированию безопасного поведения планируется и регулярно проводится. Уголок безопасности включает средства, позволяющие детям совершенствоваться в освоении правил дорожного движения (макет перекрестка, раскраски, загадки, наборы иллюстративного материала, дидактические игры), правил пожарной безопасности (пожарный щит, средства тушения пожара, альбомы с иллюстрациями). На прогулочном участке создан огород, где дети занимаются посадкой овощей и уходом за растениями. Разработана картотека «Экспериментирование зимой», «Экспериментирование летом».
В работе с детьми также использую информационно-коммуникативные технологии (презентации, презентации с элементами игры).
Изготовлены и используются в работе с детьми дидактические игры: «Варим компот и суп», «Волшебные домики», «Кто где живет?», «Составь фигуру», «Где живет вода?», «Накорми животное».
Художественно - эстетическое развитие
У детей сформированы навыки в продуктивной и музыкально-художественной деятельности: 2019-2020 год – норма 94%, ниже нормы 6 %, 2020-2021 год – норма 95%, ниже нормы 5 %, 2021-2022 год – норма 90 %, ниже нормы 10%, 202-2023 год – норма 95 %, ниже нормы 5%.
Положительные результаты в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста проявляются в том, что дети овладели необходимыми умениями и навыками в рисовании, достаточно понятно для окружающих изображают предметы и сюжеты, путем смешивания красок создают цветовые тона и оттенки, воспитанники овладели приемами действий с пластическим материалом, научились отщипывать и отрывать от основного куска небольшие комочки и раскатывать их круговыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать созданные изображения с помощью налепов. Все дети овладели умениями разрезать ножницами длинную полоску бумаги на короткие полосы, составлять по образцу композицию из вырезанных из бумаги форм и наклеивать их в определенной последовательности; овладели элементарными способами конструирования.
В музыкальной деятельности все дети овладели элементарными певческими навыками, умеют исполнять простейшие танцы, различать элементарные музыкальные инструменты по звучанию.
Достижению всех этих результатов способствовало множество факторов:
умение строить образовательный процесс в игровой форме с учетом современных требований, направленный на достижение планируемого результата;
использование современных образовательных технологий, позволяющих решать поставленные задачи;
использование разнообразных изобразительных материалов (акварель, гуашь, восковые мелки, пастель);
нетрадиционные изобразительные техники (пластилинография, ниткопись);
лепка из различных материалов (пластилин, соленое тесто, глина);
выставки детских работ, конкурсы, праздники, развлечения;
театрализованная деятельность, слушание музыкальных сказок.
Речевое развитие
Решая задачи речевого развития, работала над формированием всех сторон речи детей дошкольного возраста. В полученных результатах по речевому развитию детей наблюдается положительная динамика (2019-2020 год – норма 84%, ниже нормы 16%. 2020-2021 год – норма 85%, ниже нормы 15%. 2021-2022 год – норма 84 %, ниже нормы 16%, 2022-2023 год – норма 86%, ниже нормы 14%).
Большинство детей овладели умениями пересказывать знакомое литературное произведение, составляют рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин. Могут передавать в рассказе впечатления и события из личного опыта. У детей в соответствии с возрастом сформированы компоненты устной речи.
Достижению данных результатов, по образовательной области речевое развитие, способствует предметно-развивающая среда, созданная в группе. Оборудован книжный уголок, который систематически пополняется и обновляется, представлен ряд дидактических игр, подобраны картотеки артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, речевых игр. Имеются наборы предметных картинок и сюжетных картин.
В своей работе использую:
игры и упражнения О.С. Ушаковой;
разучивание скороговорок, чистоговорок, считалок, отгадывание загадок;
обучение пересказу по серии сюжетных картинок;
чтение художественной литературы;
дидактические игры: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Составь рассказ по картинкам», «Расскажи сказку».