СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика. Словообразование.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит разнообразные задания на повторение.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика. Словообразование.»

ТЕМА: Морфемика. Словообразование

1.Задание: соедините термин с его определением. Ответы запишите в таблицу.

  1. 1.Морфемика

А

Морфема, которая отсутствует в одной из форм изменяемого слова, но в других формах становится значимой


  1. 2.Морфема

О

Нормы, регулирующие выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова


3.Нулевая морфема

Л

Определение производящего слова, выделение в нём производящей основы и установление способа словообразования


4.Морфемный разбор

Ь

Два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого


5.Словообразование

Н

Группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово


6.Словообразовательный разбор

И

Раздел науки о языке, изучающий законы образования новых слов


7.Словообразовательная пара

Р

Наименьшая значимая часть слова


8.Словообразовательное гнездо

П


Раздел науки о языке, изучающий морфемы


9.Словообразовательные нормы

В


Выделение в слове значимых частей - морфем


1

2

3

4

5

6

7

8

9

П

Р

А

В

И

Л

Ь

Н

О



2.Учащиеся выполняют задание: заполните пустые ячейки таблицу. Самопроверка

Таблица «Основные способы словообразования в русском языке»

Морфемные

(с помощью морфем)

Неморфемные







переход из

одной ч.р в др.

слияние

Упрямый-упрямец

Синий-синь

Петь-

запеть

Стакан-

подстаканник

Столовая

Вечно+зелёный=

вечнозелёный







сложение









Кафе+бар=

Кафе-бар

Пар+о+ход

Тур+поход=

турпоход

МГТУ, вуз

Чёрное +море+ец=

черноморец










Учащиеся выполняют задание: Дополните таблицу примерами: ФСБ, подбородок, спецзадание, бег, железобетонный, аморальный, холодноватый, музей-квартира, водопровод, коневодство, мороженое.

3.Учащиеся выполняют задание: заполните столбик «до».

до

Утверждение. Согласны +, не согласны -

после


Словообразовательные нормы – это нормы образования и изменения слов



На словообразовательные нормы значительное влияние оказывает социальный фактор (языковая мода)



Одна из причин словообразовательных ошибок – желание наделить незнакомое слово внутренней формой



Словообразовательные ошибки отмечаются как орфографические



Многократное повторение слова (словоформы) – эффективный способ обучения нормам языка


4.Словообразовательные нормы. Квалификация ошибок

Учащиеся выполняют задание: заполните пустые строчки правильными формами предложенных слов. Самопроверка

1. Нарушение словообразовательной структуры слова. Использование отсутствующих в языке форм

Пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др.


2. Образование по нормативным словообразовательным моделям новых слов

К нам пришел фотоаппаратчик. Робкость юноши.

Подскользнуться, подстричься, подчерк


3.Неправильное прямое словообразование

Осмотрели место происшествия и зафотографировали его.

Надсмехаться над упавшим.

Неколебимость характера героя.

Сделать зазря.


4.Изменение звучания/написания незнакомого слова, чтобы наделить его внутренней формой

Полувер, полуумный


5 Неверное словообразование, возникающее в результате незнания норм грамматического значения слова.

Он землю пахает. __________________________________________

Детвора играется.___________________________________________

Одеяло мокнуло под дождём_________________________________


5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1.Найди ошибку в образовании слова и запиши слово верно

1.Брат подскользнулся на льду и сломал ногу.______________________________

2.Почему ты всё время надсмехаешься надо мной?__________________________

3.Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо._____________________

4.Какой-то мужчина пытался обкрасть соседей._____________________________

5.У Маши подчерк совершенно неразборчивый._____________________________

6.Скипяти чайник и сними обвёртку с этого печенья._________________________

7. В комнате раздавались судороженные рыданья.____________________________

8.Его упрямость сильно осложняет нашу жизнь._____________________________

2. Найдите и исправьте ошибки в слово- и формообразовании

1) Художник, жаждающий признания, должен обладать даром опытного наблюдальщика. 2) Мы остановились на живописной лесовой полянке.

3) Циркач ловко лазиет по канату.
4) Едьте скорее домой: начинается гроза.
5) Сын жгёт костёр, и мать просит его не играться с огнём.
6) В учительной сумке лежала стопка тетрадей.
7) В рековой глубине водятся крупные карпы.
8) Рассказывая о зимнем дне, учительница очень хотела, чтобы ребята почувствовали очаровательство природы.
9) В друзьях я более всего ценю прямоту и остроумность.