Просмотр содержимого документа
«Морфемика. Словообразование.»
ТЕМА: Морфемика. Словообразование
1.Задание: соедините термин с его определением. Ответы запишите в таблицу.
1.Морфемика | А | Морфема, которая отсутствует в одной из форм изменяемого слова, но в других формах становится значимой | |
2.Морфема | О | Нормы, регулирующие выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова | |
3.Нулевая морфема | Л | Определение производящего слова, выделение в нём производящей основы и установление способа словообразования | |
4.Морфемный разбор | Ь | Два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого | |
5.Словообразование | Н | Группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово | |
6.Словообразовательный разбор | И | Раздел науки о языке, изучающий законы образования новых слов | |
7.Словообразовательная пара | Р | Наименьшая значимая часть слова | |
8.Словообразовательное гнездо | П | Раздел науки о языке, изучающий морфемы | |
9.Словообразовательные нормы | В | Выделение в слове значимых частей - морфем | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
П | Р | А | В | И | Л | Ь | Н | О |
2.Учащиеся выполняют задание: заполните пустые ячейки таблицу. Самопроверка
Таблица «Основные способы словообразования в русском языке»
Морфемные (с помощью морфем) | Неморфемные |
| | | | переход из одной ч.р в др. | слияние |
Упрямый-упрямец | Синий-синь | Петь- запеть | Стакан- подстаканник | Столовая | Вечно+зелёный= вечнозелёный |
| | | |
сложение | |
| | | | |
Кафе+бар= Кафе-бар | Пар+о+ход | Тур+поход= турпоход | МГТУ, вуз | Чёрное +море+ец= черноморец |
| | | | | | |
Учащиеся выполняют задание: Дополните таблицу примерами: ФСБ, подбородок, спецзадание, бег, железобетонный, аморальный, холодноватый, музей-квартира, водопровод, коневодство, мороженое.
3.Учащиеся выполняют задание: заполните столбик «до».
до | Утверждение. Согласны +, не согласны - | после |
| Словообразовательные нормы – это нормы образования и изменения слов | |
| На словообразовательные нормы значительное влияние оказывает социальный фактор (языковая мода) | |
| Одна из причин словообразовательных ошибок – желание наделить незнакомое слово внутренней формой | |
| Словообразовательные ошибки отмечаются как орфографические | |
| Многократное повторение слова (словоформы) – эффективный способ обучения нормам языка | |
4.Словообразовательные нормы. Квалификация ошибок
Учащиеся выполняют задание: заполните пустые строчки правильными формами предложенных слов. Самопроверка
1. Нарушение словообразовательной структуры слова. Использование отсутствующих в языке форм | Пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. |
|
2. Образование по нормативным словообразовательным моделям новых слов | К нам пришел фотоаппаратчик. Робкость юноши. Подскользнуться, подстричься, подчерк |
|
3.Неправильное прямое словообразование | Осмотрели место происшествия и зафотографировали его. Надсмехаться над упавшим. Неколебимость характера героя. Сделать зазря. |
|
4.Изменение звучания/написания незнакомого слова, чтобы наделить его внутренней формой | Полувер, полуумный |
|
5 Неверное словообразование, возникающее в результате незнания норм грамматического значения слова. | Он землю пахает. __________________________________________ Детвора играется.___________________________________________ Одеяло мокнуло под дождём_________________________________ |
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
1.Найди ошибку в образовании слова и запиши слово верно
1.Брат подскользнулся на льду и сломал ногу.______________________________
2.Почему ты всё время надсмехаешься надо мной?__________________________
3.Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо._____________________
4.Какой-то мужчина пытался обкрасть соседей._____________________________
5.У Маши подчерк совершенно неразборчивый._____________________________
6.Скипяти чайник и сними обвёртку с этого печенья._________________________
7. В комнате раздавались судороженные рыданья.____________________________
8.Его упрямость сильно осложняет нашу жизнь._____________________________
2. Найдите и исправьте ошибки в слово- и формообразовании
1) Художник, жаждающий признания, должен обладать даром опытного наблюдальщика. 2) Мы остановились на живописной лесовой полянке.
3) Циркач ловко лазиет по канату.
4) Едьте скорее домой: начинается гроза.
5) Сын жгёт костёр, и мать просит его не играться с огнём.
6) В учительной сумке лежала стопка тетрадей.
7) В рековой глубине водятся крупные карпы.
8) Рассказывая о зимнем дне, учительница очень хотела, чтобы ребята почувствовали очаровательство природы.
9) В друзьях я более всего ценю прямоту и остроумность.