«Морфология как раздел лингвистики. Части речи»
Москва, 2019
Морфология как раздел лингвистики. Части речи.
Цели урока:
Орг момент.
Приветствие. Здравствуйте, ребята!
Проверка домашнего задания.
- И так, что было задано на дом?
- Что нужно было сделать?
-Какие слова вы выбрали. Читаем разбор.
Кроме сущ., которые выражены подлежащим, есть еще и другая форма (читаем, если никто не выбрал)
- Теперь работаем с глаголами. Разбираем устно.
Существительное: Ночь
Сущ, общ.грамматическое значение- предмет.
Н.Ф- ночь.
Пост.признаки:
а) нарицательное
б) неодушевленное.
в) ж.р
г) 3 склонение
Непостоянные признаки:
а) ед.ч
б) Им.п
Синтаксическая роль-подлежащее.
Зеркала.
Сущ, общ.грамматическое значение-предмет
Н.ф- гора
Пост.приз:
А)нарицательное
Б) неодушевленное
В) 2 скл, ср.род
Непост.признаки:
-Мн.ч
-В.п
Синтаксическая роль -дополнение
Ложится
Глагол. Общее грамматическое значение –действие
Н.ф ложиться
Пост.
а) несов.вид
б) 2 спряжение.
Непост:
а) наст.время
б)3 л, ед.ч
Сказуемое
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.
- Ребята, а с какими словами мы работали? ( ночь, вершина, ложиться)
-А что это за слова?
-Имя сущ, глагол
-А что это за части речи? Что мы можем о них сказать?
(Что это самостоятельные части речи)
Повторение - закрепление
-Сегодня мы с вами продолжаем работу с разными частями речи.
-Записываем число, классная работа.
-Какое сегодня число?( 21 февраля)
-А чем знаменательна сегодняшняя дата?
А хотите узнать?
-Тогда все внимание на экран. Слушайте внимательно, а потом мы с вами побеседуем. ( просмотр видеоролика 3 мин)
Вопросы:
Про что был видеоролик? (….)
-А что значит родной язык?
-Кого мы называем родным ( маму, папу, сестру и т.д)
-А что значит родной язык? ( это тот язык, на котором вы говорите со своими родными в кругу своей семьи)
-На каком языке мы с вами говорим?
-Русском, а это значит, что русский язык для большинства в нашем классе, это родной язык.
- А какие части речи вы услышали в тексте ролика?
Существительные( день, язык, народ, культура, традиции)
Прилагательные( родной, международный, неповторимая, национальный)
Глаголы( сберечь, насчитывалось, исчезает, вымирали, отмечается..)
-А какие еще части речи вы знаете? ( мест, наречие, числительное…._
-А какие числительные прозвучали в тексте? ( 21 февраля, 193 языка, 40, 1991, 2 1999…
-Хорошо!!
Итак, на какие 2 группы делятся части речи?
-Самостоятельные(сущ, прилаг, гл, мест, нареч, числ)
-Служебные( предлог, союз, частицы, междом.)
- А обо всех ли частях речи мы с вами знаем??(нет)
А вот более подробно мы с вами познакомимся позже, а сейчас давайте попробуем разгадать знакомые нам части речи
__ ами
___ ешь
___ _ое
Какие грамматические значения передаются этими окончаниями.
У существительного -число, падеж
У глагола( время, число, лицо)
У прилагательного ( род, число, падеж)
- Давайте приведем примеры слов, с этими морфемами( сапогами, глазами, думаешь, читаешь, родное, белое…и т.д)
-А теперь давайте поработаем с текстом
( Диктант «Разные правила» № 1) Диск
К доске выходит ученик
На какое правило был наш текст( И Ы после Ц)
Ошибки записываем в тетрадь
- А теперь поработаем с пропусками в словосочетаниях
( гласные и согл. 52)
У доски ученик по 5 слов.
- итак, сегодня мы с вами хорошо поработали
-Что нового узнали? ( 21 - февраля День родного языка,
- что по окончанию можно узнать грамматические значения слов).
-Открываем учебники. Смотрим д.з, и записываем упражнение № 524
-Объяснение д.з.
-Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо поработали. Оценки за урок.