ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДИСЦИПЛИНА
«Информатика»
Раздел 2. Пакет прикладных программ
Тема 2.7. Вставка, редактирование и форматирование таблиц
Занятие №10.
Современные прикладные программные средства. Работа с таблицами
Специальность
31.02.01 Лечебное дело
Курс – второй
2017
Одобрена на заседании цикловой методической комиссии _________________ Протокол №___от_______________________ Председатель___________________________ Разработчик: О.А. Потемкина |
Оглавление
Выписка из рабочей программы дисциплины «Информатика» 3
Методический лист 4
Примерная хронокарта занятия 5
Приложение 1 6
Актуализация опорных знаний 6
Мотивация 6
Приложение 2 7
Упражнения для закрепления 7
Эталоны выполненных упражнений 12
Критерии оценки 14
Выписка из рабочей программы дисциплины «Информатика»
для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. | Пакет прикладных программ | 114 | |
Тема 2.7. Вставка, редактирование и форматирование таблиц | Содержание учебного материала | 2 | |
Внедрение современных прикладных программных средств. Работа с таблицами. Создание пустой таблицы с последующим заполнением ее ячеек. Форматирование таблицы. Вставка в документ диаграммы, ее редактирование. Форматирование диаграммы: заголовок, метки, легенда; цвет, узор и толщина линий | 1,2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия 10) Современные прикладные программные средства. Работа с таблицами | 2 | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом, составление вопросов по теме занятия и эталонов ответов к ним, выполнение упражнений (метод разработка). Повторение материала по конспектам теоретического занятия и [1, стр.149-152], выполнение практического задания [2, стр. 65, задание 11.2.] | 2 | |
Методический лист
Вид занятия – комбинированное занятие
Продолжительность – 90 мин.
Требования к результатам освоения темы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело:
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
Цели занятия:
1. Учебные цели:
2. Развивающие цели:
3. Воспитательные цели:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, мультимедийных технологий.
Место проведения занятия: аудитория колледжа.
Интегративные связи: дисциплины, требующие знания компьютерных технологий.
Список используемых источников:
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 272 с.
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 588 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование)
Оснащение занятия:
Мультимедиа
Проектор
Раздаточный материал
Домашнее задание:
Повторение материала по конспектам теоретического занятия.
Выполнение практического задания [2, стр. 65, задание 11.2.].
Примерная хронокарта занятия
№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
-
| Организационный этап | 1 | Организация начала занятия. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Сообщение темы и плана занятия. | Отмечает отсутствующих студентов в журнале. Сообщает тему и план занятия. | Староста называет отсутствующих студентов. | Журнал |
-
| Цели занятия | 1 | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают, записывают в тетрадь тему занятия | МР |
-
| Мотивационный этап | 1 | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | МР Приложение 1 |
-
| Актуализация знаний | 15 | Ориентация на глубину усвоения знаний, систематизация материала | Опрос студентов по теме теоретического занятия | Отвечают на вопросы | Приложение 1 |
-
| Выполнение практических заданий на ПК | 60 | Формирование знания о пакете прикладных программ. Формирование умения использовать и внедрять современные прикладные программные средства в профессиональную деятельность. | Контролирует работу студентов за ПК | Выполняют упражнения за ПК с опорой на МУ на ПЗ для студентов | Приложение 2 |
-
| Подведение итогов занятия | 11 | Подведение итога занятия | Проверяет работу студентов. Выставляет оценки, комментируя ошибки, сделанные в ходе работы | Слушают, анализируют. | Журнал |
-
| Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 1 | Закрепление знаний. Формирование OK 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | Записывают задание | Методический лист |
Приложение 1 Актуализация опорных знаний
Дайте определения понятиям «текстовый редактор», «текстовый процессор», их классификацию.
Каковы основные элементы графического интерфейса MS Word?
{строка заголовка, лента инструментов, рабочая область, строка состояния, полосы прокрутки}
Что нужно сделать для изменения параметров текста готового документа? {выполнить форматирование шрифта, абзаца, страницы …}
Какими способами можно осуществлять поиск (термина, понятия) в многостраничном документе? {Главная/Найти}
Расскажите о способах задания таблиц? {вставить, нарисовать, экспресс таблица, встроить excel таблица}
Как можно изменить ширину столбцов таблицы?
Что такое автоформат? {способ выравнивания по заранее определённым правилам}
Какие контекстные вкладки предназначены для работы с таблицами?
{«Конструктор», «Макет»}
На какой вкладке располагаются команды, отвечающие за форматирование таблицы? {«Конструктор»}
На какой вкладке располагаются команды, отвечающие за редактирование элементов таблицы? {«Макет»}
Мотивация
Таблицы широко используются медицинскими работниками для организации и наглядного представления статистической, диагностической и других видов информации, следовательно, изучение данной темы будет способствовать формированию умения организации собственную деятельность, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Приложение 2 Упражнения для закрепления
Упражнение №1
Создание и форматирование таблицы
Откройте новый документ и сохраните его в своей папке под именем «Таблицы».
Введите название таблицы «Классификация дистрофий». Шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, ВСЕ ПРОПИСНЫЕ, интервал после абзаца - 6 пт
С помощью команды Вставка – Таблица ‑ Вставить таблицу создайте таблицу, включающую 3 столбца и 3 строки.
Выделите 3 ячейки первой строки и объедините их в одну строку с помощью команды
Макет – Объединение – Объединить ячейки
Введите данные в таблицу.

Выделите первую строку таблицы и задайте тип выравнивания абзаца - по центру, интервал перед и после абзаца - 6 пт, шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, ВСЕ ПРОПИСНЫЕ.
Во второй строке таблицы установите шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 12 пт, тип выравнивания - посередине по центру (используйте вкладку Макет, группу Выравнивание).
В третьей строке таблицы шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 12 пт, тип выравнивания – сверху по левому краю (используйте вкладку Макет, группу Выравнивание).
Произведите обрамление таблицы по образцу (Конструктор – Стили таблиц – Границы).
В первой строке таблицы выполните заливку (Конструктор – Стили таблиц – Заливка).
Сохраните изменения в документе.
Упражнение №2
Создание и форматирование таблицы
В текущем документе создайте разрыв разделов со следующей страницы
Подготовьте таблицу по предложенному образцу
Для этого:
Создайте макет таблицы размерностью 4 столбца и 5строк (Вставка – Таблица ‑ 45)
Измените структуру таблицы по образцу.
Заполните ячейки таблицы, установив выравнивание, начертание текста в соответствии с образцом
Примечание:
Для объединения (или разбиения) ячеек выделяйте группу ячеек и применяйте команду
Макет – Объединение – Объединить ячейки (Разделить ячейки)
Для выравнивания ширины ячеек выделите их и примените команду
Макет – Размер ячеек ‑ Выровнять ширину столбцов
СХЕМА ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ТЕОТАРДОМ Форма выпуска | Возраст и вес тела | Доза в сутки | Начальная доза | Продолжение лечения | Теотард 200 | Дети с массой от 20 кг | 1 капсула вечером | 1 капсула Каждые 12 часов | Взрослые с низкой массой тела | 1 капсула вечером | 1 капсула каждые 12 часов | Теотард 350 | Взрослые и дети с массой тела от 40 кг | 1 капсула вечером | 1 капсула Каждые 12 часов | | | | | |
Выполните обрамление (согласно образцу) и заливку (по своему усмотрению) таблицы для этого используйте команды Конструктор – Стили таблиц – Заливка (Границы)
Сохраните изменения в документе.
Упражнение №3
Выполнение вычислений, форматирование и редактирование таблиц
Создайте новый документ и сохраните в своей папке под именем «Вычисления»
Оформите итоговую таблицу результатов сдачи экзаменов согласно образцу.
Для этого:
Создайте макет таблицы размерностью 7 9
Обозначьте таблицу как Таблица 3 и выровняйте подпись по правому краю.
Выделяя и объединяя необходимые ячейки (Макет Объединение Объединить ячейки) приведите шапку таблицы в соответствии с образцом и заполните таблицу.
Выровняйте ширину столбцов (Выделите прографку Макет Размер ячейки Выровнять ширину столбцов)
Таблица 3
ФИО | Оценки по дисциплине |
психология | хирургия | терапия |
1 семестр | 2 семестр | 1 семестр | 2 семестр | 1 семестр | 2 семестр |
Иванов П.А. | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 |
Петров И.И. | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Сидоров П.П. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Николаев А.А. | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 |
Федорова И.А. | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 |
Лазарева Л.В. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
Вставьте снизу таблицы строку и озаглавьте её как «Средний балл успеваемости», справа от последнего столбца дополнительный столбец и озаглавьте его как «Суммарный балл успеваемости»
Примечание:
Добавление строк (столбцов): установить курсор в последнюю ячейку таблицы и выполнить команду:
Макет ‑ Строки и столбцы Вставить снизу (справа)
Выполните вычисления в строках и столбцах таблицы используя стандартные математические формулы (Макет Данные Формула
)
а) Средний балл успеваемости: =AVERAGE(ABOVE)
б) Суммарный балл успеваемости: =SUM(LEFT)
Выполните сортировку данных таблицы по возрастанию
Для этого:
Выделите прографку таблицы без строки Средний балл успеваемости и выполните команду Макет Данные Сортировка (по возрастанию, без строки заголовка)
Используя инструмент Границы выполните обрамление таблицы произвольными линиями.
Выполните текущее сохранение документа
Упражнение №4
Выполнение вычислений, форматирование и редактирование таблиц
Создайте новый документ и сохраните его в своей папке под именем «Задача»
Создайте в документе таблицу по образцу приведённому ниже
Вам нужно решить задачу о том, как «Во время антракта на спектакле «Приключение Буратино» сказочные герои пошли в буфет и купили себе конфеты. О том, сколько штук, кто и каких конфет купил, показывает таблиц» и вычислить:
1. Сколько сладостей купил Дуремар?
2. Сколько ирисок купили все герои вместе?
3. Сколько всего сладостей купили все герои вместе?
4. Сколько сладостей в среднем купил каждый герой?
5. Сколько мармелада в среднем было куплено?
6. Найти максимальное количество всей купленной карамели.
7. Найти минимальное количество сладостей купленных Пьеро.
Примечание: вычисления производить в пустых ячейках таблицы, с использованием стандартных математических формул
№ п/п | Имя героя | Конфеты | Количество сладостей, купленных Дуремаром |
ириски | карамель | мармелад | шоколад | |
1 | Артемон | 12 | 50 | 29 | 9 | |
2 | Буратино | 15 | 17 | 57 | 15 | |
3 | Дуремар | 1 | 62 | 48 | 20 | |
4 | Карабас-Барабас | 10 | 15 | 120 | 45 | Минимальное количество сладостей купленных Пьеро |
5 | Кот Базилио | 17 | 10 | 3 | 25 |
6 | Лиса Алиса | 8 | 15 | 105 | 120 |
7 | Мальвина | 12 | 1 | 25 | 13 |
8 | Пьеро | 77 | 3 | 4 | 1 | |
   | Количество ирисок, купленных всеми | Максимальное количество купленной карамели | Среднее количество купленного мармелада | Среднее количество сладостей, купленное каждым героем | Общее количество сладостей, купленное всеми |
| | | | |
Упражнение №5
Создание и форматирование таблицы
В текущем документе создайте разрыв разделов со следующей страницы
Подготовьте таблицу по предложенному образцу
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | 1 | Химия | Обществознание | История | Математика | ОБЖ | 2 | Ин. язык | Физическая культура | Информатика | Физическая культура | Информатика | 3 | Физика | История | Химия | Русский язык | Математика | 4 | | Биология | История | Физика | Литература | |
Выделите таблицу и скопируйте её в буфер обмена
Вставьте 3 копии отделяя каждую, друг от друга, пустым абзацем
Примените Авто форматирование таблицы в различных стилях
Сохраните изменения в документе
Образец
Дополнительные задания
Задание. Создайте и оформите таблицы по образцу.
Таблица 6
Расстояние между городами

Таблица 7
Классификация типов проектов

Эталоны выполненных упражнений
Упражнение №1
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСТРОФИЙ
ДИСТРОФИИ |
По причине | По локализации | По распространённости |
Наследственные Приобретённые | Паренхиматозные Мезенхимальные Смешанные | |
Упражнение №2
СХЕМА ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
ТЕОТАРДОМ
Форма выпуска | Возраст и вес тела | Доза в сутки |
Начальная доза | Продолжение лечения |
Теотард 200 | Дети с массой от 20 кг | 1 капсула вечером | 1 капсула Каждые 12 часов |
Взрослые с низкой массой тела | 1 капсула вечером | 1 капсула каждые 12 часов |
Теотард 350 | Взрослые и дети с массой тела от 40 кг | 1 капсула вечером | 1 капсула Каждые 12 часов |
Упражнение №3
Ф.И.О. | Оценки по дисциплине | Суммарный балл |
психология | хирургия | терапия | |
1 семестр | 2 семестр | 1 семестр | 2 семестр | 1 семестр | 2 семестр | |
Иванов П.А. | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 23 |
Лазарева Л.В. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 23 |
Николаев А.А. | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 22 |
Петров И.И. | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 26 |
Сидоров П.П. | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 29 |
Федорова И.А. | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 22 |
Средний балл | 3,83 | 3,67 | 4,67 | 4 | 4 | 4 | |
Упражнение №4
№ п/п | Имя героя | Конфеты | Количество сладостей, купленных Дуремаром |
ириски | карамель | мармелад | шоколад | |
1 | Артемон | 12 | 50 | 29 | 9 | |
2 | Буратино | 15 | 17 | 57 | 15 | |
3 | Дуремар | 1 | 62 | 48 | 20 | 131 |
4 | Карабас-Барабас | 10 | 15 | 120 | 45 | Минимальное количество сладостей купленных Пьеро |
5 | Кот Базилио | 17 | 10 | 3 | 25 |
6 | Лиса Алиса | 8 | 15 | 105 | 120 |
7 | Мальвина | 12 | 1 | 25 | 13 |
8 | Пьеро | 77 | 3 | 4 | 1 | 1 |
 | Количество ирисок, купленных всеми | Максимальное количество купленной карамели | Среднее количество купленного мармелада | Среднее количество сладостей, купленное каждым героем | Общее количество сладостей, купленное всеми |
152 | 62 | 43,44 | 30,13 | 964 |
Использованные формулы:
=SUM(LEFT); =MIN(LEFT); =SUM(ABOVE); =MAX(ABOVE);
=AVERAGE(C3:F10); =SUM(C3:F10)
Упражнение №5
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Химия | Обществознание | История | Математика | ОБЖ |
2 | Ин. язык | Физическая культура | Информатика | Физическая культура | Информатика |
3 | Физика | История | Химия | Русский язык | Математика |
4 | | Биология | История | Физика | Литература |
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Химия | Обществознание | История | Математика | ОБЖ |
2 | Ин. язык | Физическая культура | Информатика | Физическая культура | Информатика |
3 | Физика | История | Химия | Русский язык | Математика |
4 | | Биология | История | Физика | Литература |
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Химия | Обществознание | История | Математика | ОБЖ |
2 | Ин. язык | Физическая культура | Информатика | Физическая культура | Информатика |
3 | Физика | История | Химия | Русский язык | Математика |
4 | | Биология | История | Физика | Литература |
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Химия | Обществознание | История | Математика | ОБЖ |
2 | Ин. язык | Физическая культура | Информатика | Физическая культура | Информатика |
3 | Физика | История | Химия | Русский язык | Математика |
4 | | Биология | История | Физика | Литература |
Критерии оценки
«5» – 100%, набор и форматирование текста соответствуют всем требованиям при выполнении всех упражнений;
«4» – 80%, набор и форматирование текста соответствуют всем требованиям при выполнении 1-4 упражнений;
«3» – 60%, набор и форматирование текста соответствуют требованиям при выполнении 1-3 упражнения + мелкие недочёты;
«2» – менее 40%, в наборе и форматировании текста при выполнении 1,2 упражнения допущены грубые ошибки, или выполнено только 1-е упражнение.