Методическое пособие разработано в рамках проект в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляет собой интерактивную игру, созданной в программе Microsoft Offic Power Point, созданной в программе Microsoft Offic
Power Point, сопровождаемую технологической картой проведения игры и дополнительным наглядным дидактическим материалом, который можно использовать и в самостоятельной деятельности.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Методическое пособие будет полезно студентам педагогических колледжей и вузов, воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Методическое пособие с интерактивной игрой и наглядно - дидактическим материалом являются полностью авторскими.
Малая родина - это то место, где человек родился,
вырос, учился, где живут его родные.
Это то место, любовь к которому
поселяется в сердце человека навсегда.
Но осознание своей Родины,
чувства любви к ней возникают не сразу. ...
Моя Родина - Россия.
Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины.
Человек без родины — нищий человек.
Якуб Колас
Пояснительная записка
Актуальность.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме, в том числе «Программа патриотического воспитания граждан РФ на период 2015-2020гг.». Приобщение детей к Государственной символике РФ — одна из приоритетных задач, что нашло свое отражение и в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы.
Актуальность разработки игры обусловлена тем, что социально-экономическое развитие Костромской области напрямую зависит от деятельного участия в жизни и развитии Костромской области всех её жителей. Формирование патриотизма и российской гражданской идентичности является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Костромской области
Методическое пособие основывается на следующих нормативно – правовых документах:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (с изменениями и дополнениями от: 25 июля 2014г.) - http://base.garant.ru/70244894/
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р) - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь». «Родина».
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Таким образом, воспитать патриота надо на конкретных героических
примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по
которым веками жила могучая Россия.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и
кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к
определенным темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для
раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры.
Основы патриотизма закладываются в дошкольном возрасте, так как именно
этот возраст является сензитивным периодом развития личностных качеств
ребенка.
Тема пособия: «Родина моя-земля Костромская»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, посредствам интерактивной игры.
Задачи:
Формировать чувство любви к родному городу и области , интереса к его прошлому и настоящему.
Формировать знания детей о жизни родного города в годы Великой Отечественной войны, подвиге героев земляков,
Воспитывать чувство гордости и восхищения своим городом и его жителями, любовь к родному краю.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края.
Возраст детей: методическое пособие «Родина моя-земля Костромская» создано для детей старшего дошкольного возраста.
Технологии. При использовании методического пособия по патриотическому воспитанию дошкольников огромное внимание уделяется игровой технологии. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Так в ходе интерактивной игры «Родина моя – земля Костромская» дошкольники вспоминают, уточняют, обогащают знания о своём городе, своей Костромской области.
При использовании методического пособия рекомендуется применение информационной компьютерной технологии (ИКТ). Интерактивная игра, используемая в методическом пособии представляет собой сюжет, организованный для удобного восприятия информации.
Разделы учебного материала:
«Символика Костромской области и города Шарьи»
«Достопримечательности области и города»»
Ремёсла Костромской области
Великая отечественная война, герои Шарьи
Ладыженский Г.А. и Е.Честняков
«Празники области и города»
Методическое пособие «Родина моя-земля Костромская»
направлено на эффективное применение:
В интегрированных и комплексных занятиях с ИКТ,
в совместной деятельности
самостоятельной деятельности детей,
индивидуальной работе,
дома, в семье,
праздники и развлечения,
викторины
Технология использования методического пособия.
Методическое пособие представлено в программе PowerPoint состоит из 4 разделов.
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
1 | «Родина моя-земля Костромская» |
2 | Воспитатель читает стихотворение о городе Шарья. Эмоциональный настрой на игру. |
3 | Назови Губернатора Костромской области и главу городского округа города Шарья |
4 | Ребенку задается вопрос: «Найди герб города Костромской области,Шарьи?» Предлагается пять варианта ответа: гербы города Кологрива, Островского района, города Шарьи, Костромы и Костромской области. Выбери правильный ответ. |
5 | В этом доме живет много кукол и все они умеют разговаривать. |
6 | Этот памятник находиться в Костроме. Он поставлен человеку-народному герою земли Костромской. |
7 | Имя какого земляка героя носит школа №7, школа №21 |
8 | Найди памятник погибшим воинам- землякам пос. Ветлужского в Великой отечественной войне. Предлагаются 4 варианта 1.Памятник воинам- шарьинцам, погибшим в годы великой отечественной войны 2. памятник погибшим воинам- землякам пос. Ветлужского в Великой отечественной войне. 3.Памятник Труженикам тыла. 4.Могила неизвестного солдата в Москве. |
9 | Ребенку задается вопрос: «Какого памятника нет в сквере памяти у городского центра досуга?» Предлагается три варианта ответа: Памятник воинам- шарьинцам, погибшим в Афганистане и Чечне. Памятник погибшим морякам – шарьинцам Памятник воинам- шарьинцам, погибшим в годы великой отечественной войны Памятник Труженикам тыла. Бюст- памятник Ольге Степановой погибшей в годы Великой отечественной войны. Выбери правильный ответ. |
7 | Как называются глиняные игрушки, которые делали раньше под Судиславлем. |
8 | Посмотри, подумай и скажи, как называется ремесло представленное на слайде. |
9 | Назови этих известных людей Костромской области , которые родились в Кологриве. Какая картина здесь лишняя. Почему? |
10 | Какая картина здесь лишняя. Почему? |
11 | Какой праздник празднуют в Кологриве весной. |
12 | Назови народный праздник который проходит летом в Шарье. |
13 | Молодец! |
Ожидаемый результат:
Применение мультимедийного методического пособия: «Родина моя- земля Костромская » позволит достичь следующих результатов:
У детей возрастёт интерес к родной области, родному городу, и их достопримечательностям.
Дети знают символику своего города ,области.
У детей сформированы знания о жизни родного города в годы Великой Отечественной войны, знают и гордятся подвигами героев земляков
Впечатления детей станут намного богаче, у детей развито чувство патриотизма, любови к Родине, родному городу.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.
Заключение
Мультимедийное методическое пособие можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Литература:
Л.А.Кондрыкинская. С чего начинаеися Родина: творческий дом 2003.
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в Росси// ООО Скрипторий. 2007.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
1