МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа имени героя советского союза В.И. Ерменеева с. Сабакаево» муниципального образования «Мелекесский район» ульяновской области»
Рассмотрено и принято на Педагогическом совете МБОУ «Средняя школа имени В.И. Ерменеева с. Сабакаево» Протокол № 1 «31 » августа 2022 года | УТВЕРЖДЕНА |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: «Алгебра»
Класс: 7класс
Учитель: Потапенко Татьяна Александровна.
Срок реализации программы: 2022/2023учебный год
Количество часов по учебному плану: 102 часов в год, 3 часа в неделю
Рабочую программу составил (а) ___________________________ (Потапенко Т.А.)
Ульяновская область с. Сабакаево
2022 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра» в 7 классе.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
-осознание роли математики в развитии России и мира;
-возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
-решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
-составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
-нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
-решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
-оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
-использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
-использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
-выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
-сравнение чисел;
-оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
-выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
-выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
-решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
-определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
-построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
-оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
-оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
-проведение доказательств в геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
-решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
-формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
-оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
-наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
-распознавание верных и неверных высказываний;
-оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
-выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
13) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Содержание учебного предмета «Алгебра» 7 класс
Повторение (6ч)
1. Выражения (22 ч)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
2. Функции (11ч)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.
3. Степень с натуральным показателем (14 ч)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен.
4. Многочлены. Формулы сокращённого умножения (15 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Формулы
. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
5. Формулы сокращенного умножения (18 ч)
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений
6. Системы линейных уравнений (10 ч)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
7. Повторение. Решение задач (6 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем ( с указанием кол-ва контрольных, практических и лабораторных работ) | Часы учебного времени |
Повторение | 6 |
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения. | 22 |
2 | Выражения | 4 |
3 | Преобразование выражений | 5 |
4 | Контрольная работа № 1 | 1 |
5 | Уравнения с одной переменной | 6 |
6 | Статистические характеристики | 5 |
7 | Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава 2. Функции. | 11 |
8 | Функции и их графики | 5 |
9 | Линейная функция | 5 |
10 | Контрольная работа №2 | 1 |
Глава 3. Степень с натуральным показателем | 14 |
11 | Степень и её свойства | 5 |
12 | Одночлены | 8 |
13 | Контрольная работа №3 | 1 |
Глава 4. Многочлены | 15 |
14 | Сумма и разность многочленов | 3 |
15 | Произведение одночлена и многочлена | 5 |
16 | Контрольная работа №4 | 1 |
17 | Произведение многочленов | 5 |
18 | Контрольная работа №5 | 1 |
Глава 5. Формулы сокращенного умножения | 18 |
19 | Квадрат суммы и квадрат разности | 4 |
20 | Разность квадратов. Сумма и разность кубов | 7 |
21 | Контрольная работа №6 | 1 |
22 | Преобразование целых выражений | 5 |
23 | Контрольная работа №7 | 1 |
Глава 6. Системы линейных уравнений | 10 |
24 | Линейные уравнения с двумя переменными и их системы | 3 |
25 | Решение систем линейных уравнений | 6 |
26 | Контрольная работа №8 | 1 |
Повторение | 6 |
27 | Итоговое повторение курса алгебры 7 класса. | 5 |
28 | Итоговая контрольная работа №9 | 1 |
3. Календарно - тематическое планирование по предмету «Алгебра» 7 класс.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | |
|
Повторение (6 ч) | | |
1. | Действия с целыми числами | 1 | |
2. | Действия с рациональными числами | 1 | |
3. | Уравнения | 1 | |
4. | Проценты. | 1 | |
5. | Задачи на проценты | 1 | |
6. | Диагностическая контрольная работа | 1 | |
Глава I. ВЫРАЖЕНИЯ. ТОЖДЕСТВА. УРАВНЕНИЯ (22 ч) | | |
| Выражения (4 ч) | | |
7. | Числовые выражения | 1 | |
8. | Числовые выражения | 1 | |
9. | Выражение с переменными | 1 | |
10. | Сравнение значений выражений | 1 | |
Преображение выражений (6 ч) | | |
11. | Свойства действий над числами | 1 | |
12. | Свойства действий над числами | 1 | |
13. | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | |
14. | Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | |
15. | Контрольная работа №1 по теме «Выражение. Тождество» | 1 | |
16. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
Уравнения с одной переменной (6 ч) | | |
17. | Уравнение и его корни | 1 | |
18. | Уравнение и его корни | 1 | |
19. | Линейное уравнение с одно переменной | 1 | |
20. | Линейное уравнение с одно переменной | 1 | |
21. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
22. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
Статистические характеристики (6 ч) | | |
23. | Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | |
24. | Среднее арифметическое, размах и мода | 1 | |
25. | Медиана как статистическая характеристика | 1 | |
26. | Медиана как статистическая характеристика | 1 | |
27. | Контрольная работа №2 по теме «Уравнения». | 1 | |
28. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | |
Глава II. ФУНКЦИИ (11 ч) | | |
Функции и их графики (5 ч) | | |
29. | Что такое функция | 1 | |
30. | Вычисление значений функции по формуле | 1 | |
31. | Вычисление значений функции по формуле | 1 | |
32. | График функции | 1 | |
33. | График функции | 1 | |
Линейная функция (6 ч) | | |
34. | Прямая пропорциональность и ее график | 1 | |
35. | Прямая пропорциональность и ее график | 1 | |
36. | Линейная функция и ее график | 1 | |
37. | Линейная функция и ее график | 1 | |
38. | Контрольная работа №3 по теме «Функции» | 1 | |
39. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |
Глава III. СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (14 ч) | | |
Степень и ее свойства (5 ч) | | |
40. | Определение степени с натуральным показателем | 1 | |
41. | Умножение и деление степеней | 1 | |
42. | Умножение и деление степеней | 1 | |
43. | Возведение в степень произведения и степени | 1 | |
44. | Возведение в степень произведения и степени | 1 | |
Одночлены (9 ч) | | |
45. | Одночлен и его стандартный вид | 1 | |
46. | Сложение и вычитание одночленов | 1 | |
47. | Умножение одночленов | 1 | |
48. | Возведение одночлена в степень | 1 | |
49. | Возведение одночлена в степень | 1 | |
50. | Функции вида у=х2, у=х3и их графики. | 1 | |
51. | Функции вида у=х2, у=х3и их графики. | 1 | |
52. | Контрольная работа №4 по теме « Степень с натуральным показателем» | 1 | |
53. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
Глава IV. МНОГОЧЛЕНЫ (15ч) | | |
Сумма и разность многочленов (3 ч) | | |
54. | Многочлен и его стандартный вид | 1 | |
55. | Сложение и вычитание многочленов | 1 | |
56. | Сложение и вычитание многочленов | 1 | |
Произведение одночлена и многочлена (6ч) | | |
57. | Умножение одночлена на многочлен | 1 | |
58. | Умножение одночлена на многочлен | 1 | |
59. | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | |
60. | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | |
61. | Контрольная работа №5 по теме « Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены» | 1 | |
62. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
Произведение многочленов (6 ч) | | |
63. | Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
64. | Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
65. | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | |
66. | Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | |
67. | Контрольная работа № 6 по теме « Произведение многочленов» | 1 | |
68. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
Глава V. ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (18 ч) | | |
Квадрат суммы и квадрат разности (4 ч) | | |
69. | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | |
70. | Возведение в куб суммы и разности двух выражений | 1 | |
71. | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | |
72. | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | |
| Разность квадратов. Сумма и разность кубов (8 ч) | | |
73. | Умножение разности двух выражений их сумму | 1 | |
74. | Умножение разности двух выражений их сумму | 1 | |
75. | Разложение разности квадратов на множители | 1 | |
76. | Разложение разности квадратов на множители | 1 | |
77. | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | |
78. | Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | |
79. | Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | |
80. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
| Преобразование целых выражений (6 ч) | | |
81. | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | |
82. | Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | |
83. | Применение различных способов разложения на множители | 1 | |
84. | Применение различных способов разложения на множители | 1 | |
85. | Контрольная работа №8 по теме « Преобразование целых выражений» | 1 | |
86. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
Глава V. Системы линейных уравнений с двумя переменными(10ч) | | |
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (3 ч) | | |
87. | Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | |
88. | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | |
89. | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | |
Решение систем линейных уравнений (7 ч) | | |
90. | Способ подстановки | 1 | |
91. | Способ подстановки | 1 | |
92. | Способ сложения | 1 | |
93. | Способ сложения | 1 | |
94. | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
95. | Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений и их решения» | 1 | |
96. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |
Повторение (6 ч) | | |
97. | Функции | 1 | |
98. | Одночлены. Многочлены | 1 | |
99. | Формулы сокращенного умножения | 1 | |
100. | Системы линейных уравнений | 1 | |
101. | Контрольная работа №10 (итоговая) | 1 | |
102. | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | |