МУЗЫКА 1 класс урок № 30 дата
Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Цель: ознакомить обучающихся с группами инструментов.
Задачи:
научиться отличать на слух звучание инструментов;
обогатить знания обучающихся о группах музыкальных инструментов;
развивать у обучающихся умение отличать классические инструменты от народных;
развивать музыкальный кругозор;
развивать творческие способности обучающихся;
воспитывать интерес к музыке;
формировать интерес к музыке, культуре родного края.
Тип урока: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых.
Оборудование: классная доска, наглядный и раздаточный материал, портативная колонка, мр3 записи.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Я рада вас приветствовать. Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Ребята, а давайте пропоем наше приветствие!
(обучающиеся поют: Здравствуйте, наш учитель! Ура! Ура! Урок музыки сейчас!)
-Какие же вы молодцы, а теперь давайте проверим как вы готовы к уроку.
(обучающиеся поют: мы готовы)
- Молодцы!
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Дети, что такое музыка?
(ответы обучающихся: Это вид искусства)
- Ребята, а без чего не бывает музыки?
(ответы обучающихся: без песни и музыкальных инструментов)
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
- Правильно. Вы сами назвали тему нашего урока «Музыкальные инструменты». Обратите внимание на доску, какое большое разнообразие музыкальных инструментов. Сегодня мы с вами вспомним и познакомимся с ними. Итак, начинаем. На нашем уроке я вас познакомлю с звучанием инструментов. А на следующем уроке мы с вами поиграем в игру «Как я запомнил, как звучит музыкальный инструмент». Будьте внимательны и запоминайте.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
- Ребята, обратите внимание на доску (на доске изображения: фортепиано, скрипка, баян, балалайка, духовые инструменты, ударные инструменты, гитара, ложки).
Сегодня мы с вами прослушаем, как звучат эти инструменты. (учитель во время рассказа о музыкальном инструменте включает мр3 запись звучания музыкального инструмента)
Итак, эти музыкальные инструменты нужно разделить на группы: классические и народные. Давайте их попробуем объединить, чтобы у нас получился оркестр: симфонический и народный.
Фортепиано название этого инструмента складывается из двух итальянских слов forte – громко и piano – тихо, то есть на этом инструменте можно играть различные произведения. Многие композиторы писали свои произведения только для фортепиано. Петр Ильич Чайковский написал для своих племянников «Детский альбом».
Слушание П.И. Чайковский - Вальс - Детский альбом
- Ребята, а как же звучит скрипка? Давайте послушаем, ведь не зря ее называют «душой музыки». Мы прослушаем произведение, которое сейчас слушали, только добавим скрипку
Слушание П.И. Чайковский - Вальс - Детский альбом фортепиано и скрипка
- Вам понравилось? Так вот, дети, это инструменты классические, которые встречаются только в симфоническом оркестре. А как же звучит балалайка?
Слушание балалайки
- Всем захотелось пустится в пляс, вот оно волшебство русской королевы музыкальных инструментов.
- Ну, и конечно, как же без баяна и гармони? Обратите внимание, что у баяна больше клавиш чем у гармошки. Давайте сравним их звучание.
Слушание баяна и гармони.
- Дети, что вы услышали?
(предполагаемые ответы обучающихся)
- Обратите внимание на клавиатуру баяна и гармони. Вот почему так разнится звук. У гармони всего два ряда, но она может передать всю душевность мелодии. Ну, как же наш оркестр может существовать без ударных инструментов? Ученые спорят до сих пор какой инструмент появился раньше. Так вот, ребята, один из первых музыкальных инструментов – это барабан. Конечно, это не был барабан, который мы привыкли видеть…первобытный человек ударил палкой по камню, дереву и услышал звук, а когда люди научились обрабатывать кожу животных, тоже звук получился. Давайте послушаем как звучит современный барабан.
Слушание барабана.
- Вам понравилось? А как же звучат наши ложки? Ведь уметь выстукивать ложками – это искусство!
Слушание ложек.
- Ну, и конечно не один оркестр не обходится без духовых инструментов. В народном оркестре – это гобой, флейта, волынка, свирель, жалейка, рожок. В симфоническом оркестре – это валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба. Предлагаю вам дома нарисовать один из духовых инструментов и на следующем уроке рассказать о нем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
А сейчас я узнаю, как вы усвоили тему, для этого разгадайте загадки:
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень» (Балалайка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких… (Ложках)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармонь)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)
Все мы очень любим слушать
Как поет у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная… (Гитара)
На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на… (Фортепиано)
РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Ребята, перед вами лежат нотки разных цветов. Обратите внимание на доску, вы видите красный лист, на котором написано, что урок был не понятен и не интересен, если вы так считаете – поднимите нотку красного цвета. Далее мы видим лист желтого цвета – поднимите желтую нотку, если вам было интересно, но вы что-то не поняли, но вы очень старались. И зеленый лист означает, что вам было интересно, вы все поняли и хотите знать еще больше.
- Спасибо, а теперь подведем итоги нашего урока. Вы сегодня очень старались, мне было очень приятно с вами создавать оркестр народных и классических музыкальных инструментов, обратите внимание на доску, все наши инструменты играют в своем оркестре. Не забывайте любить музыку. До новых встреч!