Музыка в учебно-воспитательной работе дополнительного образования.
(Из опыта работы)
Музыка – величайшее изобретение человеческого разума и души, в которой заключено множество эмоций, отражающих наши чувства, взгляды, наше отношение к окружающему миру. Величайшие композиторы и музыканты всех времён и народов создавали и создают величайшие и талантливейшие музыкальные произведения, которые радуют, вдохновляют, заставляют задумываться над смыслом бытия, окрашивают жизнь людей в цвета восторга, красоты, печали, фантазии, творческого воображения, энтузиазма и активности.
Вот уже 19 лет я являюсь руководителем детских творческих объединений: «вязание», «мягкая игрушка», «оригами», и все эти годы музыка, как верный спутник, сопровождает нашу творческую деятельность, внося в неё краски радости, творческого настроения и художественного вкуса. Так, на наших занятиях по изготовлению моделей оригами, вязаных изделий, мягкой игрушки, звучат музыкальные шедевры: А.Вивальди: «Времена года», Шуман: «Смелый наездник», Римский-Корсаков: « Полёт шмеля», П.Чайковский: «Детский альбом», «Времена года», Сен-Санс «Лебедь», русские народные мелодии: «Медведь танцует под флейту», «Барыня» и другие; звучат песни из мультфильмов и кинофильмов: В. Шаинский: «Песня о кузнечике», «Песенка Чебурашки», «Песня мамонтёнка»; музыкальные произведения Е. Крылатова «Лесной олень»; «Песня кота и пирата» Г. Гладкова; «Танец маленьких утят» в исполнении фольклорной группы В. Назарова, и другие замечательные музыкальные произведения. В процессе проведения тематических комплексных занятий, например, «Забавы матушки зимы» звучит волшебная музыка Г. Свиридова «Метель. Вальс», «Три белых коня» Е. Крылатова; «Кабы, не было зимы, в городах и сёлах», «Зима» В. Шаинского; «Хорошо, что снежок пошёл» А. Островского и другие.
На традиционных занятиях, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества, на уроках мужества, звучат песни и мелодии военных лет: «Вставай, страна огромная» Александрова, песня Блантера: «Катюша»; «Землянка» К. Листова; «На безымянной высоте» В. Баснера; «Смуглянка» А. Новикова; «Журавли» Я. Френкеля; «Тёмная ночь» Н.Богословского; «Три танкиста» Д. и Дм. Покрасс; военные марши: «Прощание славянки» В Агапкина, «День Победы» и другие. Учащиеся слушают и сами исполняют под фонограмму эти песни, проникаясь героикой Великой Отечественной войны, чувством глубокого патриотизма.

В Рождественские мероприятия мы включаем песни Юлии Славянской «Рождество», «Царица Небесная»; Фотины Никольской «Рождественская»; «Православные» В. Волкова. На ежегодно проводимых пасхальных развлечениях мы слушаем раскатистую мелодию Пасхального Благовеста, слушаем песни Фотины Никольской «Плач Богородицы», «Вынос Плащаницы», «Мария Магдалина», «С Богом»; Юлии Славянской: «Слава Богу за всё», «Пасха», «Благовест», «Мой Спаситель», «Светлый день»; водим хороводы под народные мелодии: «Красно - солнышко», «Гуляю» и другие.

Провожая широкую Масленицу, мы слушаем произведение П.Чайковского «Времена года» - «Масленица», дети пляшут под мелодии народных песен в исполнении Л. Руслановой: «Валенки»; «Я на горку шла»; «У нас нонче Субботея», «Калинка» - О. Воронец; под весёлую народную музыку: «Камаринская», «Трепак», «Барыня», «Кадриль», «Гусачок», «Яблочко», в исполнении талантливых музыкантов: С. Привалова (гармонь), О. Буденкова (ударные инструменты), В. Федосеева (баян), под управлением А. Беляева.


При проведении выставок – презентаций детских работ, мы включаем в музыкальное сопровождение песни: В. Шаинский «Маленькая страна» в исполнении Н. Королёвой; М. Минков «Где водятся волшебники», «Да здравствует сюрприз!», «Дорогою добра»; Г. Гладков «Подари мне этот мир», «Прощальная песня» из кинофильма «Обыкновенное чудо» и другие. Мы выступаем, поём и танцуем не только под наши народные песни и мелодии, под музыку Российских композиторов и музыкантов, но используем и музыкальные произведения зарубежных исполнителей. Так, во время демонстрации вязаных изделий, учащиеся показывали свои работы под музыку группы «Boney M» и «OTTAWAN».
На мероприятиях, посвящённых международному женскому Дню 8-е Марта: «А ну-ка, девочки!», в праздничных концертах, звучат мелодии вальсов, полек, менуэтов, сопровождающие различные конкурсы и концертные номера. Эти музыкальные жанры вносят оживление, дарят море положительных эмоций, способствуют самовыражению, развитию творческой активности детей. На праздничных занятиях, в беседах о покорителях космического пространства, героях космоса: Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко, А. Николаеве, А. Леонове и о других прославленных космонавтах, звучат песни в исполнении ансамбля «Земляне»: «Земля в иллюминаторе»; «Я Земля» в исполнении О. Воронец; «Девушку чайкой зовут» (А.Долуханян.) в исполнении М. Магомаева, «Он сказал: «Поехали!»» (А. Пахмутова) в исполнении Ю. Гуляева, и другие. Также учащиеся слушают и выполняют различные космические задания под звёздные музыкальные композиции Жана Мишеля Жарра.
Музыка вносит в учебно-воспитательный процесс яркость, оживление, одухотворение, креативность. Она дисциплинирует, организует, сплачивает детский коллектив, пробуждает лучшие чувства в юных душах и сердцах, заставляет работать воображение, развивает творческую активность, лучшие душевные качества и настроения, поэтому она всегда любима, востребована и всегда будет иметь почётное место в педагогической работе.