СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная беседа "Путешествие в эпоху барокко"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная беседа, в которой рассказывается о творчестве итальянского композитора Антонио Вивальди.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная беседа "Путешествие в эпоху барокко"»

Путешествие в эпоху барокко


Музыка! Она помогает нашей душе выпрямиться и расцвести… Она не подвластна веяниям моды и капризам времени. Времени настоящего и давно прошедших веков.

Далёкий XVII век – эпоха барокко. Это подлинный век музыки. Название стиля «барокко» переводится как «вычурный», «изысканный», «странный».

Один из знаменитых итальянских поэтов этого времени говорил: «Задача искусства – удивлять». Посмотрите, какие величественные, грандиозные здания строили в эту эпоху, сколько на них украшений!

(Показ иллюстраций архитектурных сооружений эпохи барокко)

Посмотрите, какие платья тогда носили, модными были высокие парики.

(Показ иллюстраций)

Эпоха барокко подарила нам великих композиторов – И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Ви-вальди. Они жили очень давно, несколько столетий назад, но их музыкой мы наслаж-даемся и сегодня.

Сегодня мы с вами познакомимся с великим итальянцем Антонио Вивальди. Он ро – дился в одном из самых красивых городов Италии – в Венеции. (Показать фотогра-фию главной площади Венеции и собора Св. Марка.) У Вивальди была музыкальная семья. Он был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери) брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал исключительную музыкальную одарённость, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте 10 лет он смог замещать отца в оркестре собора Св. Марка. Первое сочинение Вивальди относится к 1691 году – молодому композитору должно было исполниться всего три-надцать лет! Уже в первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди.

Родители маленького Антонио мечтали о том, что их сын станет священником. После того как Антонио окончил школу для священнослужителей, он понял, что душа его тянется к музыке и всю свою жизнь он хочет посвятить именно ей. Когда ему испол-нилось 25 лет, он оставил служение в церкви и поступил на службу в приют «Оспеда-ле делла Пьета». Здесь жили и воспитывались девочки, оставшиеся одни, без родите-лей. Антонио Вивальди работал учителем игры на скрипке, руководил приютским ор-кестром и очень много сочинял. Вскоре А.Вивальди становится известным и уважае-мым композитором.

Антонио Вивальди вошёл в историю музыкального искусства как мастер инструмен-тальных концертов. Он писал концерты для самых разных солирующих инструмен-тов – виолы, лютни, флейты, гобоя, кларнета, валторны…

Однако больше всего концертов он написал для солирующей скрипки и оркестра. Среди них – «Времена года». Они так и называются – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». В этих концертах Вивальди выразил свою любовь к природе. Мы с вами услышим, как композитор с помощью звуков сумел нарисовать нам живые картинки: порывы ветра и птиц, сон пастушка и лай собак, раскаты грома и потоки ливня, охоту и уютный вечер у камина.

Каждому из четырёх концертов Вивальди предпослал стихотворение – сонет, кото-рый помогает слушателю понять, о чём рассказывает музыка. Я прочитаю вам сонет, посвящённый концерту «Весна». Всё то, о чём рассказывается в стихах, с помощью звуков передаст нам музыка. Подобно картине художника она нарисует музыкальную картину весны.

Весна


Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.


Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.


Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.


Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.


Первая часть концерта (а каждый концерт состоит из трёх частей) начинается радост-ным мотивом, который олицетворяет приход весны. Птицы приветствуют весну радо-стным пением, и реки несут свои воды. Этот мотив будут несколько раз повторять со-лирующая скрипка и весь оркестр на протяжении всей части. Затем вы услышите пе-ние птиц, которые приветствуют весну. Как чудесно это изображают скрипки, звуча-щие в высоком регистре! Вновь звучит ликующий мотив весны. Его сменяет эпизод, рисующий журчанье ручья и дуновение Зефира. Зефир - это тёплый, лёгкий ветерок. Потом мы услышим, как музыка становится мрачной, взволнованной, тревожной: «Чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом». Раскаты грома передаёт грозное, стремительное звучание всего оркестра. Музыка изображает даже вспышки молнии. Но вот гроза проходит, вновь поют птицы.

Дети слушают первую часть концерта «Весна».

Вторая часть концерта называется «Сон крестьянина». Крестьянин – это человек, жи-вущий в селе или деревне. Он занимается земледелием, выращивает овощи, фрукты, растит хлеб. Сейчас вы услышите нежную мелодию, которую исполняет солирующая скрипка. Она «рисует» нам сладкий сон крестьянина. Мягкий пунктирный ритм у всех скрипок оркестра напоминает шелест листвы. Альтам Вивальди поручил изображать лай и тявканье собаки, которая охраняет сон хозяина.

Дети слушают вторую часть концерта.

Третья часть концерта называется «Танец пастораль». Слово «пастораль» означает пастушеский. Музыка напоминает стремительный деревенский танец. В нём слышится ритм старинного танца сицилианы. Под радостные звуки волынки танцуют нимфы и пастух, а над ними – ясное весеннее небо. Дети слушают третью часть концерта.

Второй концерт называется «Лето». Я прочитаю вам сонет, который поможет понять, о чём рассказывает музыка, какие чувства она передаёт в этом концерте.


Лето.

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушкин голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

А тёплым ветром напоен простор.


Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.


Первая часть концерта «Лето» рисует нам картину жаркого дня и собирающейся грозы. Под жестокими лучами палящего солнца стадо разбредается. Кукует кукушка, поет горлица, дует легкий ветерок и плачет пастух. Он страшится жестокого Борея. Борей, ребята, - это холодный северный ветер, предвестник грозы. Все, о чем я вам рассказала, изображает музыка.

Дети слушают первую часть концерта «Лето».

Вторая часть концерта рисует нам пастушка, который боится наступающей грозы. Все наполнено атмосферой её ожидания. Мы слышим, как оркестр изображает раскаты грома. Заканчивается вторая часть затишьем перед бурей. Музыка звучит тихо и приглушенно.

Слушание второй части концерта.

И вот буря разразилась. Музыка изображает настоящий ливень, вспышки молнии. Наконец грянула буря. Сверкает грозное небо, хлещет ливень…

Слушание третьей части концерта.


Следующий концерт из цикла «Времена года» называется «Осень».

Осень

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.


А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.


А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след, найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.


В первой части концерта, которая называется «Танец и песня крестьян», мы с вами попадаем на веселый праздник урожая. После веселых утех они засыпают. Музыка изображает, как крестьяне разливают вино. Она полна ликующего веселья и радости.

Слушание первой части концерта «Осень».

Вторая часть рисует нам картину южной теплой ночи. На землю опускается ночь, музыка звучит таинственно и призрачно.

Слушание второй части концерта.

Третья часть называется «Охота». Музыка изображает звучание охотничьего рога, скачку, погоню, выстрелы и лай собак. Охота начинается на рассвете. Дикий зверь испуган шумом пальбы и лае собак. Он устал, обессилел от бега и, затравленный, погибает.

Слушание третьей части концерта.


Последний концерт цикла «Времена года» носит название «Зима». Я прочитаю вам сонет, который А.Вивальди предпослал своему произведению.


Зима

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.


Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.


На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.


А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.


Первая часть рисует нам одинокого путника. Среди холодного снега, обдуваемый сильным ветром, бредет путник, стуча от холода зубами.

Слушание первой части концерта «Зима».


Музыка этой части рисует нам тепло очага. Как славно проводить у камина спокойные и тихие зимние вечера! Музыка звучит трепетно и нежно, она словно завораживает слушателя своей чарующей мелодией.

Слушание второй части концерта.

Музыка изображает нам, как люди медленно идут по льду, боясь упасть, ступают осторожно. Поскальзываются, падают, снова встают и идут дальше. Дует холодный северный ветер Сирокко. Это и есть настоящая зима.

Слушание третьей части концерта.




































Музыкальная беседа «Путешествие в эпоху барокко»

Используемые материалы:


  1. Научно – методический журнал «Музыка в школе» 5/2011.


  1. Коллекция «Великие музыканты» том 1. Антонио Вивальди «Времена года» вып. 2008 г.


  1. Аудио-запись: А.Вивальди «Времена года» в исполнении:


Михаил Вайман – скрипка

Камерный оркестр Ленинградской филармонии, художественный руководитель Лев Шиндер.