СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальное образование и ИКТ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье расматриваются основные преимущества применения ИКТ в музыкальном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное образование и ИКТ»

Музыкальное образование и ИКТ.

Пугач И.С., преподаватель, концертмейстер КГБПОУ ККИ (Камчатский Колледж Искусств)

Современные люди, это поколение цифры, поколение информационных технологий, компьютеров и прочих гаджетов.

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В область образования активно внедряются процессы компьютеризации, интернетизации, а также информатизации. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Отдельного рассмотрения требует вопрос использования ИКТ в преподавании таких дисциплин как музыка и искусство. Многие считают, что обучение музыке с использованием компьютерных технологий невозможно и искажает весь смысл музыкального образования. Это совершенно не так!

Музыка и компьютер — совершенно совместимые вещи. Интересное сочетание представляет собой использование на занятиях музыкальных инструментов и компьютера (например синтезатора и компьютера). Существует множество программ для работы с музыкой. Условно их можно разделить на несколько основных групп: музыкальные проигрыватели; музыкальные конструкторы; музыкальные энциклопедии; обучающие программы; программы для импровизации; сочинения музыки; программы для пения караоке.

Одним из самых распространенных и доступных способов внедрения ИКТ технологий в музыкальное образования является использование программы Microsoft Power Point. Применение данной программы позволяет повысить интерес учащихся к музыкально-образовательной деятельности. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point позволяет за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран, что позволяет сделать занятие более наглядным и интересным, развить у обучающихся способность сравнивать произведения и различных эпох и стилей, различные манеры исполнения произведений, проводить проверку знаний произведений композиторов.

Информационно-коммуникационные технологии применяются не только как средство обучения, но и открывают педагогу новые возможности осмысления своего педагогического опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества. Использование сети интернет в образовательной сфере, позволяет быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей, общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, вебинарах и т.д. Всё это облегчает и минимизирует по времени подготовку педагога к занятиям. При подготовке к урокам именно из Интернета на различных сайтах можно узнать о новинках в мире музыки; использовать материалы сайтов, посвящённых современной музыке и современным композиторам. Огромную помощь в преподавании музыкальных дисциплин оказывают музыкальные энциклопедии: “Энциклопедия классической музыки», “Шедевры музыки”, “Музыкальные инструменты”, “Классическая музыка”, “Популярная музыка”. Работая с программой “Энциклопедия классической музыки” возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. В энциклопедии “Музыкальные инструменты” собрана коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия, можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания, с историей отдельных инструментов.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки.

Область применения и количество интерактивной поддержки в работе музыканта-педагога может быть безграничной, главным её ограничителем является инициатива и степень знакомства с интернет ресурсами самого педагога.

Для расширения музыкального и интеллектуального кругозора обучающихся можно завести отдельную интернет страницу, где будут постоянно выкладываться интересные фильмы посвященные жанрам музыки, биографии известных композиторов и музыкантов, аудиозаписи, картины, ссылки на интернет статьи и другую полезную информацию. Такой способ общения педагога с обучающими позволит более полно и качественно реализовать образовательную программу по конкретной дисциплине.

Одним из самых полезных и интересных способов сделать занятие более продуктивным, развить у студентов способность находить и анализировать информацию, это поиск и сравнение различных вариантов исполнения одного и того же произведения. Достоинство данного метода заключается в том, что его можно использовать не только на тех произведениях, которые изучаются по специальности, но и на тех, которые проходятся в курсе слушанья музыки и музыкальной литературы.

Нельзя забывать про использование компьютерных технологий и интернет ресурсов в дистанционном обучении. Конечно, полностью перейти на заочное обучение не получится, но использовать такое обучение на отдельных блоках упражнений, которые обучающиеся могли бы выполнять дистанционно, вполне возможно (сольфеджио, музыкальная литература, слушанье музыки). Дистанционно обучение является хорошим способ для решения проблем, связанных с изучением отдельных дисциплин в условиях длительной болезни учащегося или педагога, или для обучении детей с ОВЗ. Применение технологий дистанционного обучения значительно бы облегчило обмен опытом преподавателей и студентов различных ВУЗов, городов и даже стран, подготовку к масштабным конкурсам и концертам.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Грамотное и систематическое применение информационных компьютерных технологий дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного распределения времени, реализовывать творческий потенциал. Таким образом, невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

1